Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

«Арзамас православный и исторический»

6 сентября 2013 года

8 сентября исполняется 70 лет с того дня, когда на Архиерейском соборе 1943 года уроженец Арзамаса митрополит Сергий (Страгородский) был избран Патриархом Московским и всея Руси. 1 августа, в день празднования 110-летия канонизации прп. Серафима Саровского, на Соборной площади Арзамаса открылся Музей русского Патриаршества. Недавно там побывала большая группа саровчан.

В поездку «Арзамас православный и исторический» на комфортабельном автобусе отправилось много православных прихожан, которые причастились в Арзамасском Воскресенском соборе и еще раз поклонились святыням этого города. Но были и люди нецерковные, которым все в новинку. А уж в Музее патриаршества еще не был никто…

Экскурсия началась прямо в автобусе. Организатор поездки прихожанка Людмила Сидорова рассказывала о сельских храмах, мелькавших в окне; о святынях Арзамаса; а также о том, как себя вести в храме, подавать записки – азы православия для начинающих. 

Арзамас – удивительный город! Он – как птица Феникс, возрождающаяся из пепла. Город славен церквями. Некогда на небольшом пятачке красовались более 30 приходских храмов и 4 монастыря, построенных усердием горожан. «Много видел в Москве церквей, а в Арзамасе кроме церквей ничего не видел», – говорил князь Владимир Соллогуб. А Лев Толстой, бывший здесь проездом, описал особый «арзамасский ужас», который он испытал, услышав соборный благовест всех церквей.

После периода государственного атеизма в городе прилично сохранились всего две церкви: летний Воскресенский собор и относящаяся к этому приходу зимняя церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Казалось, все поругано и забыто. Но наступило благоприятное время, и вера арзамасцев прорвалась наружу. В наши дни там 12 церквей, их активно восстанавливают из руин, даже от одних фундаментов. Каждый храм опекают предприятия, чувствуется поддержка властей города. Некоторых это возмущает. Но я не слышала, чтобы кто-то возмущался тем, что предприятия и богатые люди опекают животных Московского зоопарка. Неужели храмы, возведенные и намоленные нашими предками, хуже зверушек? В Арзамасских храмах всегда много верующих местных жителей и приезжих паломников. Эти святыни притягивают людей отовсюду.

Единственный в России

Музей русского Патриаршества расположен в здании бывшего городского магистрата. Это единственное в России сохранившееся здание типовой гражданской архитектуры XVIII века. Магистрат просуществовал более ста лет, до 1866 года. Там выдавали паспорта, производили рекрутские наборы, взимали налоги, вели судопроизводство и т. д. Посетителям музея было интересно рассматривать документы 200-летней давности, написанные каллиграфическим почерком, старинные монеты, предметы интерьера, найденные при раскопках поливные изразцы, а также личные вещи патриархов. При магистрате была часовня, где чиновники перед Крестом и Евангелием приносили присягу.

В Музее нас встретил молодой экскурсовод Алексей, который преподносил историю Церкви, связанную с историей страны, без привычных идеологических штампов (этот хороший, а тот плохой). Просто сообщал факты, а выводы – каждый мог сделать сам.

Арзамасская земля – родина трех патриархов: Никона, жившего в XVII веке, Сергия (Страгородского) и нынешнего патриарха Кирилла, дед и отец которого родом из г. Лукоянова. Экскурсовод провел саровчан по экспозиции, познакомив с биографиями этих патриархов, а также – других последних Предстоятелей Русской Православной Церкви. Они близки нам по времени, и на примере их жизни видно, как менялось отношение власти к Церкви. Целью этих патриархов было сохранить Церковь в условиях атеистического государства. И им это удалось, низкий им за это поклон.

Патриархи жили в сложные и противоречивые времена. И каждый нас чем-то удивил. Патриарх Никон ввел в обиход дорогие пышные облачения, но при этом на теле тайно носил вериги. У патриарха Сергия были выдающиеся способности к языкам. Английский он выучил на корабле, на котором плыл в Японию для миссионерского служения. И уже через два месяца после прибытия туда он совершал богослужения и произносил проповеди на японском языке! Будущий патриарх Алексий I в блокадном Ленинграде не оставлял богослужения и сбор помощи на оборону страны и для обездоленных…

В экспозиции отражена тема воинствующего безбожия в 1920-1930-е годы, репрессий верующих, жизни Церкви в годы Великой Отечественной войны. Воссоздан кабинет Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, где он через несколько часов после начала войны напечатал послание к народу, благословляя на борьбу с захватчиками. Обстановка кабинета скудная, так же как и личные вещи владыки. Среди них – отпечатанный на машинке текст акафиста прп. Иоанну Дамаскину. Даже у Патриаршего местоблюстителя не было нормально изданной литературы, и он пользовался самиздатом.

В 1943 году в Кремле произошла знаменитая встреча Сталина с тремя высшими церковными иерархами: митрополитом Сергием (Страгородским), экзархом Украины митрополитом Николаем (Ярушевичем) и митрополитом Ленинградским Алексием (Симанским). Вождь одобрил их патриотическую деятельность и проявил интерес к нуждам Церкви. «Ударными темпами» за три дня собрали Архиейский собор, на котором избрали Патриарха. Были сделаны некоторые послабления Церкви. Также был учрежден Совет по делам РПЦ при Совете народных комиссаров. Его возглавил чекист Карпов, который ранее руководил подразделением по борьбе с Церковью…

Одной из первых просьб патриарха Сергия после его избрания было – открыть для богослужений Арзамасский кафедральный Воскресенский собор. И в том же году храм был открыт. Жизнь патриарха Сергия неразрывно связана с Воскресенским собором, который он очень любил. Здесь его крестили, и в нем прошло его детство. В соборе в течение 32 лет служил старшим священником и благочинным Арзамасского округа его дед, Иван Дмитриевич Страгородский. Патриарх Сергий рано, на первом году жизни, лишился матери, а с дедом они были духовно близки. Тот служил панихиды, а мальчик Ваня (в миру патриарха звали Иваном Николаевичем) ему прислуживал в алтаре… Из окна музея видно, как возле портика Воскресенского собора стоит зачехленный памятник патриарху Сергию, ожидая момента своего освящения.

Прогулка по Арзамасу

Не раз доводилось встречать арзамасцев, влюбленных в родной город, знающих его историю (от 1578 года) и умеющих интересно ее преподать. Они нам показывают пример того, как нужно любить свой город. И в этот раз после музея нас «подхватила» замечательный экскурсовод – Т. И. Антонова. Это была уже третья встреча саровских прихожан с Тамарой Ивановной, и каждый раз она показывала другие улочки и храмы, рассказывала новые сведения об Арзамасе, который и за несколько раз толком не узнаешь. Этот город неисчерпаем. Саровчане отправляются в дальние поездки, а у нас под боком есть такая жемчужина, которую мы недооцениваем. В этом году Арзамас был включен в число 115 особо охраняемых старинных русских городов.

В топонимике Арзамаса причудливо переплелись разные периоды истории. Древние храмы стоят на улицах с названиями советского времени, например, ул. «Комсомольский городок» рядом с Никольским монастырем. Там к этому привыкли. В Никольском монастыре поток паломников идет поклониться трем обновляющимся иконам: свт. Николая, иконам Божией Матери «Избавление от бед страждущих» и «Достойно есть» афонского письма, именуемой «Изрубленная». На последней иконе у Божией Матери на лице – зарубки от топора. Они заживают, и на лике Пречистой проявились глаза. У каждой из этих икон своя судьба, но они непостижимым образом собрались вместе. Люди читают перед ними акафист, помазываются маслом из лампадки. Матушка Валентина, встречающая паломников, рассказывает о случаях исцеления и помощи в житейских бедах после молитвы перед этими образами. Саровчан покормили в трапезной Никольского монастыря. Также мы осмотрели верхний храм в этом здании, в нем собрано много частиц святых мощей.

Мы проехали мимо памятника А. В. Ступину, создателю первой в России провинциальной школы живописи, и направились к храму Святого Духа, где Ступин был старостой, и сохранились выполненные им фрески. Прогулялись по старинным улочкам с домами,  украшенными резными наличниками и даже – колоннами из цельных сосен. К сожалению, домики выглядят очень ветхими. Будет жаль, если всю эту красоту владельцы обложат пластиком, как это происходит, например, в Гороховце.

Мы посетили древний храм Иоанна Богослова в красивейшей местности «Ивановка». По преданию, он был основан после третьего похода Иоанна Грозного на Казань. В 1941 году храм закрыли, а в 2003 – начали восстанавливать. Он был освящен месяц назад – 14 августа 2013 года. При храме есть община инвалидов по слуху, там совершаются богослужения с сурдопереводом.

Богатый купец Заяшников копил на приданое дочерям. Но одна из них умерла, и он вложил накопления в строительство двух приходских храмов (летнего и зимнего) по проекту архитектора К. Тона (автора Храма Христа Спасителя). Храм Смоленской иконы Божией Матери восстанавливают, а храм Рождества Христова уже завершен. Теперь там подворье Дивеевского монастыря. Это – один из лучших образцов современного храмового искусства. И внутри красота неописуемая. Фарфоровый пятиярусный иконостас уходит ввысь под сводчатый купол, где икона Господа Вседержителя видна из каждой точки храма. Мраморный пол с подогревом. Поверхность стен полностью расписана в светлых тонах. Саровчане с интересом разглядывали современную роспись, особенно сюжет Страшного суда, где некоторые исторические деятели вполне узнаваемы.

В завершение поездки нас ждали два храма в с. Выездное. В церковь прп. Сергия Радонежского, где разместился скит Дивеевского монастыря, мы не попали. А Смоленский храм с шатровой колокольней рассмотрели хорошо, нам даже открыли примыкающую к нему зимнюю церковь. Там все настоящее, намоленное, сработанное на века. Тяжелые врата, огромные печи, деревянные полы, полустертые фрески, много редких икон. Неизгладимое впечатление производят старинные иконы в парчовых и бархатных ризах с золотным шитьем – возрождаемое церковное искусство, которым в совершенстве владели мастерицы ныне не существующей Алексеевской обители.

К концу путешествия от избытка впечатлений в голове все перемешалось. Значит, надо поехать в Арзамас еще, и не один раз.

Под плитами пола сохранилась мозаика VI века
Под плитами пола ...
Вид Вифлеема
Вид Вифлеема
 
Вид на Иерусалим, открывающийся из Вифлеема
Вид на Иерусалим,...
Вифлеем и его окрестности
Вифлеем и его окр...
Граффити
Граффити
В магазине сувениров православной общины Вифлеема
В магазине сувени...
Вход на Поле пастушков
Вход на Поле паст...
 
 
 
Остатки базилики VI века
Остатки базилики ...
Раскопки на Поле пастушков
Раскопки на Поле ...
Вход в церковь
Вход в церковь
Современный интерьер подземной церкви IV века
Современный интер...
1 2 3

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М. Курякина, фото автора

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.