25 октября 2011 года
Когда мы узнали о поездках в Муром, которые организует Православное творческое объединение «МiР», захотелось побывать там с семьей. В этот день поклониться святым покровителям брака, Петру и Февронии, отправились две семьи. Одна – молодая, еще без детей. Ясно, что им есть о чем попросить угодников Божиих. Другая семья – состоявшаяся, четверть века вместе, куча ребятишек. Им-то о чем просить? О том, чтобы достойно воспитать младших и о семейном счастье для подросших детей. О том, чтобы «состариться вместе», как молился Товия из библейской книги «Товит»…
Экскурсия началась сразу, как выехали из Сарова. Про встречные населенные пункты мы узнали много нового, причем тогда, когда их проезжали. Наш экскурсовод Роман Сванидзе записал насыщенную аудиопрограмму. Ближе к Мурому начался показ видеосюжетов о достопримечательностях и легендах этого города, которому более 1140 лет. Дорога промелькнула незаметно.
Полюбовавшись со стороны правого пологого берега Оки на Муром, раскинувшийся на левом крутом берегу и весь усеянный маковками церквей, мы ощутили, что попали в древнерусскую былину. Огромный памятник Ильи Муромца с крестом и мечом, как встарь, охраняет Муромские пределы от нашествия иноплеменников, нападавших с правого берега. Скульптор Вячеслав Клыков умел выбирать правильные места для своих памятников, где они не просто стоят, а реально работают…
В Муроме нас сразу встретил батюшка Серафим. На росписи у входа в Спасо-Преображенский мужской монастырь он изображен со своим другом и сотаинником прп. Антонием Муромским (Грошовником), бывшим насельником этого монастыря. О нем написано в Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. Вдвоем они ходили собирать средства на строительство саровского храма во имя прпп. Зосимы и Савватия. В Спасском монастыре мы приложились к иконе Преподобного с частицей мощей. В Благовещенском – увидели красный платок, вышитый девочкой Катей Масленниковой в память об исцелении во время торжеств в Сарове в 1903 году. Как оказалась эта реликвия в Муроме? Может быть, ее передали дивеевские монахини, сосланные туда после разгона обители?
Знакомство с Муромскими святынями начали со Спасского монастыря, которому более тысячи лет. Считают, он вырос на месте вотчины св. князя Глеба. Монастырь разоряли в ХIII веке монголо-татары, в ХVII – поляки, а в советское время там расположились военные. В братских кельях была казарма, в Преображенском соборе – спортзал, на месте самого древнего в Муроме кладбища, упоминаемого в «Повести временных лет» – плац. Но намоленные места имеют свойство возрождаться из пепла. Обитель восстанавливают с 1996 года, и теперь это – райский уголок, утопающий в цветах. Причудливо переплелись древность и современность, значит, святыня жива, это – не музей. В часовне св. Георгия Победоносца можно увидеть землю из Баграма и камень из Пандшерского ущелья, политые кровью русских солдат в Афганистане. Рядом с некрополем устроена часовня-костница на афонский манер. Детям понравился мини-зоопарк: птицы, ослик, утки-мандаринки, которые являются символом супружеской верности. В надвратном храме Сергия Радонежского – била и молоточки, каждый может испытать их звук. Главные святыни монастыря: рака с деревянной скульптурой прп. Илии Муромца с частицей мощей и икона «Скоропослушница» афонского письма.
Мощи свв. Петра и Февронии находятся в Свято-Троицком женском монастыре. У раки много слезно молящихся. Еще одна святыня Троицкого храма – чудотворный виленский крест. Необычны иконы с окладами, вышитыми золотом и серебром, есть даже целиком вышитый иконостас. Храм построен в стиле «русское узорочье», в кокошниках и поливных изразцах. А через дорогу – Благовещенский мужской монастырь, на месте церкви, построенной князем Константином. Теперь там покоятся святые мощи его с чадами, Михаилом и Феодором, Муромскими чудотворцами. А его супруга Ирина прославлена как местночтимая святая.
Другая семья святых – Осорьины. Поразило житие праведной Иулиании Лазаревской (Осорьиной). Всю жизнь она стремилась к монашеству, но жила в семье, управляя большим имением. Святая родила 13 детей, 6 схоронила в младенчестве, двое ее взрослых сыновей были убиты. Прославилась благочестивой жизнью в Смутное время. В голод и эпидемии кормила и одевала убогих, ухаживала за больными, обмывала и молилась об умерших. Ее гроб до сих пор мироточит, и у святых мощей совершаются исцеления. Мощи покоятся в Николо-Набережной церкви Мурома. Как местночтимые святые прославлены ее муж и дочь-инокиня. Род святой не угас, ее потомки, Осоргины и Самарины, живут во Франции, Швейцарии и США.
Очень порадовал необычный формат нашей экскурсии, удивительно бережное отношение к святыням. Вся информация звучала за пределами монастырей, в дороге. Мы не бегали за экскурсоводом, боясь пропустить что-то важное или отстать от группы. Можно было спокойно помолиться, вслушаться в тишину, всмотреться в красоту, напитаться благодатными впечатлениями. Роман сообщал главное. А дальше – исследуй сам, общайся со святыми, это – личное. В Муроме – в полтора раза больше жителей, чем в Сарове, и там более 20 святых. Открыв для себя этот богатый мир, Роман устроил так, чтобы и мы открыли его, разделив с ним радость. На набережной Оки мы пили чай «с дымком» из настоящего самовара, заедая знаменитыми «крупитчатыми» калачами в форме замка, которые изображены на гербе Мурома. Их сегодня выпекают в Спасском монастыре. Уезжали из Мурома с желанием снова туда вернуться. Ведь мы посмотрели далеко не все.
Рекомендуем прочесть статью "Преподобный Антоний Грошевник. Современный патерик"
http://www.idrp.ru/pages/article/article.php?article=17
Эту работу написал в 1961 году семинарист Глеб Подмошенский, ныне - игумен Герман, духовный брат и сотаинник иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. О. Серафим умер в 1982 году, а о. Герман продолжает начатую ими издательскую и просветительскую деятельность, проповедь Православия в Америке. О. Герман основал в Америке 7 монастырей, с 90-х годов он бывает в России.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна