(Фрагменты стенограммы)
13 января
Высокопреосвященнейший Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский
Собор в нашем широком понимании - это собрание лиц, которые хотят что-то решить и прийти к общему согласию. Мы с вами сейчас переживаем сложное время. Оно характерно тем, что от старого мы пока не ушли и к новому не пришли. И мы находимся на какой-то средней линии и не знаем, что делать.
Как правило, общество развивается по восходящей линии. Бывают, конечно, спады, определенные неустроения, но, как правило, общество развивается по определенным законам. Тогда же, когда законы меняются и меняются подчас резко, человек неподготовленный теряет ориентацию в этой жизни. И, наверное, я не открою большого секрета, если скажу, что те новые веяния, с которыми мы столкнулись, подчас оказались для нас из ряда вон выходящими, и мы к ним не были готовы.
И вот Собор должен в какой-то мере показать нам с вами или прояснить для нас, что мы должны делать и к какому согласию прийти. В какую сторону двигаться. Какими руководствоваться примерами. Надо понять, какие цели мы перед собой ставим и что мы хотим получить в той или иной обстановке.
Я думаю, что мы, в конце концов, найдем общее согласие, мы придем, как говорят, к общему знаменателю, ибо наша историческая память свидетельствует нам о том, что мы с вами подобную ситуацию переживаем не впервые. Историческая память свидетельствует нам, что наши предки, наши отдаленные родичи уже были в подобных ситуациях, и они с честью выходили из сложных испытаний. Призывая Божие благословение на труды Соборные, мы желаем успеха и, главное, полезных результатов. Бог да хранит вас всех.
Илькаев Радий Иванович
Наше общество сейчас нуждается в том, чтобы сообща обсудить коренные вопросы, которые определяют наше развитие, чтобы по этим коренным вопросам было общественное согласие. В противном случае, в нынешнее время нам не удастся сделать ничего толкового.
Меня, как специалиста, как гражданина, интересует и беспокоит много вопросов, на которые сейчас, к сожалению, нет ответа. Эти вопросы нужно очень серьезно обсудить на всех уровнях нашего общества, по этим вопросам нужно создать общественное мнение. А общественное мнение создает, в первую очередь, интеллигенция, то есть, по существу, те люди, которые собрались в этом зале и которые должны донести свою точку зрения (после того, как они придут к согласию) до широких слоев общества.
Какие проблемы нас беспокоят? Энергетическая проблема. В России это совершенно специфическая проблема. Наша страна кардинальным образом отличается от всех других стран своей протяженностью. Поэтому, если мы не решим энергетической проблемы, то любое правительство, любой президент, который придет к власти в будущем, не сможет обеспечить экономическую целостность такой страны. Когда поездка гражданина с западной окраины России на восточную эквивалентна кругосветному путешествию, вы понимаете, что это значит.
Раньше эту проблему решали очень просто: были колоссальные дотации. Сейчас их нет, и в будущем их не будет. Это означает, что энергетика для России - кардинальный вопрос.
Вторая проблема, которая меня волнует и беспокоит, относится к области наших политических тенденций. Это наш известный российский, русский максимализм. Начнем с большевиков - им нужна была Россия, но только большевистская. Некоторым демократически настроенным политикам сейчас нужна только демократическая Россия, другая не нужна. А народу нашему на самом деле нужно развитие духовное и материальное, богатство духовное и материальное. А способы их достижения уже вторичны. Что же касается наших политиков, они способы своей работы превратили в цель, поставили на первый план, и уже много десятилетий ведут борьбу между собой на уничтожение. Я думаю, общество должно, в конце концов, договориться и небольшевистскими способами ликвидировать этот максимализм.
Должно быть принципиальное согласие по политическим вопросам: какие же у нас, как у народа, основные цели. А способы политики пускай предлагают свои, пусть добиваются достижения этих целей какими-то путями.
Что беспокоит: такое огромное государство, такой огромный народ с колоссальной историей и культурой не может жить без цели. У него должна быть национальная идея. Она сейчас пока не сформулирована. Мы отошли от прежней идеи и не пришли к новой. Но не может быть национальной идеей способ организации рыночной экономики.
На ближайшее время многие предлагают такую общенациональную цель: сохранить целостность нашего народа, его культурное ядро. С этим сейчас очень большие проблемы. Я думаю, на некоторое время эта цель могла быть совершенно приемлемой для всего общества. Есть также вопрос о том, кто же возьмет на себя ответственность за нравственное состояние общества. До конца этот вопрос не обсужден. Я думаю, за это должна взяться православная церковь, и я думаю, она с этой задачей справится.
Последнее, что я хотел бы сказать, что меня беспокоит, это оборонная программа России - то, к чему мы имеем непосредственное отношение. Мы теперь живем совсем в другом государстве. У нас с вами до последнего десятилетия была самая крупная армия, самые крупные вооруженные силы и мощнейшие ядерные силы. Сейчас у нас такой армии нет и в будущем не будет, потому что наша экономика сейчас и в будущем эти вопросы решить не сможет.
В этих условиях нам нужно выработать приоритеты. Так как же мы с вами будем защищать 14 или 15 тысяч километров наших границ, при населении, которое почти на порядок меньше, чем у наших соседей, особенно южных? Ясно, что это можно делать, только обеспечивая сдерживание, имея ядерное оружие и высочайшие неядерные военные технологии. Это означает, что приоритеты государственной политики должны быть четкими, и в первую очередь - ядерное оружие и перспективные неядерные технологии. Но об этом мы должны договориться в обществе, чтобы это было осознано и поддержано всем народом.
И, конечно, наука и образование, без которых Россия как мощнейшее и культурное государство, о котором знают во всем мире, не может существовать. Здесь мы тоже должны определить основные приоритеты и основные направления работ. Без науки и образования мы не обеспечим безопасность страны в XXI веке.
В заключение пожелаю Собору успехов. Эти наши собрания нужно сделать традиционными. Мы участвовали в подобных собраниях в различных российских городах и за границей. Организаторы сделали правильно, что решили проводить такие собрания на нашей замечательной саровской земле.
Поздняев Андрей Константинович
Несколько слов о том, что собой представляет Всемирный Русский Народный Собор. Эта общественная организация была создана в 1993 году. С тех пор прошли три соборные встречи. В декабре нынешнего года ВРНС стал юридически зарегистрированной международной организацией, учредителем которой явились Русская православная церковь, Российское земское движение, Союз писателей России и Славянский собор «Белая Русь». В состав Президиума Собора входят видные деятели науки, культуры, предприниматели, промышленники.
Собор на сегодняшний день ставит своей целью быть не только собирательным центром, но стать движением, которое будет повсеместно распространяться по России. Принято решение о создании региональных отделений ВРНС. О целях и задачах Собора вы сможете узнать из документов, которые я привез и передал организаторам вашего собрания.
Священный Синод Русской православной церкви на своем заседании приветствовал Третий ВРНС, проведенный в Москве в декабре 1995 года, и избрание главой Собора Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Участники заседания приняли решение считать важным и полезным продолжение работы Собора как постоянно действующей общественной организации и призвали церковные учреждения содействовать его деятельности.
Я считаю промыслительным, что ваш Саровский Собор проводится спустя месяц после проведения в Москве этого значимого форума, который лично приветствовали представители всех ветвей власти. На Соборе присутствовали лидеры ведущих партий и движений, избирательных блоков (Собор проходил накануне выборов). Прочитаю Соборное слово, которое было принято на Соборе и обращено также и к вам, как гражданам России.
«СОБОРНОЕ СЛОВО
Мы, участники III Всемирного Русского Народного Собора, созванного в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, обсудив положение России и русского народа в преддверии третьего тысячелетия от Рождества Христова, в судьбоносное для нашего Отечества время, обращаемся ко всем русским людям, живущим в России и за ее пределами, ко всем, от кого зависит ее будущее, к единоплеменникам и единомышленникам.
Наш Собор, представляя интересы большинства общественных сфер, вправе выразить свое понимание русской действительности и предостеречь россиян от возможных бед. Главная из них - это противостояние различных политических сил.
Собор решительно заявляет о своем неприятии любого экстремизма, подрывающего государство и обескровливающего нацию. Политики не имеют права превращать борьбу идей в поле битвы, в арену кровавых конфликтов и революций. Ибо ничто не разделяет людей так, как пролитая кровь. Смена власти должна быть бескровной - в этом главный урок XX века.
Не расправы и репрессии, но мудрость и терпение созидают справедливый, осененный Божественной благодатью мир.
Мы обращаемся к Вам, русские женщины. Вашим словом, вашей любовью могут быть предотвращены худшие из бед - разрушение семьи, распад традиционной системы воспитания русского человека, нравственное разложение общества. Женщина - охранительница рода и семейного очага - должна стать оплотом и защитой здоровых общественных устоев России.
Мы взываем к сердцам и душам молодых россиян в надежде, что пример ваших ровесников - героев русской истории - напомнит вам о высоком предназначении жить не только ради удовлетворения сиюминутных желаний, честолюбивых соблазнов, но во имя ваших близких, сограждан, братьев по православной вере, и во имя высокого долга служения Отечеству. Само слово «подвиг» пусть руководит вашим сознанием в минуты исполнения воинского долга и в дни мирного труда.
Тем же, кто прошел испытание огнем войны, мы говорим: да не ожесточится душа ваша, да сбережется ваше главное устремление - желание покоя и мирного труда.
Нас тревожит отношение общества к многоопытным и мудрым соотечественникам - нашим родителям, воспитателям и наставникам. Обществу, не проявляющему о них заботы, отвернувшемуся от их зрелого опыта и совета, грозит утрата морали и достойного мироустроения. Мы обращаемся к вам, отцы и матери России. Вы многое пережили и испытали, но по-прежнему от вас зависит, каким будет завтрашний день. Мы верим в вашу мудрость и готовы поддержать вас участием в заботах повседневных.
При всех разговорах о «выгоде», «интересе», «экономической пользе» нам следует помнить о нравственной первооснове экономики, о развитии ее в интересах общего благополучия, а не личной корысти. Об этом мы, участники Собора, напоминаем создателям новых экономических теорий, реформаторам, государственным деятелям, ответственным за благосостояние народа.
Особо беспокоит Собор состояние отечественной культуры. Компрометация ее высших достижений, площадная бесстыдность печати и телевидения, разрушение многовековых установлений на созидательную духовную суть творчества как божественной данности могут обернуться бедствием распада единой нации, стать источником новых потрясений и смут. Долг русского человека - оберегать свою историческую культуру, ее святыни, дополнять ее в традициях духовного наследия, всемерно изживая пошлость и всеядность.
Русская православная церковь каждодневно возвращает нас к сознанию целости бытия, учит традиции сбережения духовных сокровищ, помогает каждому русскому человеку обрести волю и уверенность в своих стремлениях и трудах.
В дни работы Собора мы ощутили ее подлинно охранительную силу. Только с Матерью-Церковью, с ее заступничеством и молитвами сможет русский народ избежать нравственной деградации и национальной катастрофы.
Русские люди! Все добрые люди России! Прислушайтесь к голосу Собора, обретите в нем свой голос, найдите силы к духовному стоянию и помните о великом, от Бога данном и от предков наследуемом долге собирания и сбережения Отечества в духовной чистоте и исторической целостности!
Москва. Свято-Данилов монастырь. 6 ноября 1995 года.»
Ваше собрание носит прекрасное имя - Собор. Пусть это поможет в ваших повседневных делах во благо нашего Отечества.
Сладков Дмитрий Владимирович
В феврале 1995 несколько горожан, сотрудников ВНИИЭФ, побывали на II ВРНС, проходившем в Москве, в стенах Патриархии. Мы участвовали в работе секции «Национальная безопасность», сделали несколько сообщений. В заключительном слове митрополита Кирилла мы услышали призыв собираться на местах и соборно, на внепартийной основе и при участии церкви обсуждать местные проблемы. Долго мы собирались и, наконец, в августе поехали за благословением к владыке Николаю.
Каковы наши цели, с чем мы пригласили вас.
1. За последние годы в городе очень не хватает открытой площадки для конструктивных дискуссий. Когда-то эту роль в известной мере выполнял городской Совет, где была критическая масса активных людей. Теперь такой площадки нет. Быть может, нам удастся ее создать в новом виде.
В перспективе в наши планы входит организация тематических слушаний по разным проблемам городской жизни.
2. Прошли выборы в Госдуму, впереди разные иные выборы. Но для нас, живущих в этом городе, есть некий инвариантный набор важнейших дел, есть задачи, которые придется решать независимо от того, кто сядет в те или иные властные кресла.
3. Мы надеемся обсудить здесь в меру своих сил вопрос о создании на внепартийной основе организации людей, заинтересованных в будущем этого удивительного места и всей России.
Все, кто возьмет слово на нашем Соборе, и по программе, и с мест, будут выступать как жители города и граждане. Ни должности, ни звания здесь не имеют заключения. Мы рассчитываем на альтернативные выступления и вопросы, на самую острую дискуссию.
Хочу поблагодарить тех людей, без которых наше собрание было бы невозможно: АО «Инфо», объединение «Бинар», предприятие «Городская торговля», приходской совет храма Всех Святых. Большое спасибо руководству института, которое помогло привезти гостей и предоставило Дом ученых, и заводу Авангард - выступление его народного коллектива состоится вечером в этом зале в рамках культурной программы.
Агапов Анатолий Александрович
Историческая память саровской земли в единстве поколений
Саровский Собор - это общественное явление, которое выходит на качественно новый уровень по сравнению с традиционными Серафимо-Саровскими чтениями…
Единство поколений проявляется в их связи, взаимодействии и может идти по двум направлениям: профессионально продолжать дело отцов, когда идет передача знаний от старшего опытного поколения молодым; и осваивать духовное богатство, накопленное предыдущими поколениями.
Я буду говорить о втором направлении. Сейчас можно однозначно сказать, что наш город имеет историко-культурное наследие. Саровский монастырь и его достопримечательные места признаны памятником истории и культуры федерального значения. Признаны официально и по закону. Но памятник становится памятником только тогда, когда он признан общественностью, признан жителями, признан молодым поколением, когда памятники истории и культуры активно включились в жизнь.
Таким образом, получается, что историко-культурное наследие есть, а историко-культурная среда, где люди должны работать, у нас только начинает создаваться. Такую работу ведет историческое объединение «Саровская пустынь», которое уже работает пять лет…
Сладков Дмитрий Владимирович
Что впереди? О совместной стратегии развития города и института
Хочу обратить внимание на ряд существенных особенностей нынешней ситуации:
1. Прогрессирующее старение института, недостаток молодежи на всех уровнях.
2. Скрытая безработица в институте, реальный уровень которой маскируется безадресным финансированием.
3. Расслоение коллектива института по уровню доходов, политической ориентации, отношению к международному сотрудничеству, принадлежности к элите бомбоделов, и т. д. Нарушается моральная целостность, а тем самым и работоспособность коллективов.
4. Общий идейный упадок: перспективные идеи есть, но они не стали «достоянием масс» внутри института, не востребованы вовне, на общероссийском уровне.
5. Обострение социального расслоения в городе. Численность групп населения, имеющих невысокий уровень образования и не разделяющих приоритетов служения Науке и Государству, стремительно растет, они омолаживаются. Возрастной межпоколенческий разлом начинает совмещаться с социальным, образовательным и культурным.
6. Криминализация города, органично вытекающая из названных выше моментов. Если сегодня она затрагивает главным образом периферийные по отношению к институту слои населения, закономерно ожидать ее проникновения и в структуры института.
7. Обострение противоречий, связанных с перераспределением власти, влияния и собственности на данной территории.
Как выйти из этой ситуации? Здесь можно помыслить два крайних варианта.
Первый из них можно было бы назвать «возвращение к объекту» или «назад-стратегия», стратегия замораживания времени. При всей привлекательности этого варианта (в первую очередь, для элиты института) следует сказать, что сегодня он нереализуем. Попытки вернуться к схеме жизни выросшего города, как ведомственного объекта Минатома, в сегодняшних условиях бесперспективны.
Второй вариант можно было бы назвать «превращение в обычный город» или «вниз-стратегия», стратегия упадка и регресса. Подобное развитие событий, наоборот, очень даже возможно и в настоящее время понемногу реализуется на деле, но означает потерю для России уникального научно-производственного центра.
Возможен ли третий вариант развития? Возможна ли «вперед-и-вверх-стратегия»? С нашей точки зрения, возможна. Она лежит на пути превращения не только института, но и города в один из опорных пунктов очередной российской научно-технологической революции.
Ряд моментов представляются здесь существенными. И именно они могли бы составить основу совместной стратегии развития города и института.
1. Необходима широкая кампания по пропаганде новых масштабных проектов, способных определить для института достойные перспективы.
В сегодняшних условиях, когда за финансирование надо бороться, институт испытывает огромный дефицит открытой риторики, способов аргументации и убеждения. Построение идеологических оснований деятельности института в современных условиях должно стать важнейшим направлением работы его ученых.
К этой работе должны быть привлечены лучшие научные силы института, и вестись она должна целенаправленно, в плановом порядке, войдя в планы НТС и подразделений и имея статус не меньший, чем непосредственно «основная тематика». Нужны новые общероссийские и глобальные проекты, которые были бы, по крайней мере, столь же значимыми для страны и мира, как и работа над ядерным оружием.
Стержнем этой работы должна явиться постановка задач, актуальных и общезначимых, в первую очередь, с нравственных позиций. Это защита Отечества, экологическая безопасность страны и мира, спасение цивилизации от внешних угроз и внутренних болезней развития, формирование нравственных и технологических альтернатив цивилизации потребления, выработка соответствующих жизненных укладов.
Только на этом пути можно восполнить существующий в настоящее время идейный и моральный дефицит, который является одной из важных причин нежелания молодежи идти в институт.
2. Когда мы говорим об институте, следует понимать, что здесь есть две реальности. Это развитие науки и производства, обеспечивающих крепость оборонного ядерного щита России, ее перспективы как самостоятельной научно-индустриальной державы. И это выживание огромного коллектива людей, служащих в конкретной государственной организации - РФЯЦ-ВНИИЭФ.
Эти две реальности связаны между собой очень тесно. Но они не одно и то же! В сегодняшней же дискуссии о будущем института они практически всегда отождествляются.
Представляется, что нужно последовательно простраивать перспективы развития научно-технологического оружейного комплекса России, исходя из внутренней логики имеющихся задач. Задачи же выживания коллектива, людей надо решать как очень и очень важные, но отдельные, требующие своих адекватных средств и методов, солидарных усилий города и института.
И если методы и подходы в этих двух секторах будут смешиваться между собой, у нас через некоторое время не будет ни оружия, науки и технологий, ни выживания и социальной стабильности.
3. Прогресс города и института станет возможен лишь при условии, если базовым, стержневым процессом всей жизни и деятельности на этом участке российской земли станет образование. По большому счету, единственная надежда города - на пути его превращения в общероссийский образовательный центр, и этого надо добиваться, используя в полной мере капитал влияния как всего института и города, так и отдельных ученых, администраторов, предпринимателей, деятелей культуры.
