Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Аргументы за изучение основ православной культуры

15 февраля 2014 года

Последние две недели в школах Сарова проходят родительские собрания в третьих классах, на которых священники и миряне рассказывают о модуле «Основы православной культуры». Вот, как это происходило в лицее № 3.

До этого в каждом из трех третьих классов предварительно опросили родителей, какой модуль курса ОРКСЭ они выбирают. Трое учителей, ведущие эти классы, тоже определились с выбором – они собираются преподавать основы светской этики. Родители ориентируются на учителя, но, все-таки некоторые из них записались на «Основы православной культуры» (ОПК). Несмотря на то, что пока желающих немного, в школе собрали всех родителей третьеклассников, и перед ними выступил о. Александр Брюховец, директор православной гимназии Н. В. Суздальцева и учитель начальных классов О. Н. Барышникова, которая уже два года ведет ОПК в лицее № 3 и является председателем методобъединения преподавателей ОРКСЭ.

О. Александр коснулся всех трех модулей курса, которые выбирают родители в Сарове. Пояснил, что модуль «Основы мировых религиозных культур» рассказывает о всех религиозных культурах понемножку, носит энциклопедический характер, но не выполняет задачу воспитания детей на своей национальной культуре. Этот предмет был бы более уместен в старших классах, когда у ребят уже сформировано мировоззрение. А модуль «Основы светской этики» говорит о правилах поведения, но умалчивает о вере в Бога, по сути, это – атеистический предмет и, выбирая его, мы являемся продолжателями богоборческой традиции, заложенной после революции.

Не будем чужаками на своей земле

 О. Александр: «Почему мои дети изучают основы православной культуры, и почему я рекомендую вам этот модуль? Мы живем в одной стране, и наша культура основана на православии. Задача модуля ОПК – познакомить детей с главными понятиями, которые лежат в основе культуры.

Часто родители предубежденно относятся к этому предмету, боятся, что детей будут насильно учить вере. На самом деле, священника видите только вы, родители. Детей не учат молиться, и не поведут в храм (разве что по вашему желанию – на экскурсию). С ребятами работает учитель, и предмет носит не религиозный, а культурологический характер, рассказывает о православии как о культурном явлении. Разве плохо, если ребенок будет понимать, что такое православный храм, что изображено на картине или иконе, во что верят православные христиане? Мы живем в исторически православном в городе, но порой – как чужаки на своей земле. Когда люди приходят в храм, чтобы крестить детей, они не могут ответить на самые элементарные вопросы, оправдываясь: «Нас в детстве этому не научили». А сейчас – такое время, что основы православия могут дать в школе. И дети вместе с родителями могут узнать об этом.

Второе предубеждение родителей – что класс на этом уроке разделится на две части и, если ребенок окажется в меньшинстве, то как-то пострадает. И родители в душе начинают метаться: сердцем выбирают православие, но поступают, как большинство. Уверяю вас, все это пустые страхи. Выбор нужно делать по совести».

Родители задавали вопросы: «Почему основы православной культуры преподает не священник?» или «Почему так жестко ставится вопрос: православие или атеизм?» Некоторые даже возмущались, что они и в комсомоле были верующими людьми. О. Александр сказал, что не время вести дискуссии, и передал слово учителям.

Воспитывает сердце и чувство прекрасного

Н. В. Суздальцева: «Когда к нам в православную гимназию приходят из департамента образования, то говорят: «Ну, конечно, у вас же дети – ангелы. Такие спокойные, тихие…» Я объясняю, что это – обыкновенные дети, но мне не верят.

На самом деле, когда дети приходят в первый класс, они так же кричат, бегают и шалят, но к пятому классу в них что-то меняется. Когда мы то и дело говорим ребенку «нельзя», мы это говорим немотивированно – нельзя потому что не принято, потому что мне мешает. Но добиться хорошего поведения без внутренней мотивации невозможно. В муниципальных школах ее нет, там ребенку часто не могут объяснить, почему нельзя. А православная культура дает такую возможность. – «Почему нельзя украсть, если я – ребенок, и меня не посадят в тюрьму?» – «Потому что это большой грех, разрушающий твою душу». Православие дает запас других слов, других мотивов. И я заметила, что дети, которые к нам приходят из воцерковленных и многодетных семей, как ни парадоксально, учатся лучше. Почему это так, я сама пытаюсь понять…

Говоря об учебниках курса ОРКСЭ, нужно понять, что светская этика – это не этика строителя коммунизма, а этика, которая складывается сейчас в нашем государстве, где еще нет единой национальной идеологии, точно не определены такие понятия, как свобода, совесть, добро и зло. Именно эту неустоявшуюся этику доносят до нас через учебники. А православную культуру питает тысячелетняя традиция.

В нашей православной гимназии (как и во всех школах) также преподают курс ОРКСЭ. Мы закупили учебники по ОПК А. Кураева, который мне показался пустым из-за отсутствия теории. Казалось бы, что это может дать нам, если мы углубленно изучаем православие? И я разрешила учителю использовать этот час по своему усмотрению, может быть, читать с детьми Евангелие.

В конце первой четверти я поинтересовалась, что они делают. Оказалось, что дети занимаются по учебнику А. Кураева, этот автор  раскрывает нравственные понятия через поучительные истории из жизни. Некоторые случаи, например, времен Великой Отечественной войны, прямо за душу берут. Десятилетним детям это очень близко, они начинают рассуждать, придумывают истории и притчи. Этот учебник воспитывает их сердце, учит сопереживать и  сострадать ближнему.

Есть и другие учебники ОПК, например, А. Бородиной, который воспитывает эстетическое начало. Когда я листала этот учебник, восхищалась, какая же наша культура красивая! И это – благодаря православию. Святой князь Владимир выбрал православие именно за его красоту. Учебник говорит о православии в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке и литературе. Я как учитель русского языка и литературы очень хотела бы, чтобы мой ребенок изучал это только для того, чтобы потом лучше понимать произведения русских классиков.

В свое время для меня было открытием, что фильм Толкиена «Властелин колец» – глубоко христианский по своему содержанию. Он не о хоббитах или орках, а о вечном противостоянии добра и зла. Точно так же, как и фильм «Хроники Нарнии» по произведению К. Льюиса, который любят смотреть наши дети. В этом фильме лев Аслан – прообраз Христа. Если дети это понимают, они могут видеть глубину, а не просто сказку. Это повышает их общий культурный уровень. Таким образом, кураевский учебник по ОПК воспитывает нравственность, а учебник Бородиной – чувство прекрасного, которое мы катастрофически быстро теряем...» 

Дает точку опоры в жизни

О. Н. Барышникова работает по учебнику А. Кураева. Она обратила внимание родителей, что, несмотря на то, что все модули принадлежат одному курсу ОРКСЭ, в них имеются разночтения. Например, как будет точнее: НЕ ДЕЛАТЬ другому зла или же ДЕЛАТЬ так, как хочешь, чтобы поступали с тобой? Вроде разница невелика, но она существенна. Недаром для иностранцев часто непонятны мотивы поведения русских людей, «загадочная русская душа». А секрет этой загадки – в ценностях, берущих свое начало в православии.

Для родителей самое важное – научить детей самостоятельно жить в этом мире. А для этого им нужно дать все возможные точки опоры, стержень, который поможет не сломаться в жизни. Учительница задала родителям вопрос: «Что такое этика?» – «Это – нормы поведения». – «Вообще-то внешние нормы поведения называются этикетом. Когда шапочку снять, в какой руке вилку держать… Мы и этому учим, но не всегда бывает результат. И порой нам больно видеть, каким бывает ребенок, даже если он выполняет правила этикета…»

О. Н. Барышникова: «Православная культура учит жить так, чтобы в душе был мир, порядок, покой. Огромный пласт нашей жизни стоит на православной культуре. И если я, родитель, ничего в этом не понимаю в силу своего мировосприятия, должен ли мой ребенок тоже этого не знать? На мой взгляд, чем больше ребенок понимает, тем лучше. Мы на уроках не учим, как правильно перекреститься, но учим понимать себя и окружающий мир. К сожалению, под влиянием общества потребления и в наших детишках есть это: «дай, дай». Поэтому родители должны принимать решения взвешенно, исходя из интересов детей…»

Вскоре после родительского собрания я снова пришла в лицей № 3. Меня (как маму учащихся этой школы) попросили поучаствовать в мероприятии, посвященном здоровому образу жизни; рассказать ученикам 5-7 классов о том, что такое духовное здоровье. Я говорила о том, что у человека кроме тела есть душа и дух, что это такое, и какими болезнями они болеют. Говорила, как позаботиться о чистоте души и воспитании силы духа, о том, что значит любить ближних. Свои утверждения подкрепляла случаями из жизни. Меня поразило то, как сосредоточенно, с напряженным вниманием слушали подростки. Я вспомнила, как однажды побывала на уроке ОПК у Оксаны Николаевны Барышниковой. Ее четвероклассники так хотели отвечать, так тянули руки, что выпрыгивали из-за парт. Подобного энтузиазма и горящих детских глаз на уроке я прежде никогда не видела. В чем тут дело?

Думаю, детям нужен такой разговор, они тянутся к этому, но с ними об этом не говорят. Многие родители и учителя сами плохо ориентируются в вопросе духовных ценностей. Поэтому уроки основ православной культуры очень важны для детей и, особенно, из тех семей, которые не ходят в церковь.

 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото - М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.