5 октября 2016 года
Как приятно путешествовать! И особенно – всей семьей.
Летом нам посчастливилось совершить интересную шестидневную поездку по маршруту: пос. Память Парижской Комунны под Бором – Нижний Новгород – Владимир –Александров – Сергиев Посад – Хотьково – Клин – Тверь – Торжок – Вышний Волочек –Валдай – Рюриково городище – Великий Новгород –усадьба князя Гагарина – Порхов –Любятово – Псков – Печоры – Ельны – Опочка – Нестерово – Волоколамск – Сергиев Посад – Хотьково – Суздаль – Нижний Новгород – пос. Память Парижской коммуны. В общей сложности мы проехали около 4 000 км.
Основными вдохновителями такого грандиозного путешествия стали папа и бабушка. Бабушка 42 года не была на своей малой родине, в Псковской области. А папа был крещен в тех же краях. Компания получилась не маленькая: бабушка, папа, мама и четверо детей (старшая сестра не поместилась и поэтому осталась «на хозяйстве»).
С погодой нам повезло: было ясно и тепло. За окнами проплывали раздольные русские пейзажи с березками, полями, частыми церквушками.
Поклонившись прп. Сергию Радонежскому в Сергиевом Посаде, заехали в деревушку Радонеж, где начинал свой монашеский путь Преподобный. Здесь теперь стоит памятник отроку Варфоломею. Кстати, он был привезен из Москвы по железной дороге в конце 1980-х годов и тут же был «арестован». Мама была свидетелем происходящего: весь вокзал г. Хотьково, куда прибыл памятник, оцепила конная милиция и не давала проходу. Но с Божьей помощью и благодаря огромной поддержке православных, которые стеклись на место происшествия, все благополучно разрешилось. Памятник доставили к месту назначения.
При подъезде к Клину перед нашими изумленными взорами проплыл вдалеке настоящий воздушный шар. И в течение десяти минут небо заполнили десятки его собратьев. И в каждом из них был пассажир. Закат причудливо подсвечивал это сказочно-феерическое зрелище.
А в Торжке по-прежнему справедливо древнее утверждение – где бы ты ни встал, куда бы ни повернулся, перед твоим взором непременно будут храмы. Горожане бережно хранят исторический облик города: булыжную мостовую, архитектуру набережной р. Тверцы. Они гордятся тем, что Пушкин частенько навещал Торжок и отведывал, с его легкой руки ставших знаменитыми, пожарских котлет. Мы тоже их попробовали. Пожалуй, Пушкин был прав! Вкуууусно!
Славятся мастерством золотошвейки Торжка. В книгу рекордов Гиннеса занесен 12-метровый пояс, на котором вышит 90-й псалом «Живый в помощи…» Текст расположен на обеих сторонах пояса: на русском и церковнославянском языках. Этот пояс продолжает древнюю традицию. Православные люди, особенно воины, имели подобный пояс (конечно, меньшего размера) как духовную защиту. Во время Великой Отечественной войны на ткацких производствах тайно вшивали текст с этой молитвой в пояса шинелей и гимнастерок. В центре Торжка открыт Дом Пояса. Там пояс расположен по кругу, и каждый желающий вместе со своей семьей может зайти внутрь пояса и испытать его силу. Пояс освящен в церкви Рождества Пресвятой Богородицы XIV века в с. Городня Тверской области.
Как забыть купание в озере Валдай! Оно большое, полноводное, чистое и очень теплое. Вылезать не хотелось!
На подъезде к Новгороду повернули к Рюрикову городищу. Там сейчас ведутся археологические раскопки, культурный слой снят на 4-5 м. В IX веке здесь располагалась крепость и духовная резиденция князя Рюрика. Местность малодоступна благодаря природным особенностям: реке Волхову и двум его притокам, особенному рельефу. Как и 12 веков назад, мы могли стоять на каменном пятачке, где князь Рюрик обозревал Великий Новгород. Здесь становится понятным выражение: «Земля дышит древностью…» А через час мы бродили по территории Новгородского кремля. Экскурсовод, которая отдельно для нашей семьи провела замечательную экскурсию, оказалась коренной новгородкой, искренне любящей свой родной город и превосходно знающей его историю.
Мы стояли рядом с древними стенами Софийского собора, поклонились его куполам, прикоснулись к чугунным вратам, украшенным библейскими сюжетами. 40 минут (хотя и этого мало) мы изучали уникальный памятник 1000-летию Руси.
Путь наш лежал к Пскову – западному рубежу страны. Здесь все говорило о нелегкой истории приграничной области. Такого количества памятников, обелисков, воинских захоронений мы нигде не встречали. Отстоять эту землю с древних времен и до последней страшной войны 1941-1945 гг. удалось ценой миллионов человеческих жизней. На псковщине это ощущение обостряется до предела. И тем пронзительнее воспринимаются обитающие там аисты – птицы, символизирующие спокойную и безмятежную жизнь.
Меня особенно поразил памятник героям Великой Отечественной войны в виде высокой стелы, на верхушке которой аисты свили большое гнездо, как бы показывая, что жизни солдат были отданы не напрасно. Подвиг самопожертвования даровал людям (и аистам) возможность мирной жизни. На псковской земле жители бережно и с любовью относятся к аистам. Специально для них оставляют старые столбы, вышки, не разрушают гнезда, а считают за радость, если семья аистов поселится на крыше дома. Я бы тоже не отказалась от такого соседства!
В Псковском кремле шли съемки исторического фильма. Нам удалось понаблюдать за этим увлекательным процессом и даже сфотографироваться с некоторыми персонажами. Сам Кремль в Пскове небольшой, но очень древний, настоящая крепость. Неизгладимое впечатление произвел величественный и древний Троицкий храм. Там находятся многие святыни псковской земли.
В трех километрах от западной границы – небольшой городок Печоры. Туда мы ехали с особым чувством. Сам городок и старинный Псково-Печерский монастырь воспринимались, как хорошо знакомые места благодаря книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», которую прочитала вся наша семья. Монастырь невелик, но наполнен благодатной атмосферой. Каждый из нас обрел в посещении этого святого места свой духовный плод.
Глубокое впечатление произвел храм Николая Чудотворца XV века в г. Порхове. Как и во многих приграничных храмах, его территория обнесена каменной стеной в три метра толщиной. Это был не только храм, но и крепость, защита города, да и всей России. В Великую Отечественную войну в храме укрылись 300 местных жителей, чтобы их не угнали в Германию. Четыре дня священник о. Евгений с невероятным мужеством, рискуя жизнями своих близких, прятал людей на церковной территории, пока не пришли советские войска. А в Любятове под Псковом мы видели памятник, посвященный тремстам белым офицерам, пострадавшим за веру – заживо распиленным китайскими красногвардейцами в 1919 году.
По дороге посетили мы дивное Ильмень-озеро, было оно почему-то нежно-розового оттенка, дух захватывало от красоты, простора и необъятности. Я взяла оттуда камешек на память. Запомнился монумент, посвященный Ледовому побоищу.
На обратном пути было немало интересного: аисты с аистенком, лисенок, смело перебегавший дорогу, дом Птицы счастья и многое другое. Мы снова навестили бабушку и дедушку в Хотьково, заехали к друзьям в Суздаль. А в любимую нашу деревню добрались заполночь…
Осуществилась бабушкина мечта: она побывала на своей малой родине в Ельнах, была очень растрогана. А папа поклонился храму, где был крещен в шестилетнем возрасте и, как и тогда, прогулялся по висячему мостику, чем-то напоминающему наш, саровский. Только теперь не один, а со всеми нами.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна