9 октября 2019 года
Нижний Новгород – задымленный, загазованный, до отказа забитый автомобилями. Мы – в центре, на Сенной площади, среди бесконечного потока машин. Кое-как прорываемся сквозь строй стоящих и едущих автомобилей на боковую улочку под названием «Печерский съезд». Спускаемся по крутой горке – и попадаем в другой мир. Здесь чисто и тихо, осенний воздух прозрачен, белеют стены древнего монастыря, по склонам волжского откоса сбегают деревья в разноцветной листве. О том, что рядом мегаполис, напоминает только пара небоскребов вдалеке да канатная дорога, переброшенная через Волгу…
4 октября более 30 журналистов со всей области собрались в нижегородском Вознесенском Печерском мужском монастыре. Состоялся пятый пресс-тур из цикла организованных Нижегородской региональной организацией Союза журналистов России и просветительским центром «Глагол» в рамках информационно-просветительского проекта «Православное слово». Проект стал победителем грантового конкурса «Православная инициатива». Журналисты светских изданий в ходе пресс-туров познакомились с коллегами из церковных СМИ, пресс-службами епархий и монастырей Нижегородской митрополии, услышали рассказы о людях Церкви, живших до революции и в советский период.
Над волжскими просторами
Нижегородский Печерский монастырь основал в XIV веке один из современников и соратников преподобного Сергия Радонежского – святитель Дионисий, позже ставший епископом Суздальско-Нижегородским. Печерским монастырь назвали неспроста: начинался он, как когда-то Киево-Печерский и Псково-Печерский, с пещер, которые копали себе подвижники, жаждущие полного уединения, оторванности от мира, чтобы служить Богу всеми силами. XIV век – время духовного прорыва, когда учение о Фаворском свете, возможности соединения с Богом через принятие в себя Божественных энергий, пошло по Руси. Многочисленные подвижники уходили в леса и пещеры, а за ними в глухомань шли все новые и новые последователи.
Вот и нижегородский пещерный монастырек разрастался, наполнялся монахами, строился и богател. До тех пор, пока в конце XVI века не случился на высоком волжском берегу страшный оползень. «И нача гора осыпатися… и бысть шум и треск велик по лесу, и нападе на людей страх и ужасть велика…», – писал летописец. Все постройки были разрушены, но ни один человек не пострадал. На месте обвала были обнаружены нетленные мощи схимонаха Иоасафа, который подвизался в пещерах и скончался за несколько десятилетий до оползня. Так часто и проявляется в мире рука Божия: не было бы счастья, да несчастье помогло.
На новом месте монастырь продолжил строиться и украшаться, пока не настал трудный XX век. В 1918 году настоятель монастыря епископ Балахнинский Лаврентий (Князев) был расстрелян по обвинению в контрреволюционной деятельности. В 1925 году монастырь был передан в ведение Губмузея, но это не спасло его от разграбления и разрушения. Его постигла участь большинства русских храмов и монастырей.
Будучи студенткой, я посещала монастырь в начале 2000-х. Сквозь его обшарпанные стены еле теплился внутренний свет…
Сейчас он предстал перед нами во всем своем великолепии – белокаменный, храмы в росписях, кругом чистые мощеные дорожки, цветники и альпинарии. Есть даже аллея Романовых, уставленная бюстами царей и цариц. Все это дело рук нынешнего наместника монастыря – архимандрита Тихона (Затёкина), большого любителя археологических и архивных изысканий, неутомимого исследователя и издателя.
Неутомимый наместник
Трудами отца Тихона в монастыре создан Церковно-археологический музей с постоянными и временными экспозициями, издается красочный ежеквартальный исторический журнал «Нижегородская старина».
Недавно монастырь отпраздновал 25-летие возрождения монашеской жизни в Печерском монастыре – он был передан Нижегородской митрополии в 1994 году. Через пять лет сюда с Урала приехал архимандрит Тихон.
На круглом столе, который проходил в подклете Успенского собора Печерского монастыря, наместник рассказал, что в ту пору, в конце 90-х, у монастыря была очень плохая репутация: в местной прессе вышло много ругательных статей, где монастырь именовали не иначе как «воровской обителью»… Что было делать? Благословился у митрополита Николая (Кутепова) выпускать газету монастыря. Тот, хоть и усомнился в возможности осуществления такого трудного дела, все же благословил. И вот начала выходить газета «Печерский благовест», которая со временем превратилась в богато иллюстрированное издание «Нижегородская старина». Так удалось повести общественность за собой, создать иной образ монастыря.
Архимандрит Тихон рассказал, как налаживал связь с архивами, как начал свои исторические изыскания и книгоиздательскую деятельность. Отец Тихон призвал журналистов правдиво излагать историю, в том числе и трагических гонений большевиков на Церковь. Он уже 15 лет работает в епархиальной комиссии по канонизации и борется с историческими искажениями.
Архимандрит Тихон: «Прочитал где-то, что православных в Нижнем топили баржами на Волге. Это чушь! Никого на Волге не топили, тем более баржами. Волга – река судоходная, и хотя большевики были людьми жестокими, но не дураками. В государственном архиве Нижегородской области найден единственный документ об этих событиях. На Мочальном острове в 1918 году были расстреляны более 40 человек, их списки тогда же были опубликованы в газете «Нижегородская коммуна».
Отец Тихон призвал историков и журналистов пользоваться проверенными источниками и не распространять слухи и сплетни.
Он представил нам свою последнюю изданную работу – книгу по истории Успенского собора Саровского монастыря. Можно себе представить, как нам захотелось ее заполучить! Пока издан только сигнальный экземпляр, однако скоро книга выйдет тиражом 3,5 тысячи экземпляров и поступит в продажу.
Археологические изыскания в Печерском монастыре также были начаты именно о. Тихоном. В 2000-х он заключил договор с известным нижегородским археологом Татьяной Гусевой, и раскопки на месте восстанавливающихся монастырских построек начались. В ту пору еще не было законодательства, обязывающего перед строительными работами на историческом месте проводить археологические изыскания. Архимандрит Тихон был чуть ли не первым, кто ввел это в постоянную практику. До этого по монастырю ходили «черные копатели» с миноискателями, раскапывали склепы, пытаясь найти ценности. Поэтому многое, к несчастью, безвозвратно утеряно.
Кто добро творит, того Бог благословит
Нижегородские историки и журналисты рассказали о многочисленных неравнодушных людях – наших современниках. Елена Столярова из Выксы, которая в ходе пресс-тура в Выксунскую епархию провела увлекательную экскурсию для журналистов, рассказала о «бабушке выксунского краеведения» – Надежде Князевой, заразившей несколько поколений выксунцев любовью к истории родной земли. Нижегородский журналист Оксана Москвина – об Ирине Беспаловой, известной по всей области как восстановительница самых безнадежных храмов. И не от больших денег она восстанавливает их, нет, она небогата настолько, что всегда носит одну и ту же одежду. Ирина зажигает людей своим неравнодушием, и они с ее помощью бросаются добывать средства и прикладывать силы, молиться. И дело спорится.
Группа простых женщин из Лыскова рассказала о том, как они добывали сведения о своих родных – репрессированных священниках, новомучениках и исповедниках, об истории родного края и о тех, кто там служил и работал. Удивительным образом тем, кто хочет знать правду и восстановить историческую справедливость и утерянные имена, подается свыше – и нужные люди появляются, и фотографии находятся, и архивы открываются. В общем, среди будней происходят чудеса.
Валерия Александрова, фото Анатолия Белухина, публикация газеты «Новый город» № 40 от 9 октября 2019 года
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна