Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Надежда Грузии

9 июля 2019 года

Сейчас на слуху провокационные события в Грузии, повлекшие ухудшение отношений между нашими государствами. Как раз в те тревожные дни, с 19 по 27 июня, в Грузии находилась группа паломников из Сарова, Нижнего Новгорода, Городца и Москвы, возглавляемая помощником благочинного Саровского округа по общим вопросам протоиереем Львом Юшковым.

Мы с волнением ожидали возвращения наших прихожан и дорогого батюшки, и их поездка завершилась благополучно. Путешественникам было оказано восточное гостеприимство, ведь одно дело государственная политика, а другое — отношения между простыми людьми. Они посетили улочки старого Тбилиси и новый кафедральный собор столицы, гору Казбек, Алазанскую долину и морское побережье Батуми, пещерные монастыри VI века Давид-Гареджа, монастырь святой Нино, Самтавро, Боржоми, Самтависи и Мцехету (Светицховели). Своими впечатлениями поделилась Анна Виноградова.

Духовное родство с Россией

Эта поездка в Грузию была для меня первой. Как и для большинства в нашей паломнической группе. Минула неделя с возвращения, а впечатления пока не улеглись. Все что-то бродит в душе, вспоминается, перекликается, тянет, возвращает к себе… Люди, события, места и ландшафты. Архитектура и природа, переживания и радости.

Грузия обладает своим, особым, обаянием. Но как бы ни была великолепна и разнообразна природа и гостеприимны люди, главное, что более всего отозвалось в моей душе – древность этих мест, их погруженность в христианскую историю человечества, а также современное проживание христианства нынешней Грузией и, несмотря на все различия, духовное родство с нами – русскими. Как они сами говорят, «мы одной нации – христиане». Я бы еще добавила – православные христиане. Родной дух православия ощущается повсеместно, в людях. К сожалению, есть и общее для наших стран грустное наследие советской эпохи, оно выражается включениями архитектурной серости, безликими жилыми и производственными зданиями. Это наследие есть, наверное, и в душах людей. Однако доброму человеку свойственно помнить лучшее. И грузины помнят нас своими братьями. Мы почувствовали эту братскую и сестринскую любовь.

Грузия чтит Божию Матерь

В первый же день после посадки в Тбилисском аэропорту нам показали новый главный кафедральный собор Грузинской Православной Церкви во имя Пресвятой Троицы – Цминда Самеба, который находится на холме св. пророка Илии в старинном районе Авлабари, на левом берегу Куры. Собор впечатляет своими размерами, его высота вместе с крестом около 80 метров. Собор стоит на возвышенности, и его золотой купол виден из любой точки Тбилиси. Позолота на церковных куполах не свойственна строгой грузинской архитектуре, но к этому веянию нового времени постепенно привыкают. Золото это, одновременно, и символ самостоятельности государства, и Царствия Небесного, что, конечно, важнее.

Задуманный еще в конце 80-х годов прошлого столетия (к 1500-летию крещения Грузии и 2000-летию христианства) собор был заложен в 1995 году, а первое богослужение в нем прошло в 2002 году. На великом освящении, которое состоялось в день небесного покровителя Грузии, св. вмч. Георгия Победоносца, присутствовали представители 11-ти Поместных Православных Церквей.

В строительство вложены средства как богатых бизнесменов, так и простых людей. Убранство великолепное. В центре храма находится великая святыня – один из четырех крестов св. Нины, установленных ею в Грузии. Много ценных икон, но самая ценная – икона «Надежда Грузии», выполненная из золота и драгоценных камней в древней технике «минанкари». Икона двухсторонняя, на ней изображена Пресвятая Богородица и более четырехсот святых Грузии. Она обошлась в 27 млн долларов. Здесь уместно говорить о стоимости, потому что в Евангелии сказано: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6, 21). Весь народ вложился в этот дорогой образ. И его название говорит о многом. Грузия надеется не на экономические программы или поддержку из-за рубежа, а на Матерь Божию, которая сможет спасти вверенный Ей народ вопреки всему.

Вся христианская история страны связана с именем Пресвятой Богородицы. Иверия (значительная часть современной Грузии) стала жребием Приснодевы Марии, когда решалось, кто из апостолов в какую страну пойдет на проповедь. Хотя Сама Дева Мария не была здесь при жизни, свет христианства принесли на эту благодатную землю сначала Ее современники, апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, а затем Ее посланники – св. равноап. Нина (IV век) и 13 преподобных Сирийских отцов (VI век). Нам, российским паломникам, повезло побывать в местах, связанных с их памятью и до сего дня свято почитаемых и сохраняемых православным народом Грузии.

