Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Из Богоявления в Оранки

11 июля 2012 года

5-6 июля 26 саровчан участвовали в традиционном крестном ходе из села Богоявление Богородского района в Оранский мужской монастырь в честь Владимирский иконы Божией Матери.

Оранские иконы и людские судьбы

В 4 часа утра мы выехали на двух газелях из Сарова. Крестный ход догнали уже на полпути к с.Арманиха и влились в него. Кроме Арманихи делали остановки в с.Сиуха (там церковь была разрушена), в лесу и в д.Шониха. Постоянно шло человек 80. Были паломники из Нижнего Новгорода, Арзамаса, Кстова, других городов и сел. По словам участников крестного хода, в 1990-е гг. было в десятки раз больше людей.

Возглавлял шествие о.Владимир из Богоявления, а главной святыней крестного хода была  Владимирская-Оранская икона Божией Матери из этого села. За два дня нам встретилось несколько списков Оранской иконы. В храме с.Арманиха – своя Оранская икона, при подходе к монастырю нас встречали и осеняли другой. В самом монастыре тоже две Оранские иконы Божией Матери – копия и оригинал, обе чудотворные.

На крестном ходу люди общались, знакомились и радовались встрече со старыми знакомыми. Рассказывали об исцелениях и случаях чудесной помощи Божией в своей жизни, подтверждая то, что Бог – недалеко от каждого из нас. Некоторые женщины даже во время привалов не давали себе поблажек, на коленях читая акафист перед Оранской иконой Божией Матери. Другие не могли удержаться и рвали землянику, которой кругом было море. В Сиухе и Шонихе гостеприимные жители кормили паломников знатным обедом. Некоторые хозяева выставляли по пути шествия холодную воду и ягоды.

В Шонихе нас угощали благочестивые люди, переехавшие в деревню из Москвы. Живут на пенсию и натуральным хозяйством – держат скотину, огородничают. Внуки закончили начальную школу в Оранках и теперь возникла проблема, где им учиться дальше. Семья духовно окормляется в монастыре. Они с тревогой следят за событиями в стране и мире, зорко высматривая приметы последнего времени. «А у вас есть дача, огород?» – спросили они меня. «Нет? Тогда будете рыть землянки, спасаться там», – уверенно сказала хозяйка.

Нижегородка Елена с детства ходит в этот крестный ход. Она поведала семейное предание, связанное с Оранской иконой Божией Матери. Когда она была младенцем, в 1989-1990 гг., то жила даче в Шонихе. Тогда ее мама впервые в жизни увидела крестный ход и растерялась, не сообразив нырнуть под чудотворную икону. Но крестный ход направился не в ту сторону и был вынужден вернуться. Старушки утверждали, что такой сбой произошел впервые. Мать с дочкой  приложилась к иконе. С тех пор мама стала возрастать в вере, а Оранская обитель для этой семьи – особо почитаемое место.

Надо сказать, что в те годы крестный ход не мог попасть внутрь монастыря, он шел только на источник Божией Матери. До 1993 года в монастырском комплексе размещалась женская ИТК. До этого, с 1971 по 1985 гг. – мужской ЛТП, еще раньше – колония для подростков. В годы войны и до 1950 года там был лагерь для военнопленных немцев, а в 1939-1941 гг. – жили интернированные сотрудники иностранных посольств. Монастырь вернули Церкви в плачевном состоянии, а перед революцией он процветал, там было 200 насельников…  

В монастыре

В монастыре крестный ход встречали колокольным звоном. Все паломники устремились под большой колокол, к нему потянулись десятки рук. Звуковая волна через руку прошила  тело, и из глаз хлынули слезы. Они смыли апатию усталости, всколыхнули душу, возбуждая бесконечную благодарность Богу и Его Пречистой Матери, которая нас привела в этот уголок рая на земле.

Я была в Оранском монастыре лет 15 назад. Конечно, за эти годы он преобразился до неузнаваемости. Заново отстраивается огромная колокольня, разрушенная в советское время. Разобраны пристройки, уродующие храмы. Все монастырские здания выкрашены в ослепительно белый и синий цвета – оттенки храмов Южной Греции.

По наружной металлической лестнице опознала здание, в котором мы когда-то ночевали на полу, на матрацах. Оказалось, это – монастырская трапезная с домовым храмом во имя Петра и Павла. Теперь паломников селят в трехэтажном корпусе за пределами монастыря (бывший штаб зоны). Там двухъярусные кровати, чистое белье, вкусная трапеза. Сначала я подумала, что в монастыре работают местные жители. Но оказалось, что, например, женщины, которые кормили нас, специально приехали на праздник обители из Москвы, чтобы помочь справиться с наплывом паломников.

Возле монастыря благоустроен источник, оборудована крытая купальня с двумя отделениями: мужским и женским. Купание в студеной воде как рукой сняло утомление, и мы отстояли всю службу, после которой была исповедь.   

В здании монастырской лавки дети загляделись на попугайчиков, а взрослые – на большой ассортимент литературы и компакт-дисков, в т.ч. собственной продукции (записи проповедей наместника обители архимандрита Нектария (Марченко).

В лавке висят стенды, на которых показаны этапы восстановления монастыря. По фотографиям видно, как сильно была повреждена живопись в храмах, их новые обитатели развлекались стрельбой по ликам святых. Сейчас восстановлены внутренние росписи во Владимирском соборе. Там же – чудный пятиярусный изразцовый иконостас четырех цветов: белого, золотого, голубого и синего. В такой же технике выполнены киоты двух больших икон: Владимирской иконы Божией Матери с предстоящими и Св. Троицы. Потрогали – действительно керамика.

А в центре собора на деревянных козлах стояла Владимирская-Оранская икона Божией Матери, убранная цветами. С ней ходят в крестные ходы вокруг Нижнего Новгорода (традиция с XVIII века в память об избавлении от чумы). Икону создали в то время, когда оригинальная икона была утрачена, и этот список тоже прославился чудотворениями. А оригинал (написанный ок. 1630 г.) хранился в запасниках, потом в Русском музее. Его на праздник на несколько часов привозили в монастырь и, в итоге, передали окончательно. Эта икона пребывает в храме Рождества Богородицы в опечатанном киоте, в котором поддерживается особый температурный режим.

Особенность двух восстановленных монастырских храмов – свечные паникадила. Они подвешены на длинных цепях. Во Владимирском храме длина цепей – на вид метров 20. Паникадила состоят из внутренней части – ступенчатой пирамиды и наружного кольца со свечами в один ряд. На всенощной монахи зажигали и гасили (во время чтения шестопсалмия) свечи при помощи специального приспособления – «гасилки» и свечи для розжига, укрепленных на длинном шесте. Когда все свечи были зажжены, монах закрутил обе части паникадила во взаимно противоположных направлениях, и они долго вращались. Незабываемое зрелище. А после всенощной паломники, ожидая исповеди, наблюдали за тем, как стройный и ловкий иеромонах, балансируя на высоте на сборных лесенках и перекладинах, готовит паникадило к богослужению следующего дня.

При удобном случае я спросила у одного из насельников: для чего они затрачивают столько времени и сил, к тому же рискуя упасть с высоты, когда для включения паникадила с электрическими лампочками достаточно нажать всего лишь одну кнопку? Он посмотрел на меня как на неразумное дитя. Ответил: «Для красоты богослужения. Для чего же еще?» Этот брат пояснил, что подобные паникадила архимандрит Нектарий видел на Афоне в Свято-Пантелеимоновом и Ватопедском монастырях и захотел это перенять.

Чудеса нашего времени

Когда в десятом часу вечера архимандрит Нектарий вышел из храма, его поджидала толпа женщин, которые хотели получить благословение старца или его совет. Удивительно, какие важные вопросы люди умудряются задавать на бегу. Например, о выборе жизненного пути. Молодой девушке, которую он видел в первый раз, старец сказал, что экономика дело – грязное, для ее души полезнее стать художником и расписывать храмы. Другой женщине он попенял на непостоянство в молитвах Божией Матери: «В любом деле успех бывает только при постоянстве наших усилий». «Благоуветливый глас словес» о.Нектария как завороженные слушали и те, к кому они не относились. Старец излучал любовь, хотелось слушать его бесконечно.

Архимандрит Нектарий засвидетельствовал, что от Владимирской-Оранской иконы Божией Матери и в наше время обильно подаются чудеса. Он привел последний пример. Один человек попросился немного пожить в обители. Это был бывший наркоман, который хотел начать новую жизнь, но его нигде не принимали на работу. И как только он с молитвой приложился к иконе Божией Матери, так сразу же ему на телефон пришло смс-сообщение, что его резюме рассмотрели, и берут на работу. Другой пример. Благотворители обещали оплатить иконостас Владимирского собора, его изготовили, а спонсоры отказались, сказали, что нет денег. Все помогла разрешить Царица Небесная…

На следующий день монастырь посетил митрополит Георгий с духовенством Богородского благочиния. Он отслужил молебен с акафистом перед старинной Владимирской-Оранской иконой Божией Матери в храме Рождества Богородицы. Затем состоялась литургия во Владимирском соборе.

Владыка Георгий поздравил всех с престольным праздником и сказал замечательную проповедь о важности почитания Пресвятой Богородицы, «ежедневное и ежечасное участие которой в жизни Церкви и каждого человека мы видим в том, сколько храмов на Русской земле посвящено Царице Небесной». Владыка говорил о том, что когда у нас все благополучно, мы думаем, что это происходит само собой, и только в минуту бедствия, когда земной помощи ждать неоткуда, понимаем, что это не так. Поэтому даже если сегодня «лето Господне благоприятное», мы просим Божию Матерь не лишать нас своего покрова и заступления. Архипастырь поблагодарил всех участников восстановления монастыря за их труд и молитвы.

На обратном пути снова дух захватывало от красоты и раздолья русской природы. Но повсюду были печальные приметы нашего времени. На бывших колхозных полях за Арманихой – недостроенные срубы. Кто-то приобрел эти участки и теперь пытается продать. При подходе к Оранкам – разрушенные сельхозстроения, необработанные поля. И контраст этому – прекрасный восстанавливающийся монастырь, в котором душа чувствует покой и умиротворение. Люди неверующие ничего такого не ощущают, и некоторые из них озлобляются: «Вот, дескать, куда идут деньги, когда вокруг нищета». Они забывают о том, что разруха начинается в головах, и только потом переходит в нашу жизнь. Поэтому в такой же последовательности следует и бороться с нею.    

Митрополит Георгий назвал возрождение обители делом покаяния за наших отцов и дедов, которые разрушали храмы. «Они поддались обольстительному слову диавола, что мы построим красивый и счастливый мир, в котором нет места Богу и делу богопочитания. И как только отказались от богопочитания, так на это место пришло демонское почитание, бесовские козни. И вот, как порушены храмы, так же порушены и души человеческие. Мы верим и надеемся, что через возрождение этих святынь будут возрождаться и души человеческие», – сказал  владыка.

На обратном пути шествия от Сиухи обычно идет дождь. Кто-то приготовил зонты. Но в небе погромыхало и затихло. В Арманихе нас встречало, наверное, все село, но мы не остались на молебен, т.к. за нами уже приехали машины… За первый день мы прошли 22 км, а за второй – 18. Слава Богу за все. Благодать – непередаваемая. Особая благодарность прихожанке Анне Рудаковой за понесенные труды. Она организовала поездку и всех опекала, как родная мать.

Также см. фоторепортаж Б.Поварова об архиерейском богослужении в Оранском монастыре на сайте Нижегородской митрополии.

Крестные ходы / 31.07.2010_Саров-Дивеево
 
 
 
Место отдыха для паломников в Дивееве
Место отдыха для ...
 
Пришли в Дивеево
Пришли в Дивеево
По канавке Матери Божией
По канавке Матери...
Головной убор для паломника - дело важное!
Головной убор для...
Паломничков из Сарова ждали и всего наготовили!
Паломничков из Са...
Нас фотографируют на память стражи порядка
Нас фотографируют...
Автобус с паломниками
Автобус с паломни...
Александр из Москвы с нами не первый год
Александр из Моск...
Босиком по святой канавке
Босиком по святой...
Деревня Хвощи. Гостеприимная матушка Татьяна
Деревня Хвощи. Го...
Золотые купола скрывает дым от лесных пожаров
Золотые купола ск...
1 2 3 4 5

 



Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото – М.Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.