Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Рай – в сердце, а сердце осталось на Афоне

31 августа 2012 года

Святая Гора Афон – так называется высшая точка узкого гористого полуострова, с трех сторон омываемого морем и соединенного с материком узким перешейком.

Это уединенное место в течение многих столетий освящено монашеской молитвой. Своего рода монашеская республика из двух десятков мужских монастырей, куда не так просто попасть. Женский пол не допускается вообще, а нам пришлось получать специальное разрешение – пропуск «Диметрион». Число паломников ограничено, в день 100-200 человек. Получив это разрешение, купили билет на паром, доставивший нас к пристани Дафни. Здесь нас ждали. Отец Лев связался по сотовому телефону со знакомым иеромонахом Симоном из русского Пантелеймонова монастыря, и тот заказал машину, которая будет нас возить по Афону. Конечно, хотелось бы пешком, почувствовать эту землю, но времени мало, наш визит и так урезали до 2 суток. Итак, машина №4, водитель Николай, единственный русскоязычный среди его коллег. Знакомимся. «Вы Николай?» «Ну, я Мыкола.» Судя по говору, с восточной Украины. – «Русский?» – «Был». Называет себя гражданином мира. Говорит на 7 языках. На Афоне 5 лет. Знает здесь, похоже, все и всех. – « Кое-что видел». Он действительно очень помог нам в выборе маршрута.

Первый пункт нашего путешествия – Карея – административный центр Афона, представляет собой  фактически одну улочку, на которой находятся официальные учреждения, магазинчики, кафе. Здесь в ближайшем храме мы встречаемся с первой афонской чудотворной иконой «Достойно есть». Радостно вспоминается рассказ об ангеле, который под видом странника-монаха явился отшельнику и научил славить Богородицу. Этот гимн он написал пальцем прямо на камне, как на мягком воске. В храме тишина и благоговение, как и везде на Афоне. Нет привычной сутолоки, толкотни. Как и во всех греческих храмах, обстановка простая и строгая, без мрамора, позолоты. Небольшие крестообразные храмы, строгая живопись. Нет привычных подсвечников перед иконами – в храмах свечи практически не жгут, берегут драгоценные фрески, иконы.

Теперь едем к о.Симону в скит Ксилургу. Но это название здесь не в ходу. Когда останавливаемся перед шлагбаумом при въезде на территорию монастыря Ватопед, водитель говорит привратнику как пароль: «Богородица». Так называют скит на Афоне все, иначе могут не понять: «ксилургу» по гречески «древоделец», а столярка есть в каждом монастыре. Место, куда мы едем, особое: по преданию, это древнейшая русская обитель в мире, основанная в X веке в честь Успения Богородицы дружинниками просветительницы Руси, Святой равноапостольной княгини Ольги, принявшей крещение в Константинополе. Первым делом направляемся в храм и передаем икону прп. Серафима, которую привезли в подарок. Знакомимся с о. Симоном. Высокий, стройный, движения порывистые и точные, такая же манера говорить. Держит себя просто, и очень быстро возникает чувство, что знал его давно, может, даже где-то видел. За завтраком обсуждаем с ним планы. Наше стремление посетить в первую очередь Пантелеймонов монастырь и Великую Лавру не находят у него поддержки. Времени у нас очень мало, а Лавра находится в стороне от остальных обителей, к русскому монастырю дорога не достроена, мы рискуем застрять и потерять драгоценное время. Предлагает начать с близлежащих обителей, а там что Бог даст. Основная проблема – ночлег. Наша группа по местным меркам большая, не везде могут принять на ночь столько  паломников. «Бронировать» места здесь не принято. Сегодня ночуем в скиту, а от следующего ночлега зависят планы на второй день.

Первая наша цель – Ватопед. Это один из крупнейших монастырей, как по размерам, так и по значению. Несколько чудотворных икон, великие святыни…В том числе уже знакомый нам Пояс Богородицы. В Дивеево прикосновение к нему было как мгновенная вспышка фотоаппарата, а здесь святыня перед нами в пустом храме, и мы никуда не торопимся. А рядом честная глава свт. Иоанна Златоуста! Даже не верится. Принимающий нас иеромонах, узнав, что мы из Сарова, тут же откликается «Дивеево!». Мы близки друг к другу, хотя с трудом находим английские слова для общения. На душе радость встречи. Нас одаряют поясками, маслицем,  обещают молится о родных. Наверное, так же встречал приходящих батюшка Серафим.

Из Ватопеда направляемся в другой известный монастырь, Иверион, расположенный вблизи моря. Мощные крепостные стены с башнями производят сильное впечатление. Поклонившись почитаемой на Руси чудотворной иконе «Вратарнице», выходим на берег моря, где на месте обретения приплывшей по морю иконы находится часовня и святой источник. Удивительно, что вода в нем пресная и очень вкусная, хотя до соленого моря всего несколько метров. В монастыре нам неожиданно предлагают приют на следующую ночь, и мы, посоветовавшись с о.Симоном, соглашаемся.

В этот день мы посетили еще один монастырь – «Ставроникита». Он гораздо меньше предыдущих по размеру, но покорил нас своей гармоничностью и живописностью, все в нем продумано, чисто, красиво, здания, цветы, бассейн с рыбками, ласточкины гнезда, под которыми для чистоты заботливо подложены салфетки – все сделано с любовью, во славу Божию. Ужинали в скиту. Отец Симон специально для  нас приготовил осьминога. Хотя сетовал на отсутствие лука-порея, без которого блюдо «не то», было очень вкусно. После ужина немного помогаем по хозяйству на кухне и огороде чтоб хоть немного оправдать наше присутствие. День клонится к закату. Неяркий теплый свет и такое же тихое радостное настроение. «Хорошо нам здесь, Господи!». Сделать бы шалаш и остаться.

Второй день оказался еще более заполненным впечатлениями. Сначала короткая утренняя служба в Успенском храме скита, а затем о.Симон показал свое хозяйство: огород, келии, трапезная, хозяйственные постройки, водостоки и хранилища дождевой воды. Как и во многих местах на Афоне, древность уживается с современной цивилизацией. Сотовая связь, электричество, водопровод… и развалины болгарского храма на территории скита, дизельный генератор под вековыми каменными сводами и солнечные батареи во дворе. Все это хозяйство и прием паломников на плечах одного иеромонаха Симона (еще один старенький монах помогает ему на службе в храме). Мы очень благодарны ему. Прощаемся и снова садимся в машину. Направляемся  в Андреевский скит, который по революции тоже принадлежал русским, но в годы советской власти после  смерти последнего русского инока перешел к грекам. По размерам этот скит  гораздо больше Успенского, смотрится как полноценный монастырь. Как будто попали в Россию. Просторный светлый храм, высокий иконостас с красочными иконами XIX века. Знакомые нам образы, что особенно приятно – прп. Серафим. По словам о.Симона, грекам очень нравятся наши храмы: «Византийщина надоедает». И для нас их культура интересна, открывает что-то новое.

Далее посещаем скит пророка Илии и три монастыря: Пантакратор, Филофей и Каракал. Каждый из них по-своему интересен, с неповторимым обликом и своими святынями, в каждом из них при возможности хотелось бы провести несколько дней. Однако наше посещение проходит по заведенному обычаю: осмотр храмов, святынь, посещение церковной лавки и в конце приглашают архондарик – комнату для гостей. Здесь небольшое традиционное угощение перед дорогой: рахат-лукум, холодная вода, кофе и глоток «узо» – традиционной анисовой водки, которую пьют с водой. Не ради пьянства: в местном жарком климате это очень помогает от обезвоживания и желудочных болезней. Отношение к паломникам приветливое и внимательное (нигде, как подчас у нас, нет надписей «посторонним вход запрещен»), но строгое: пребывание в монастыре ограничено. К пяти часам приезжаем в «Иверион» на вечернюю службу. Все устраивается лучшим образом, нас селят и заказывают на утро машину для отъезда. Гостиница для паломников похожа на хорошее общежитие старого типа.  Просторная светлая комната с высокими потолками на 4 человека. Умилило то, что около каждой кровати стоят тапочки-шлепанцы – отношение как к родному. Туалет и душ в коридоре, но это никого не смущает – ностальгия по студенческим временам. В 6 часов служба – вечерня, а в 7 – ужин. Скромная монастырская трапеза: тарелка фасолевого супа, оливки, хлеб, чай и яблоко. Гораздо меньше, чем мы привыкли есть, но вполне хватает. После ужина – акафист перед иконой Божьей Матери. После – свободное время. Спать ложимся рано – подъем в 3 ночи, в 3.30 начало ночной службы. Есть некая тревога: как выдержим длинную ночную службу? – она кончается в 7 утра. Нас будит колокол за полчаса до службы. Встаем, умываемся, в темноте идем к храму. Там тоже непривычно темно: лишь несколько лампад горят. Как будто машина времени перенесла нас на тысячелетие назад, в Византию. Полунощница начинается в притворе, затем переходим в храм. Нет привычного хора: на правом и левом хоре два монаха попеременно читают и поют. Из греческого языка удается выхватить лишь отдельные знакомые слова. По ним стараешься ориентироваться в службе. Ранний подъем дает о себе знать: внимание рассеивается, хочется присесть. В греческих храмах это пожалуйста: стоят деревянные сиденья – стасидии. Но у монахов они имеют особую конструкцию: высокое подлокотники, откидывающееся сидение, так чтобы можно было стоять облокотившись, и даже присесть на узенькую доску (сидят на откинутых сиденьях только совсем немощные). Пробую все положения, но в любом тело через несколько минут затекает, приходится вставать и делать несколько поклонов. Византийский распев сначала кажется непривычному уху унылым и монотонным, но постепенно втягиваешься. Он очень соответствует обстановке. Поток службы как бы вовлекает тебя, становится легче и стоять, и молиться. Литургия совершалась в другом храме перед Иверской иконой. Тут уже почти все было понятно: русская служба по форме  почти один в один повторяет греческую. Греки служат очень сосредоточенно, «по-деловому», с минимумом внешних эффектов. Все предельно строго и просто. И служба далась легче, чем ожидал. А ночное богослужение на Афоне полностью  оправдано не только аскетическими соображениями, ночь дает  живительную прохладу, днем в здешнем  жарком климате все отдыхают, спасаясь от солнца. После службы нас напоили чаем, и мы двинулись в обратный путь на пристань Дафни, куда приплывает паром. Вот и оканчивается короткая поездка на Афон. За неделю перед этим я побывал на острове Корфу и подумал, что попал в рай, настолько прекрасна была окружающая южная природа. «Если только жив я буду, Чудный остров навещу, У Гвидона погощу», – вспоминались строки из детства. Но после Афона  понятие о рае изменилось, рай – в сердце, а сердце осталось на Афоне. 

Паломничество / В селе Суворово
Преподобноисповедница Матрона (Власова)
Преподобноисповед...
Успенская церковь села Суворово
Успенская церковь...
 
На Дунюшкиной могилке
На Дунюшкиной мог...
Четыре раки со святыми мощами
Четыре раки со св...
 
Здесь покоится Дунюшка
Здесь покоится Ду...
Под куполом Успенской церкви
Под куполом Успен...
Копия Владимирской Оранской иконы Божией Матери
Копия Владимирско...
Икона 4 мучениц, написанная в С.-Пб. в 2002 году
Икона 4 мучениц, ...
Паломница Лариса из Москвы (слева) и Галина Золотарева (справа)
Паломница Лариса ...
Икона Дунюшки написана в Житомире
Икона Дунюшки нап...
Даша Скузоваткина выступает с докладом
Даша Скузоваткина...

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Игорь Куцык, фото автора

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.