Духовный центр — Мцхета

Если политический центр Грузии – Тбилиси, то духовный – это город Мцхета. Он почти примыкает к современному Тбилиси с севера. Это древняя столица, расположенная на мысу при слиянии двух рек, Арагви и Куры. Здесь сконцентрировано множество исторических святынь, находятся важнейшие храмы страны – Светицховели, Самтавро и Джвари. Светицховели (в переводе «живой столп») – самый древний собор Грузии, посвящен 12-ти апостолам, он свидетель коронации грузинских царей и место их захоронения. А «живой столп» – это наименование столпа, выточенного из кедра, под которым была сокрыта великая святыня – Хитон Господень. Часть этого древнего кедра сохранилась по сей день. Внутри собора Светицховели, над местом, где под землей сокрыт Хитон Господень, уже много веков стоит каменный столп. До сих пор на нем видны следы проистекающего из него святого мира. Впечатляет, когда видишь такую древнюю святыню.

В Мцхете находится действующий женский монастырь XI века Самтавро с древним захоронением первых христианских царей, принявших крещение после проповеди св. Нины в 337 году. Здесь мы причащались за литургией. По преданию, именно на этом месте долгое время жила святая просветительница Грузии. Рядом с собором – маленький храм, он стоит на месте ее шалаша.

Появление в Грузии Хитона Господня и приход сюда св. Нины тесно связаны. Именно горячее желание обрести эту святыню привело юную Нину в Грузию. Но придя сюда, она его уже не искала, а планомерно, долго и терпеливо занималась миссионерским трудом. Изучала язык и местные обычаи, проповедовала словом и делом, всей своей жизнью. Почему же она отказалась от своей мечты? И как все-таки стало известно место, где под спудом находится Хитон?

Мы узнали много местных преданий, которые не встречали в житии св. Нины. И все это благодаря нашему гиду Иоанну, замечательному и глубоко образованному человеку. Иоанн уже восемь лет трудится миссионером Грузинской Патриархии, преподает богословские дисциплины. За время длительных переездов он сумел рассказать нам очень многое из истории Грузинской Церкви и самой Грузии. Образ святой Нины из полусказочного стал вполне реальным, а ее действия – понятными и адекватными своему времени. Однако эта понятность не умалила в наших глазах подвиг святой, ее верность своему призванию.

Мцхета открывалась нам не за один день. Сначала мы миновали древнюю столицу по пути в Казбеги, разглядывая ее издали. На пятый день паломничества мы причастились в монастыре Самтавро. А в конце путешествия смогли побывать в Светицховели и Джвари.

С последним местом я ждала встречи с замиранием сердца. Это название («Джвари» дословно означает «крест»), было известно мне с 1989 года, когда я в одном из литературных журналов прочла одноименную повесть. Как узнала намного позднее, ее автор – мама одного из иерархов Русской Церкви. Начало 90-х – время моего прихода к вере, а Джвари – отправная точка на этом пути. И вот спустя тридцать лет я стою на вершине горы, где расположен монастырь, и откуда открывается вид на древнюю духовную столицу Грузии. Любуюсь границей вод сливающихся рек – мутной Куры и изумрудной Арагви. В ушах шумит ветер. Мимо снуют туристы и паломники. Здесь и наши братья с Украины, и земляки из Мордовии… Как и везде в Грузии, много арабов-мусульман, азиатов. И что радостно – множество грузин совершают паломничество к родным святыням. Семьи с детьми или школьники целыми классами. Тут так принято – после завершения учебного года отправляться в паломничество.

Джвари первым вошел в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО, и с тех пор здесь всегда людская толпа. Монахи, которые восстанавливали монастырь (о встрече с ними рассказывается в повести «Джвари»), сейчас живут поодаль от него, в лесу на склоне горы, подальше от шума и суеты.

Если на встречу с Джвари я надеялась, то другая встреча оказалась нежданной. Имя прп. Гавриила Ургебадзе на слуху у верующих россиян. Доходило оно и до меня. Но только до слуха, не до сердца или ума. Кто это, не знала, не читала и не интересовалась. И вот уже в самолете, когда мы летели в Тбилиси, в руках одного из наших батюшек увидела небольшие образки прп. Гавриила. Один образок он подарил местной молодой паре перед выходом из самолета в Тбилисском аэропорту. Они приняли образок из рук русского священника с большим благоговением и благодарностью. Запали в память слова батюшки: «Мы ведь сюда к нему и приехали». Подумала, кто же это?

Одного духа с батюшкой Серафимом

Архимандрит Гавриил Ургебадзе (1929-1995) — наш современник, монах, юродивый Христа ради. Он был канонизирован Грузинской Православной Церковью в 2012 году в лике преподобных, а в 2014 году включен в месяцеслов Русской Православной Церкви. День памяти — 2 ноября. Его почитание так велико, что вопреки традиции Грузинской Церкви, в которой обычно святыни остаются под спудом, мощи святого подняли, и теперь они находятся у западного входа в собор монастыря Самтавро. У его раки всегда много молящихся на коленях и со слезами людей. Рекой притекают верующие. Известно и записано множество чудесной помощи святого. И мне самой пришлось пережить его скорый ответ на молитву. Не обо всем можно рассказывать, но свидетельствую, что почувствовала живое участие в своей судьбе любящего отца Габриэля.

Беспорядки нас не коснулись

Когда мы молились за литургией в Самтавро, к нам подходили прихожанки (здесь тоже больше женщин в храмах). Слыша нашу речь, они интересовались, из России ли мы? Шел второй день политических демонстраций в Тбилиси и осложнения взаимоотношений между нашими государствами. Добрые женщины старались заверить нас, что хорошо к нам относятся, что наши народы – братья. А когда настоятельнице монастыря передали, что в храме паломники из России, она попросила узнать, сколько нас, и передала подарки на всех – книжечки о монастыре и образ, на котором вместе изображены преподобные Гавриил Самтаврийский и Серафим Саровский.

Беспорядки нас не коснулись, хотя мы жили в центре старого Тбилиси, недалеко от проспекта Шота Руставели. Всюду мы чувствовали только дружелюбие. А после известных событий многие старались специально подойти и высказать нам свое расположение, чтобы сгладить негативное впечатление. Но негатива не было. Мы путешествовали по Грузии, окунувшись в ее славную и непростую историю, восхищаясь красотой природы, радуясь и удивляясь гостеприимству и хлебосольству хозяев. После того, как мы причастились, наше путешествие стало более походить на паломничество. Начались поломки автобуса, испытания жарой и собственными немощами… К этому времени вся группа уже сплотилась и наши новые друзья, гид Иоанн и водитель Давид тоже стали нам, как родные. Поэтому внешние трудности мы переносили терпеливо, с пониманием и поддержкой, с молитвой друг за друга.

После переезда по жаре к морскому побережью мы были вознаграждены возможностью отдохнуть. Разнежиться погода нам не дала (море волновалось), но все же удалось выбрать моменты и окунуться, чему все радовались, как дети. Побывали мы и в Батуми. Полюбовались старинным Ботаническим садом, увидели и сам приморский городок. Еще издалека виднелись небоскребы нового Батуми, выросшие за два последних десятилетия. Батуми стал городом контрастов, где богатые здания соседствует с обшарпанными пятиэтажками советской эпохи, а изящная застройка конца XIX века — с cовременным смешением стилей.

На обратном пути с побережья в Тбилиси мы побывали в Боржоми, попробовали живой минеральной воды. Посетили Самтависи – один из самых известных памятников средневековой грузинской архитектуры (1030 год), кандидат на включение в список Всемирного наследия. Удивительная каменная резьба украшает этот храм.

Трудно подробно описать все точки маршрута нашего путешествия. Незабываем дневной переезд в Западную Кахетию в монастырь Давид-Гареджи, расположенный среди суровой пустыни и солончаков. Здесь издавна никто не селился, так суров местный климат – нет воды, знойное лето и сильные морозы зимой. Тут смогли жить только специально переселенные в эти края горцы-сваны (селение Удабно), да монахи, руководимые св. прп. Давидом Гареджийским.

Самые яркие впечатления от гор подарила поездка по Военно-Грузинской дороге к подножию Казбека. На высоте более 2000 м находится Гергетская Троицкая церковь XIV века, прямо над селением Степанцминда (иное название Казбеги). Оттуда открываются необыкновенные виды, от которых захватывает дух.

Первые тосты за Господа и Божию Матерь

Особых слов благодарности заслуживает гостеприимство хозяев. Мы познакомились с национальной кухней и с грузинской традицией трапезы как средства объединения людей. На первом месте – памятование о горнем, первые тосты возглашаются за Господа и Божию Матерь, а потом уже говорится о земном… Тосты перерастали в богословские разговоры, дружеские беседы.

