Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Новый год и Рождество Христово: не «вместо», а «вместе»

30 декабря 2011 года

Мы живем в такое время, когда появляются одни праздники и уходят в небытие другие, когда старые праздники приобретают новое звучание. А как обстоит дело с празднованием Нового года? Мы провели опрос, чтобы узнать, как его отмечают православные прихожане, какие традиции существуют в их семье.

Часть опрошенных не изменили своего отношения к празднованию Нового года после прихода в церковь. Для них он остается светским праздником.

– Наша семья встречает Новый год за праздничным столом под бой курантов. Смотрим поздравление президента. Потом с балкона наблюдаем салют, смотрим праздничный концерт по телевизору. Катя К.

– Новый год празднуем как светский праздник. В программе: поздравления близких и подарки, елка и долгожданный подарок под елкой утром для детей. На столе присутствуют постные и скоромные (для непостящихся членов семьи) блюда. Традиционно запускаем фейерверки после полуночи. Отмечаем праздник, естественно, без буйного разгула, но и не игнорируем. Елена.

– Никаких особенных отличий в нашей семье нет – просто встречаем и все. Ольга.

Большинство опрошенных отметили, что главным для них является Рождество Христово, но и в праздновании Нового года они находят много хорошего.

– Мое глубокое убеждение: Новый год – это семейный праздник. Поэтому мы всегда справляем его в кругу семьи. Раньше, когда я еще не была воцерковленным человеком, застолье было обильное и веселое. Сейчас все скромно. Встречаю Новый год вместе с родителями и дочкой-студенткой, если она приезжает на каникулы. Но самое яркое впечатление – богослужение в новогоднюю ночь в храме вмч. Пантелеимона. В этом году очень хочу вновь встретить Новый год там. Сейчас светский праздник ушел на второй план, уступив место ожиданию Рождества. Алла Шадрина.

– Новогодняя ночь – это совместное украшение елки, семейное застолье (без гостей), просмотр телевизора, гуляния, бенгальские свечи и запуск ракет, а наутро – подарки под подушкой.  В этом году, как и в прошлом, мы 31-го декабря собираемся сходить с родителями на прогулку к Серебряным ключам, набрать еловых веток для украшения квартиры. Поужинаем, пообщаемся, вспомним события уходящего года, посмотрим фотографии... и спать. Надежда и Алексей.

– Мы с мужем встречаем Новый год вместе, дома. Готовим несколько блюд постной кухни. После поздравления президента звоним родителям, друзьям, поздравляем их. Но само празднование начинается на Рождество! Мы каждый год, собираемся у бабули: дочери, сыновья, внуки, правнуки, почти все с семьями. Нас у нее 20! Приготовления начинаются накануне Рождества, собираемся всем большим семейством и делаем заготовки:  мамы режут салаты, бабуля ставит тесто для пирогов, ведь нет ничего вкуснее бабушкиных пирогов. Потрудились хорошо, пора и на Рождественскую службу. Она – одна из самых праздничных, торжественно-красивых! Тот, кто не пошел в храм, готовит рождественскую курицу или утку. В полдень все садимся за праздничный стол  и, конечно же, не обходимся без подарков. Вот такая у нас семейная традиция! Надежда Х.

Для некоторых православных Новый год не является праздником вообще.

– Мы с семьей не празднуем Новый год. Я вообще ложусь спать. Ирина.

– Когда сын был маленьким, мы наряжали елку, запускали фейверки. Теперь он вырос и уехал из города. А для себя мне ничего не надо. Никаких чувств этот праздник уже не вызывает. Наблюдая всеобщую суету, радуюсь тому, что мне не нужно в ней участвовать, стоять у плиты. Радуюсь, когда позвонит сын, поздравит. Галина.

Однако сложно проигнорировать Новый год тем, у кого есть дети. Вот что думают об этом опытные многодетные родители.

– В детском саду и школе (особенно в начальных классах) все кругом живут ожиданием Нового года, Деда Мороза и подарков. Изолировать ребенка, противопоставить его другим детям – невозможно, да и не следует. Дети живут в обществе. И такая установка таит в себе опасность вырастить человека чрезмерно самоуверенного и относящегося пренебрежительно к другим или, напротив, замкнутого и закомплексованного, страдающего от того, что он «не такой как все». Как бы мы ни относились к окружающему, но живем-то мы в мире, и учитывать законы и традиции социума все-таки нужно. Противопоставление «семья – школа» или «семья – детский сад» может нанести непоправимый вред детской психике, негативно отразиться на взаимоотношениях ребенка с другими людьми и на внутрисемейных отношениях. Нужно определить свою позицию в этой системе координат, постараться найти что-то полезное, определить меру взаимодействия даже в том, что может показаться негативным или недопустимым. Возможное решение, на наш взгляд, в том, чтобы наполнить существующую традицию новым контекстом, приемлемым смыслом и содержанием. Ведь, по сути, Новый год – событие значимое и для православных воцерковленных христиан. Молитва на новолетие, которая читается утром после литургии в храме – своеобразный мостик, соединяющий светские традиции и православное мировоззрение. Здесь точки соприкосновения с православием, на наш взгляд, очевидны. А звучание Российского гимна, бой курантов, речь президента – прекрасная возможность для воспитания у детей чувства гражданственности и любви к своему Отечеству. В новогоднюю ночь ради этих нескольких минут можно включить телевизор.

Кроме того, мы не можем игнорировать чувства близких, но пока неверующих людей. Мы просто обязаны поздравить в эту ночь наших родственников. Можно пойти в гости к родным, например, к бабушке. Дети заранее готовят концертные номера, чтобы после боя курантов, гимна и поздравлений выступить перед собравшимися за столом. По своему опыту можем сказать, что такая форма проведения праздника особенно интересна самим детям, и представляет собой хорошую альтернативу обжорству и безудержному веселью у экранов телевизоров. Родион и Виктория Горбушкины.

Уходящий год – юбилейный для прихода храма Всех Святых. За минувшие 20 лет подросла молодежь, которая с рождения воспитывалась в духе православия. Ей слово.

– Вечером мы собираемся за постным, но по случаю праздника все же вкусным столом. Говорим тосты, поздравляем друг друга. Потом папа уходит на ночную службу. Одно время смотрели фильм «Ирония судьбы…», но это не прижилось. Те из нас, кто не заснул, слушают выступление президента по радио, поскольку телевизора у нас нет, и никогда не было. Некоторое время наблюдаем за салютами за окном, а наутро все находят подарки под елкой. И с 1 января начинаем собранно готовиться к приходу главного праздника – Рождества! Ребенком я получал подарки от деда Мороза или, наверное, мне говорили, что от Ангела на Рождество, точно не помню. С детства для нас главным было Рождество, хотя подарки дарили на Новый Год,  потому что на Рождество мы ночью на службе, а Дед Мороз не приходит тогда, когда никого нет дома.

В прошлом году я впервые в возрасте двадцати лет встречал Новый год с друзьями, но ничего особенного не ощутил. Не мой это праздник. Но попробовать стоило, хотя бы ради того, чтобы оценить, что происходит для других людей. Я немного сожалею о том, что мои друзья не могут разделить со мной праздник Рождества. Но  безмерно благодарен родителям за привитый иммунитет и уверенность в своей правоте с детства.

И совсем чуть-чуть о Рождестве. Отчетливо помню, как мы с братом в сочельник сидели под елкой и ждали первую звезду. Из нашего окна ее не было видно. Часов в шесть вечера пришел папа и сказал, что звезда уже давно появилась. Помню сожаление о том, что мы часа два прождали зря. Что интересно, мы ждали и одновременно ели конфеты, но меня мучила совесть, что мы едим до звезды, и конфеты не доставляли удовольствия. Хотелось поесть конфет легально. Даниил.

Иерей Сергий Скузоваткин не видит неразрешимого противоречия между празднованием Нового года и Рождества. Недаром сейчас их в народе называют одним словом «новогодние праздники».

– Я с детства любил Новый год, даже когда еще не знал о Рождестве Христовом. Мне кажется, что сейчас эти праздники нужно объединить, и это – нетрудно, ведь каждый год мы празднуем событие, с которого начался отсчет времени нашей эры. Христос родился 2012 лет назад, и мы входим в каждый новый год обновленными, с новыми надеждами и чаяниями.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Из Нагорной проповеди: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф.6,17-18).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Прихожане из числа научных сотрудников ВНИИЭФ порассуждали о том, как постепенно менялось их отношение к Новому году.