Развитие образования в городе и институте имеет, по крайней мере, четыре самостоятельных функции:
- обеспечение деятельности института путем воспроизводства квалифицированных кадров, научных школ, редких технологий;
- восстановление в новых формах прежней практики регионального и всероссийского отбора молодежной элиты, воссоздание на новом историческом этапе своего рода «интеллектуального заповедника» общенациональной значимости;
- предотвращение социального регресса средствами образования, сглаживание социальных и культурных разломов, существующих между различными слоями населения города, культурно-образовательная экспансия в целях общей стабилизации городской жизни;
- омоложение научных и административных верхов института через создание престижного не только в городском, но и в российском масштабе сословия преподающей профессуры.
Весьма важно обратить внимание на открытый характер работы по развитию образования. Это связано и с выделением направлений российского научно-технологического прорыва, и с идеологическим обоснованием деятельности института, о чем говорилось выше.
Подобная работа не может делаться лишь силами «учреждений», сколь бы велики и сильны они ни были, а требует организации специфической жизни научной и научно-педагогической общественности, организации каналов общения и неформального творческого взаимодействия по самой различной проблематике. Все эти процессы должны иметь свое обеспечение: клубы, печатные издания, дискуссионные площадки. Особо следует указать на необходимость формирования разновозрастных клубов, ориентированных на втягивание талантливой молодежи.
4. Если мы берем курс на создание своеобразного «интеллектуального заповедника», опорной точки развития, имеющей общероссийское значение, совершенно понятно, что такое уникальное место нуждается в защите. Так выдвигается на первый план тема ПРАВОПОРЯДКА и БЕЗОПАСНОСТИ.
Одним из возможных механизмов обеспечения правопорядка и безопасности могло бы стать объединение этих функций с функцией образования. В городе необходимо размещать учебные центры по подготовке и тренировке кадров в области правопорядка и безопасности. Один правильный шаг в этом направлении уже сделан - принято решение о размещении здесь учебного центра по борьбе с терроризмом.
Социальную базу для роста преступности в городе быстро ликвидировать не удастся. Эта работа, связанная с общей социально-экономической ситуацией в городе и институте, должна быть рассчитана на длительный срок. Но вполне возможно создать обстановку значительного дискомфорта для криминогенных слоев населения. И здесь в первую очередь нужна законодательная база, принятие положения о безопасном порядке функционирования города и его основных предприятий.
5. Изменения требует и городская строительная политика. Значительные средства из городского бюджета тратятся на многоэтажное жилищное строительство. Представляется, что надежда на получение жилья служит своего рода насосом, привлекающим в город новое население из округи. Конечно, здесь нужен очень детальный социальный мониторинг, анализ социальной структуры города в ее динамике.
Представляется, что расходование определенной части средств из городского бюджета необходимо переориентировать на работы, повышающие качество городской среды, в первую очередь, на интенсивное развитие учебной базы. Надо очень внимательно рассмотреть возможность постепенной передачи МИФИ-4 всего квартала между улицами Духова - Ленина - Александровича - Шевченко с его поэтапной реконструкцией.
6. Реализация масштабных программ развития требует соответствующего финансирования. Есть ли у нас внутренние резервы? Представляется, что есть. Это, в первую очередь, более эффективное использование средств различных фондов: занятости, здравоохранения, культуры, охраны природы. Есть и другие пути, которые требуют обсуждения. Вся деловая активность муниципальных и частных предприятий в нашем городе осуществляется, в конечном счете, за счет той городской инфраструктуры, которая в свое время была создана для обеспечения деятельности основных предприятий. Все они так или иначе пере-распределяют, главным образом, бюджетные средства, которые целенаправленно выделяются ВНИИЭФ и заводу «Авангард». И в этих условиях будет справедливым ввести особый местный налог на эксплуатацию городской и производственной инфраструктуры, направив эти средства на реализацию программ развития.
7. Отдельной работы требует соорганизация профессионального цеха ученых-ядерщиков, инженеров, конструкторов, квалифицированных рабочих. Здесь нужна как своя идеология, мораль, нормы профессиональной чести, заявленные гласно и публично, так и соответствующие формы организации. Профсоюзы с очевидностью не справляются с этой работой. Такие структуры, как Совет трудового коллектива или новые профсоюзы разработчиков и испытателей, озабочены, главным образом, проблемами выживания, а не прорисовкой масштабной перспективы развития.
Работа по профессиональной консолидации должна быть ориентирована, в первую очередь, на внесение в профессиональную среду ясных и общепризнанных моральных норм, на соединение повседневной профессиональной практики с историческими, культурными и религиозными основаниями России. И начинать эту работу надо как можно раньше, бережно и заботливо восстанавливая необходимый союз Церкви и Образования.
Уже много десятилетий на этой земле идет напряженное и самоотверженное служение Государству. Но одна лишь работа по государственному строительству и укреплению безопасности государства уже не может эффективно противостоять всему многообразию встающих перед Россией опасностей. Представляется, что сегодня должна быть поставлена и детально проработана такая масштабная проблема, как духовная, нравственная, экологическая и технологическая безопасность многонационального российского этноса. И это в первую очередь задача профессионалов.
Жизненно важный вопрос - укорененность этой профессии на этой российской земле. И здесь необходима особая работа по созданию профессиональной символики, профессионального предания, профессиональных укладов жизни. Здесь необходимы адекватные исторические образцы. И они, с нашей точки зрения, есть не только в советском периоде, хотя там они, конечно, тоже присутствуют.
Внимательных размышлений требует тот факт, что институт и город выросли в местах монастырских, где подвизался преподобный Серафим.
Возможно, это соположение столь различных реальностей явится той творческой точкой роста, которая даст новую жизнь институту, городу, России.
Коноплева Ирина Александровна
Историческая связь Сарова и Дивеева
Два святых места - Саров и Дивеево - играют особую роль в русском и всемирном Православии, в отечественной и мировой культуре. Географически они расположены недалеко друг от друга, однако на достаточном для путника расстоянии, чтобы он смог глубже осознать воспринятое в Дивееве, подготовить себя к ожидаемому в Сарове.
Исторически Саров и Дивеево связаны между собой на протяжении столетий. Обе святыни подвигами праведных избранников возвеличивали и дополняли друг друга.
Дивеевская обитель возродилась. Саров в этом отношении идет другим путем. Саровские энтузиасты за последние годы немало сделали по восстановлению исторических и духовных памятников монастыря. Их деяния продолжают историческую связь двух великих обителей Православия…
Федоров Алексей Викторович
О возрождении православных традиций в саровских школах
Закон о религиозных организациях и свободе совести запрещает преподавание религии в школах. Разрешается преподавание только в виде необязательного факультатива. Руководители школьного образования в нашем городе говорят, что закон вообще запрещает преподавать Православие, даже в виде факультативов.
Мировоззренческой системы в стране и в образовании сейчас нет. И идет мощное наступление различных сект и религий под флагом плюрализма. Нам давно пора защищаться. В России есть своя система мировоззрения, она у нас в крови, ей тысяча лет. Она выдержала все испытания. Это самое мощное мировоззрение, самая сильная система…
Очень много зависит от руководителей города и городского образования. Разные руководители трактуют закон по-разному. Но неужели мы хотим, чтобы в нашем городе росли пьянство, табакокурение, сквернословие, преступность?
Предложения:
1. Открыть в городе монастырь.
2. Просить прислать нам для возрождения литургической жизни в стенах монастыря архимандрита, игумена или иеромонаха.
3. Постепенно вводить в школах города факультативы по основам культуры и нравственности.
4. Проводить, как в других городах, регулярные семинары педагогов и представителей Церкви.
5. Организовать православные курсы для педагогов.
6. Организовать в школах библиотеки духовно-нравственной литературы.
7. Изыскать дополнительные помещения для воскресной школы.
8. Организовать библиотеки духовно-нравственной литературы и православные лектории в воинской части и других организациях.
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай
Позвольте ответить. Невозможно открывать монастырь, не имея соответствующей базы. Открыть монастырь - ума большого не требуется. Подписать бумажку за три секунды. А куда монахов селить - на крышу или по частным квартирам? Некуда. Освобожден ли основной монастырский комплекс? Нет. В течение 3 секунд не освободить. Театр, как котенка за шиворот, выбросить мы не можем. Надо соизмерять свои желания с нашими возможностями.
Монастырю нужен хороший руководитель, а его тоже еще нужно найти.
Мы принимаем Ваше обращение, но пока кладем под сукно.
Здесь сказали: православная церковь должна консолидировать общество. Но она сможет это делать, только если будет школа. Мы открыли при нашем храме детский православный центр. А чем платить будем учителям? Будем ходить и «...дайте бедному на хлеб». Сегодня дали, завтра дали. А потом - ну сколько же можно? А ребят надо учить. И до тех пор, пока церковь не будет иметь базу, будут большие трудности.
Город небольшой. А почему не выйти, как мы сделали это в Нижнем, на начальника образования, почему не собрать преподавателей? И вопрос бы сдвинулся. Вы же должны понимать: 70 лет говорили «нет, нет, нет», в одну секунду никто не заговорит «да».
Образование - сложный вопрос. Преподавателей нет. Они появятся через 5-10 лет. Сойдет поколение - и придут к сознанию, что нужно. А сейчас приходится доказывать. Мы в Нижнем доказываем, но доказали не полностью, что секты вредны для нас. Когда они появились, я сразу восстал против них, и мы с губернатором ругались, с его юридическим отделом. Меня назвали мракобесом. Ничего, мол, я не понимаю - передовое началось. Свобода и прочая, и прочая. Я говорю: «Свобода - вещь хорошая, но всякой свободе должна быть дана определенная мера». Я не против образования, я всю жизнь учился. Не создавайте только спешку и горячку.
Очень приятно, что человек обладает энергией. Собор должен прийти к согласию, что делать, но не делать с наскока. Нужен холодный рассудок.
Не обижайтесь на меня. Сегодня вы вопрос об образовании не решите. Практически нет методических пособий. Методика появится тогда, когда человек хотя бы 5 лет прочитает курс, создаст его и предъявит обществу. Это минимум - 5 лет. А нужно создать и учебники.
Лучший учебник Закона Божьего был епископа Ставропольского Агафора. В старое время, если память не изменяет, было 30 изданий. Это был «королевский» учебник для младших учебных заведений России. Мы нашли последнее издание и издали его по самой низкой цене. 10 000 тираж, и он почти весь не востребован. Пока еще общество не готово к восприятию этого. Оно живет старыми традициями и разбудить его - ваша задача.
Суровова Наталья Федоровна
Я заместитель Зубилина, о котором здесь говорили. Понятно беспокойство за нравственность молодого поколения. И мы разделяем это беспокойство. Сегодня говорили о росте преступности. Одна из причин - мы, русские, привыкли не соблюдать законы. Закон написан, но если мы считаем, что он плохой - его нарушают. Начинать нужно с того, что мы должны быть законопослушны.
Существует закон «Об образовании» и закон «О свободе совести». Согласно этим законам муниципальные школы - светские учреждения, и поэтому преподавать Закон Божий мы не имеем права. Закон есть закон. Мы обязаны его выполнять.
В то же время и в школах нашего города есть факультативные курсы, и есть среди них такие, которые включены в сетку основного плана. Такие, как история религии, где изучаются философские, культурные моменты, связанные с религией. Родители должны сами определить, как своих детей воспитывать: то ли им получать светское образование, то ли религиозное. Ситуация не безвыходная и у нас в городе. Потому что тем же самым законом об образовании разрешено создавать и православные школы. Религиозная конфессия имеет право быть учредителем учебного заведения.