Для многих из нас грузинское застолье стало проверкой на прочность, так как подавалось самое лучшее и питательное из национальной кухни, великолепно приготовленное и очень вкусное. А еще в путешествии мы смогли увидеть, как печется грузинский хлеб. Какой удивительный аромат от жаркой печи! Попробовали домашние сыры и не только простой лаваш, но и медово-сладкий нежный хлеб – праздничный. Узнали, что чурчхела — орехи в уваренном виноградном соке – не детские сладости, а пища грузинских воинов. В один из вечеров побывали в кахетинском доме, где нас принимали и угощали.

Последний день в Грузии мы пешком ходили по Тбилиси. Было очень жарко даже для местных жителей. Сначала поднялись на святую гору Мтацминда над старым Тбилиси к храму мама-Дивити («мама» по-грузински – «отец»). Здесь в самом начале своего просветительского подвига жил святой Давид, который позднее получил прозвание Гареджийского, так как завершил свою жизнь в пустынном месте Гареджи. С VI века храмы на горке разрушались и возобновлялись, но неизменным остался святой источник, прославленный чудесами исцеления от бесплодия. Вода течет из горы, наполняя купель, ее уровень всегда постоянный. Это тоже маленькое чудо. В этой купели крестятся много людей. Почему-то именно здесь они, наконец, понимают, что нельзя жить без Святого Крещения.

Мы посетили русский храм во имя св. князя Александра Невского, приятно было ощутить знакомую атмосферу. Здесь сохранилась старая русская традиция, которую я давно не наблюдала в наших храмах – особо чтимые иконы украшены рушниками или кружевными накидками. На территории этого храма находятся могилы почитаемых старцев Зиновия (Мажуги) и Виталия (Сидоренко).

Над старым Тбилиси на высоком берегу Куры возвышается храм Метехи (собор XII века в честь Рождества Пресвятой Богородицы), где находится захоронение первой грузинской мученицы – царицы Шушаник (V в.). А пониже стоит Сиони – главный храм Тбилиси, названный в честь Сионской горы в Иерусалиме и освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Главной святыней собора является глава апостола Фомы и крест равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, сделанный из виноградной лозы и перевязанный волосами святой. Неподалеку древнейший храм города – Анчисхати (VI в.), который был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы и прославился чудотворной иконой Спасителя. Путь от одного храма к другому проходит по живописным и уютным улочкам. Если бы не жаркий день, то гулять бы по ним и гулять…

У нас подобралась хорошая группа. Большая часть знакомы по приходу либо уже бывали вместе в паломничестве. Три священника. А миряне – люди разного возраста и сфер жизни: предприниматели, музыканты, инженеры, врачи, финансисты и даже один председатель колхоза (редкая по нашим временам профессия).

Вечером накануне отлета все мы собрались за одним столом. По очереди говорили, что значила для нас эта поездка, и каждый открылся для других с новой стороны. Руководитель группы, отец Лев, подытожил сказанное: «Мы все готовились к этой поездке. Одни что-то читали и узнавали о святынях. Другие стремились сюда, уже имея собственный духовный опыт общения со святыми Грузии. И вот, Иверская земля нас приняла и многое нам дала. В некоторых местах душа трепетала, просвещаясь и получая духовные дары. Здесь Бог показал наши недостатки. Мы вдруг начинали видеть причины нестроений в себе самих, а не в нашем ближнем. Здесь нас и печали посетили, и опасения, но хочется сказать «Слава Богу за все!» За то, что Господь нас ведет, любит, всегда поддерживает и спасает...»

Всего полных восемь дней плюс дни прилета и отлета. Целая маленькая жизнь, внутри которой – испытания путешествием, новыми знакомствами, обилием впечатлений, немощами и даже удовольствиями. Но, завершив это паломничество, мы говорим: «Слава Богу за все!» За новые знания и друзей, за познание себя, за открытие новых святых и укрепление в вере. И да сбудется надежда Грузии, которую Божия Матерь обещала никогда не оставить!

Текст и четыре фотоальбома Анны Виноградовой

https://vk.com/album-38003672_264247020

https://vk.com/album-38003672_264250533

https://vk.com/album-38003672_264250553

https://vk.com/album-38003672_264250575

Паломничество / Годовой круг праздников на Святой земле / Вифания. Родина Лазаря четвертодневного.
 
 
1 2

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото Анны Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.