Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

«Спасибо, что Вы – мой учитель»

11 декабря 2011 года

8 декабря по приглашению городского департамента образования и Саровского благочиния наш город посетил известный педагог А.В.Елисов.

Андрей Владимирович – заслуженный учитель РФ, лауреат всероссийского конкурса «Серафимовский учитель», победитель всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», победитель областного конкурса «Учитель года» – 2011.

Он родился в селе Саваслейка Кулебакского района Нижегородской области в 1967 году. После армии окончил пединститут и вернулся учительствовать в родную школу. Там он и преподает уже 19 лет, успевая при этом активно публиковаться, издавать сборники стихов, участвовать в престижных конкурсах и давать выездные мастер-классы по всей стране: от Кулебак до Владивостока. В Сарове он уже побывал в прошлом году. Но в этот раз с ним смогло познакомиться гораздо больше учителей и, что немаловажно, – дети. Андрей Владимирович провел три встречи: с учениками 8-9 классов, c учителями Сарова и со слушателями курсов «Педагогический потенциал духовно-нравственных ценностей отечественной культуры» при СарФТИ.

Его беседы были очень насыщены информацией, но она не утомляла слушателя, поскольку была адресована именно к нему. У А.Елисова – яркий, узнаваемый стиль бесед. В его изложении история оживает, превращаясь из хаотического нагромождения цифр и фактов в то, что касается каждого из нас. Взгляд верующего человека все наполняет смыслом, видя в переплетении событий и судеб Промысл Божий. Андрей Владимирович считает, что «история не учит, а у нее учатся» и что она «должна служить самой высокой науке – умению жить на земле любя, созидая и помня». Он всегда вкрапляет в беседу притчи, просмотр видеороликов и стихи собственного сочинения.

 Помочь ребенку стать самим собой

С ребятами заслуженный учитель общается на равных, интересуясь их мнением. Это проявляется даже в обращении «уважаемые ребята». Во время беседы со школьниками А.Елисов побудил их задуматься о том, что означают их имена, и к чему эти имена их обязывают. Авторская методика «В начале было Имя» успешно используется на разных уроках и при внеклассной работе. Имя – «им я». «Это значит, что я дарю себя кому-то», – объяснили ребята, с полуслова уловившие мысль учителя. Прозвучала притча про Александра Македонского и труса по имени Александр, история полководца Суворова, избравшего себе в пример для подражания двух Александров: Невского и Македонского. Выражение «во имя» означает, что человек живет тем, что выше его. По имени и житие. «Какое имя у меня высокое, как трудно дотянуться до него», – написал А.Елисов в стихотворении об имени Андрей. Многое зависит от имени. «Одна мысль давно уже не дает покоя: посмел бы бандит Басаев бесчинствовать в Буденновске, если бы город продолжал носить свое славное и праведное имя Святой Крест?», – размышляет Андрей Владимирович в своих дневниковых заметках.

Ребята задумались о глубоком смысле, который таится в самых простых словах. Что означают слова «мужчина», «женщина», и почему в святцах около 900 мужских имен и только 330 женских? Язык – хранитель священного, забытых нами смыслов. Ребята с большим интересом включились в расшифровку этих смыслов. «Отрицательный» от отрекаюсь, отхожу от троицы, «невеста» – не ведающая греха, «свекровь» – святая кровь, «поцелуй» от слова «целое», «сердце» – от сердцевина, середина, «богатырь» – несущий Бога, «деньги» – полезная вещь на один день. Поневоле задумаешься о том, как мы говорим, как по неведению пренебрежительно относимся к родному языку.

Вопрос А.Елисова «знают ли ребята, кто такой Константин Васильев?» застал старшеклассников врасплох. Наконец, одна девочка ответила: «Это – бывший ученик 20 школы. Он погиб как герой на Дубровке. В нашей школе ему посвящен музей». «Истинный учитель помогает ученикам увидеть человека под знаком Вечности». Андрей Владимирович рассказал ребятам о подвиге их земляка, которого они, оказывается, не знают, и пожелал им войти в историю как Константин Васильев, а не как Герострат...

Методики плюс молитва за учеников

На встрече с учителями Андрей Владимирович показал презентацию, с которой выступал в Москве на конкурсе «Учитель года». Там была представлена его методика нравственного воспитания учащихся. А.Елисов считает, что нужно использовать все возможные ресурсы и современные интерактивные технологии. Например, все дети общаются в социальной сети «Вконтакте». А.Елисов рассказал о том, что после общения с двумястами десятиклассниками из Кстово, более ста их них на следующий день добавились на его страничке «Вконтакте» в качестве «друзей», оставили сообщение на  «стене» и стали активно скачивать видеоролики. Ругать Интернет бесполезно, потому что  все дети там. Поэтому, выкладывая чистые и светлые видеосюжеты, учитель пытается дать какую-то альтернативу безнравственному видеопотоку. А.Елисов убежден, что учить надо на правде жизни, поэтому учебный материал должен быть как-то прожит учеником. Например, после просмотра и обсуждения фильма Сокурова «Читаем блокадную книгу» он задает детям – начать свой обед со 125 г хлеба и сделать паузу, осмыслить этот опыт. 

Впечатляет работа по распространению основ православной культуры (ОПК) в Кулебакском районе. А.Елисов уже седьмой год преподает этот предмет и четвертый год возглавляет методобъединение учителей ОПК. Эту работу начали три сельские школы, а сейчас в 80% школ района преподают ОПК, начиная с первого класса. В Кулебаки пригласили автора одного из учебников ОПК Аллу Бородину, было обучено 54 педагога. А во время недавнего опроса родителей по введению курса «Основ религиозной культуры и светской этики», более 90% родителей проголосовали за ОПК. Решит ли введение этого предмета проблемы, связанные с падением нравственности в обществе? А.Елисов считает, что польза будет только при наличии системы нравственного воспитания. Когда об этом будут говорить на каждом уроке, а не один час в неделю, когда удастся сделать родителей своими союзниками (для этого он проводит просветительские родительские собрания).

Во время встреч А.Елисов, не навязывая своих взглядов другим, высказывает свое мнение, не боясь показаться смешным. Рассказывая учителям о методике работы с именами Вера, Надежда, Любовь, он, после опроса мнения аудитории, не постеснялся заявить: «А я верю в Бога, надеюсь на спасение, и свою любовь отдам тем, кто в ней нуждается».

А.Елисов считает, что: «Учитель должен развивать в учениках не только знания, умения и навыки, но и убеждения. Учитель должен знать на каком уроке, какое качество он должен воспитывать, но нравственным должен быть каждый урок». Делать это учителю ничто не мешает. Но нужно начать с самого себя. Эту мысль он попытался донести до саровских учителей. «Мы не даем детям готовых ответов, мы учим их правильно ставить вопросы и рассказываем, как на них отвечали другие люди, исторические личности». Несмотря на то, что нынешний учебно-методический комплекс менее всего нацелен на воспитание ребенка, с помощью своей методики А.Елисов умеет добиться того, чтобы нравственное поведение стало для ученика насущной потребностью. О том, как ему это удается, свидетельствуют записи в Книге отзывов учеников (на сайте учителя):

– Вы  полностью перестроили мой внутренний мир в лучшую сторону. Я даже не знаю, как Вам это удалось. Теперь часть того, что вы знаете, знаю и я и живет во мне. Поэтому мы почти родственные души. Можете меня считать своим продолжением. Вы будете всегда жить в моем сердце, как наставник и вечно молодой учитель жизни. Господь обязательно воздаст Вам за Вашу любовь, терпение и милосердие. Кроме того Ваши уроки вдохновляют меня на добрые поступки, я даже снова начала писать стихи.

– Сколько бы я сделала в жизни ошибок, если бы не Ваши уроки нравственности. Благодаря этим урокам я стала на одну ступеньку  взрослее, сильнее. Я поняла, как один какой-то день, одна минута и даже секунда способны изменить в корне жизнь человека.

– Вы образовали у нас школьную семью. Я чувствовал себя в ней, как в команде, где главный игрок – учитель всегда умел грамотно отдать пас, включить нас в игру, запустить шайбу неравнодушия, разбудить нашу совесть и быть рядом, когда возникает трудность нравственного решения. Многое из Ваших уроков уже забылось, но остался дух, в котором эти уроки и эти беседы о жизни  велись, и я его постараюсь передать его тем, с кем я соприкасаюсь.

– Пожалуй, Вы – единственный человек, которому я не солгал. Многие люди мечтают о второй жизни, а я нет. Я боюсь, что во второй жизни я не встречу Вас. Спасибо, что Вы мой учитель.

– Вы научили нас отличать любовь от влюбленности, дружбу от приятельства, патриотизм от национализма, истину от знаний, веру от уверенности. Жизнь от существования... Это очень много. Наверное, все Ваши ученики знают о всегда открытых дверях Вашего дома. Вы возможно, единственный учитель, который не ходит по домам учеников, а приглашает их в гости к себе.

– Андрей Владимирович, не сомневайтесь! Каждое Ваше слово находило отклик в душе и хотелось бы Вам за все сказать: «Спасибо». Пусть Ваша преподавательская деятельность  длится как можно больше, потому что  Ваши уроки БЕСЦЕННЫ. Именно Вы изменили полностью мои представления о мире, и сейчас даже не могу представить  чтобы было со мной  не будь Вас рядом. Спасибо за то, что никогда не отказывали в помощи, всегда могли найти время, чтобы решить тот или иной вопрос…

А.Елисов наглядно показал, как с помощью видеоматериалов можно разнообразить урок. Несколько минут просмотра плюс несколько минут обсуждения, а в ответ – живой интерес учеников и пища для размышления. Конечно, не все решают методики. Это стало ясно, когда прозвучало стихотворение «Молитва за учеников». А в конце встречи саровские учителя приобрели новую книгу Елисова «Дорогами мудрости: от притчи к притче».

Андрей Владимирович о своем учительском счастье: «Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня – мой  ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье». О своем кредо Елисов говорит: «Какие бы технологии нас не окружали, поставить ребенка в ту самую точку, откуда видна радуга, может только учитель». Добавлю от себя – и  родитель, который не только растит ребенка, но и занимается его воспитанием. Поэтому методические наработки известного учителя будут интересны также и родителям.

Андрей Владимирович всех приглашает на свой сайт «Притча учителя», на котором размещены его книги и методические материалы. Там есть такие разделы, как «притча учителя», «молитва учителя», «методический сундучок», «книги стихов» и другие. Там же ссылка на многолетнюю коллекцию видеороликов (более 1300), размещенных «Вконтакте». Эти видеосюжеты можно использовать для обсуждения духовно-нравственных тем.


 

Взаимодействие. Церковь и мир / 2015 год - все / 20151019-педагоги в Т-С Лавре
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 2 3 4

 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М.Курякина, фото автора

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.