– Значительную часть своей жизни я прожил в общежитиях, и для меня новогодний праздник ассоциируется с дружеским застольем. Его отличал размах и длительная подготовка. За хозяйственной суетой подспудно стояло ожидание и желание глубоких изменений в жизни. А после праздника неизменно оставалось ощущение суетности и усталость от ночного празднования. Когда я стал посещать церковь, стараться участвовать в ее жизни и соблюдать посты, я перестал участвовать в традиционных застольях. Первый раз решиться было нелегко, но я с удивлением обнаружил способность обходиться без этого и какое-то удивительное спокойное состояние на фоне окружающего мира.

Сейчас мы с женой фактически не празднуем Новый год. Однако обязательно поздравляем родственников: лично и по телефону. Пока была жива мама жены, устраивали у нее небольшой праздничный стол, но без вина и долго не засиживались. В последние годы в наших храмах совершают в ночь на 1 января Божественную литургию. Мы стараемся заехать хотя бы на час. Раньше о.Николай Никишин в новогоднюю ночь собирал людей читать Псалтирь на камне, где молился батюшка Серафим. В прошлом году мы приезжали – никого не было. Жаль, что традиция прервалась. Игорь К.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Как Новый год есть начало дней лета, то в сей день принадлежит набрать в душу такие помышления, чувства и расположения, которые могли бы, достойно христианина, заправлять всем ходом дел его в продолжение года… В духовной жизни новый год есть, когда кто из живущих в нерадении начнет ревновать о спасении и Богоугождении: ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах – древнее мимоходит, и все бывает ново. Если у тебя есть это – понови, а если нет – произведи, будет у тебя новый год.

Святитель Феофан Затворник

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

– Когда я был маленьким мальчиком, Новый год был для меня волшебным праздником, с добрым Дедом Морозом, подарками, сверкающей пахучей елкой, вкусным застольем, детскими сказками по телевизору. В советское время Новый Год был единственным по-настоящему семейным праздником. Все остальные праздники были идеологическими, с митингами и транспарантами – 7 ноября, 1 мая и т.д. Поэтому мои детские воспоминания о Новом годе самые добрые и благодарные. Это был день сказки.

В юности праздник поначалу сопровождался ожиданием, что что-то должно произойти, измениться в жизни. Но наступало утро, и все продолжалось как прежде, оставляя в душе смутное ощущение разочарования и неудовлетворенности. Куда делось то доброе чудо, которое я так отчетливо помнил? В студенческие годы, проведенные в общежитии, Новый год стал устойчиво ассоциироваться с пьянками, громкой музыкой до утра и загаженными коридорами в хмурое утро наступившего нового года. Мы, семейные студенты, в этом «празднике жизни» не участвовали – у нас уже росли дети. Мы встречались в узком кругу, «дед-морозили» для своих и соседских детей.

Постепенно Новый год перестал быть сколько-нибудь важным событием в жизни. Слишком много всего творилось вокруг. Шли «лихие» девяностые, распался СССР, и вслед за страной распались привычные связи и представления. Никаких хороших ожиданий с новым годом я уже не связывал. Лишь бы не стало еще хуже – вот и все новогоднее пожелание. Никогда не забуду Новый 1994 год. Люди по привычке сидят с шампанским и салатом оливье, а вместо праздника – тяжелая, гнетущая атмосфера распада и гниения. По «ящику» идет война. Штурм Грозного. Еще свежо воспоминание о расстреле парламента 1993 года. С этого момента Новый год перестал восприниматься мной как веселый, беззаботный праздник. Он превратился в подведение итогов: «Вот прошел еще один год. Каков баланс поражений и побед, потерь и приобретений»? Праздник приобрел тревожный характер – какие новые беспорядки в стране он принесет?

После крещения в середине девяностых мы постепенно стали входить в круг церковных праздников. Впервые причиной праздника становилось не идеологически окрашенная дата, а нечто, имеющее отношение лично ко мне. Христос для каждого из нас родился, для каждого из нас воскрес. Христос ко мне пришел, он мою жизнь изменил. Однажды в праздник Пасхи я впервые за долгие годы ощутил знакомое по детству и такое дорогое ощущение встречи с чудом, какое было при встрече с Дедом Морозом. Сейчас-то я знаю, что это чудо имеет имя – Любовь. Так получилось, что человек, который приходил к нам в дом Дедом Морозом, стал приходским старостой. Спустя годы мы встретились с ним в храме. И нам обоим почему-то было радостно узнать друг друга. Мог ли Дед Мороз помыслить, что маленький мальчик, которому он дарил подарки, станет ему братом во Христе? Неисповедимы пути Господни. И нет в жизни никаких случайностей.

Постепенно я понял, что чувство встречи с чудом не приходит просто так, даром, как в детстве, но только тогда, когда ты потрудился. Пост порой дается с большим трудом. Требуется пересилить свою лень, чтобы исповедаться, вычитать молитвенное правило к Причастию. Но иначе ничего не получается. Иначе вместо детской радости в душе останется осознание того, что ничем-то ты эту радость не заслужил. Именно тогда я понял, для чего нужен пост. Для того, чтобы радость праздника была совершенной.

Помню распространенное поверье о том, что как ты проведешь новогоднюю ночь, так этот год и пройдет. К нему можно относиться как к пустому языческому суеверию, а можно воспринимать как акт волеизъявления, «декларацию о намерениях». Например, если я хочу пить, гулять и веселиться, то новый год я именно с этого и начну. Если хочу мира и любви в семье, то начну новый год с тихого светлого семейного праздника в кругу близких людей. А если я хочу быть со Христом, то пойду в храм.

В последние годы я стараюсь встречать Новый год в храме Божьем. Никогда не забуду, как причастился в новогоднюю ночь, а потом возвращался домой мимо стадиона, где шло веселье, гремела музыка, хлопали петарды и салюты. После Причастия в душе было удивительное чувство тихой радости. Я ощущал себя инопланетянином, попавшим на другую планету. Тут весело, но это не мой дом, я здесь только наблюдатель. Я смотрел на все как будто впервые, как ребенок. Меня все удивляло: «Вот идут навстречу веселые, слегка подвыпившие люди. Мне тоже весело оттого, что им хорошо. И немного жаль их, потому что это веселье кратко и преходяще. Вот громыхают салюты. Это красиво, но вызывает легкое недоумение. Какую великую победу или выдающиеся достижения знаменует салют? А ведь так хочется, чтобы за этим что-то стояло. Детская радость от новогодней сказки, соединившаяся с пасхальной и рождественской радостью, с радостью Причастия в новогоднюю ночь останется в моей душе до конца дней.

Когда мы пришли к вере, долго не могли решить, праздновать ли нам Новый год. Лично для меня он в то время праздником уже не был. Но сейчас, по прошествии многих лет, я понимаю, что праздновать его надо. Никто нас не заставляет напиваться и объедаться. Все в наших руках. Новый год – очень хороший повод, чтобы вспомнить о заповедях Христовых. Чтобы примириться с теми, кого мы обидели. Чтобы простить тех, кто обидел нас. Чтобы выразить почтение родителям, позвонить родственникам и вспомнить старых друзей. Чтобы явить своими делами образ Христовой любви. И потом, какое право мы имеем отнимать у наших детей сказку? Ведь может статься, что в образе Деда Мороза в чью-то детскую душу придет сам Христос. Дарите детям сказку. Дарите людям радость. И возвратится вам сторицей. Алексей К.

Православному человеку хочется освятить празднование Нового года. Это – естественная потребность верующего. Даже если вы встречаете его в кругу семьи и не можете выбраться в храм в силу старческой немощи или обремененности малыми детьми, в любом случае можно начать Новый год с молитвы.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Молитва в день Нового года.

Господи Боже, всех видимых и невидимых тварей Творец и Зиждитель, сотворивший времена и лета! Сам благослови начинающийся сего дня Новый Год, который мы считаем от воплощения Твоего для нашего спасения. Дозволь нам провести сей год и многие по нем в мире и согласии с ближними нашими; укрепи и распространи Святую Вселенскую Церковь, которую Ты Сам основал в Иерусалиме, и спасительною жертвою святого Тела и пречистой Крови освятил. Отечество наше возвыси, сохрани и прославь; долгоденствие, здоровье, изобилие плодов земных и благорастворение воздуха дай нам; меня, грешного раба Твоего, всех родственников и ближних моих и всех благоверных христиан, как истинный наш верховный Пастырь, упаси, огради и на пути спасения утверди, чтобы мы, следуя по нему после долговременной и благополучной жизни в мире сем, достигнули Царства Твоего Небесного и удостоились вечного блаженства со святыми Твоими. Аминь.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

В этом году 1 января – воскресенье, поэтому ночного богослужения не будет, в храмах будет служиться Божественная литургия, как обычно. Единственно, в храме вмч. Пантелеимона после литургии состоится молебен на начало Нового года. 

 

События и праздники / 23-24.02.2011 студия Киноконтакт (г.Москва)

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М.Курякина. Опубликовано в газете "Православный Саров" № 17.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.