3 мая 2013 года
Вифлеемская Божия Матерь улыбается. Она всегда улыбается, ведь держит на руках маленького Иисуса. Это – единственный в мире образ Пресвятой Богородицы, где она запечатлена с улыбкой на устах, а находится Лучезарная в храме Рождества Христова, построенном на том месте, где 2013 лет назад появился на свет Сын Божий.
Вифлеем расположен на территории Палестинской автономии. Въехать на этот участок земли, отгороженный от Израиля бетонным забором высотой 4-6 метров, можно с экскурсионной группой, что мы и сделали в воскресный день 14 апреля 2013 года.
Поездка в Вифлеем состоялась на пятый день нашего пребывания в Израиле, после того, как мы пешком исходили Старый город Иерусалим. В первую очередь, как и все приезжающие в Израиль, неважно, туристы или паломники, мы побывали в главной святыне – храме Гроба Господня. С непривычки, не зная маршрута, пройти к нему сквозь ряды торговцев сувенирами, сладостями, косметикой Мертвого моря и прочими дарами, непросто. Но нам повезло.
Дело в том, что вход в христианский квартал – через Яффские ворота. А совсем рядом с ними есть лавка, где продают иконы, свечи, крестики (самые разные, от простеньких и недорогих деревянных, до авторских ювелирных изделий). Конечно, мы зашли, пообщались с хозяином и, видимо, произвели своим поведением и покупками столь хорошее впечатление, что он опекал нашу микро-группу всю неделю, пока мы жили в Иерусалиме. Так вот, в первый раз Максим, так звали нашего нового знакомого, отрядил в качестве провожатого своего помощника. И парнишка не только провел коротким путем к храмовому комплексу, но и показал, где освящать крестики, подождал, пока каждая из нас зажжет от Благодатного огня и потушит в специальном колпачке купленные пасхальные связки свечей, забрал у нас сумки и ушел в лавку. А мы остались в Храме – каждая со своими мыслями наедине.
Сейчас, по истечении времени, уже можно описать, что происходило, а тогда… Кругом толкутся люди, разговаривают, фотографируют. Греческие священники постукиванием в ладоши торопят тех, кто уже вошел в Кувуклию. Экскурсоводы рассказывают на разных языках о последних часах жизни Христа, а туристы в зависимости от душевного настроя слушают или думают о своем. Кто-то пишет записки, чтобы вместе с небольшими пожертвованиями отдать их в руки священникам на входе в Кувуклию. И все чего-то ждут.
Трижды мы приходили в храм Гроба Господня. Дважды заходили в Кувуклию, простояв всего 20-30 минут. Это мало. В пасхальные дни, говорят, что приходится находиться часами в плотном коридоре людских тел.
Удивительное дело: пока ждешь своей очереди в Кувуклию, настраиваешься, что сказать Всевышнему, а попадаешь в это небольшое пространство – и мысли улетучиваются. Остаются только чувства, которые льются потоком. У некоторых – вместе со слезами. При нас одна женщина никак не могла выйти, захлебывалась в рыданиях, и священник ее понял, не стал торопить, хотя именно здесь очень жесткий график: 5-8 секунд на каждую группу из 4-5 человек. Кажется, что только вошли, а уже надо выходить. Не хочется!.. При этом неважно, что существующее здание храма построено чуть более 200 лет назад: не возраст камня определяет состояние души (первый храм Гроба Господня на этом месте был возведен в 4-м веке – ред.).
Храм Гроба Господня – сложное архитектурное сооружение, состоящие из множества самостоятельных элементов, среди которых – храм Воскресения. Часть икон и паникадила для него были пожертвованы русским императорами. В центре храма Воскресения есть небольшой каменный пьедестал. Сначала мы не могли понять, что это. Оказалось, «пуп земли».
Есть две точки, мимо которых не проходит ни один христианин. Это камень миропомазания, обозначающий место, где Иосиф и Никодим помазали ароматами тело Иисуса, и Голгофа. Мы никак не ожидали, что Голгофа – это не огромная гора, а второй этаж внутри храма. Всего 18 ступеней. И опять – очереди желающих увидеть, где был распят Иисус, прикоснуться к серебряному кресту, обозначающему место распятия. Поведение туристов и паломников здесь разительно отличается. Такое будет повторяться везде, где пересекаются их маршруты: одни любопытствуют, другие пытаются вылечить душу, постигнуть что-то новое.
Второй день в Иерусалиме мы посвятили двум православным монастырям на Масличной горе. Надо сказать, что единственное достоинство отеля, в котором мы жили, – близость от Старого города. Десять минут пешком – и мы попадаем за крепостные стены, окунаемся в другой мир. Именно это выражение – другой мир – можно применить к территории православных монастырей в Израиле.
Спасо-Вознесенский женский монастырь – на вершине Масличной горы. Добраться до него не очень просто, но если уж вы нашли путь к этим воротам, и вам открыли дверь (даже в неурочное время), ощутите мир и покой. Землю для монастыря в конце XIX века приобретал архимандрит Антонин (Капустин). И кажется, что на улице 1870-й или 1913-й год. Тишина, спокойствие, русская речь, постукивание башмаков монахинь и послушниц.
Такое же и в монастыре Марии Магдалины: тишина, цветы, огонь свечей около икон. Здесь чудотворная икона Богородицы «Одигитрия», а еще мощи великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. И сам храм изящный, красивый. Издали – словно летит в небо.
А теперь – о Вифлееме, с которого я начала рассказ. Церковь Рождества Христова построена на том месте, где в яслях появился на свет Сын Божий. В храме – три части: центральная принадлежит греческой православной церкви, а по бокам расположились армянская церковь и францисканцы. На вопрос нашему гиду-палестинцу, почему нет Русской православной церкви, он ответил: «Русские не думают о будущем, просто помогают и всё». Чудотворную икону улыбающейся Богородицы и серебряные паникадила для этого храма пожертвовали опять же российские императоры. Но это так, к слову.
После того, как все желающие купили специальные свечи и помолились, глядя с надеждой в лицо Божьей Матери, можно сделать 14 шагов по ступеням вниз, чтобы попасть к Вифлеемской звезде, прикоснуться к ее 14 лучам. Здесь можно фотографировать, но мысли – совершенно о другом. Это место и так остается в памяти. Аура доброты и покоя - потрясающая!
Из Вифлеема мы направляемся в Горненский женский монастырь. Его опекает Московская патриархия РПЦ. Даже не верится, что 80 русских монахинь могут содержать в таком порядке и чистоте эту достаточно большую территорию, храмы и жилые постройки. К тому же надо помнить, что Израиль – это много камня и мало воды, поэтому цветы и буйная зелень искусственных посадок в горах воспринимаются как рукотворный памятник скромным труженикам.
За забором православного монастыря – католический храм. А в пяти минутах ходьбы по горной тропинке вниз – место, где бьет источник. Экскурсовод рассказала, что здесь Дева Мария останавливалась отдохнуть и напиться воды, когда, получив Благую весть, шла к своим родственникам Захарии и Елизавете. И в этом уже нет ни малейших сомнений.
Это небольшой рассказ о коротком путешествии. Естественно, словами трудно описать состояние человека, впервые посетившего Святую землю. Лучше все пережить самому, хотя бы раз приехав сюда.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна