Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Здесь все говорит о Таинстве Евхаристии

19 октября 2020 года

О росписи центральной части алтаря саровского храма в честь святых Царственных страстотерпцев.

Храм в честь святых Царственных страстотерпцев в Сарове. 1200 кв. м росписей в древнерусском стиле, выполненные палехскими иконописцами. Изобилие красок, сюжетов и смыслов. В храме все органы чувств настраивают человека на молитву. Мы слышим чтения и песнопения, вдыхаем запах ладана, видим священные изображения, осязаем и вкушаем Святые Дары.

Во время Евхаристического канона взгляды молящихся устремлены к алтарю, откуда подает возгласы священник, совершающий главное христианское Таинство.

Через открытые Царские врата над запрестольным образом Спасителя мы видим центральный сюжет росписи — Богомладенец в Чаше, над которым с обеих сторон почтительно склонились Ангелы с рипидами в руках — аллегорическое изображение жертвы Христовой. В средневековой литературе известны произведения, описывающие, как во время видимого богослужения в храме предстоят Небесные Силы и совершают невидимое для нас богослужение. Так, в «Откровении святого Григория Богослова о Божественной литургии» сказано, что огненные Ангелы стоят вокруг трапезы Алтаря, и посреди них — Отроча Младо. «И егда́ рече́тъ іере́й: «Во́нмемъ, Свята́я святы́мъ...», тогда́ ви́дѣхъ а́нгела иму́ща но́жь, и Отроча́ въ руку́ его́, и закла́ Его́, и источи́ Кро́вь Его́ во святу́ю ча́шу, а Тѣ́ло Его́ рѣ́жемое прелага́шеся въ хлѣ́бъ, и бы́сть хлѣ́бъ Тѣ́ло Го́спода на́шего Іису́са Христа́». Этот средневековый памятник православной культуры оказал влияние на иконографию, подобный сюжет можно увидеть в росписи сербских монастырей Студеница и Грачаница, датируемые XIII веком.

Внизу на стенах слева и справа от этого, смыслового центра богослужения изображены сюжеты распятия Христа и снятия Его тела с Креста. Это — напоминание о цене Жертвы Христовой: крестных страданиях и мучительной смерти Спасителя.

Выше этих сюжетов полукруглую алтарную апсиду обвивает декоративный пояс с медальонами. В них изображены святые отцы, поклоняющиеся Младенцу в Чаше. Среди них создатели Божественной литургии святители Василий Великий, Григорий Двоеслов и Иоанн Златоуст, непримиримые борцы с ересью арианства святители Афанасий Великий и Спиридон Тримифунтский, учитель Церкви святитель Григорий Богослов, первый епископ Иерусалима Иаков, брат Господень и... крайний справа — святой Государь-страстотерпец Николай II, которому посвящен этот храм.

По замыслу иконописцев он поклоняется Господу вместе со святыми отцами. На первый взгляд икона Государя выбивается из ряда святых отцов первых веков христианства, ведь он жил совсем недавно, не был ни епископом, ни великим богословом. Разгадку можно прочесть на свитке, который держит Николай II на этой иконе. На свитке — первые слова фразы Государя: «Нет той жертвы, которую я не принес бы во имя действительного блага и для спасения Родной Матушки России». Жертва Государя — христоподражательная. Она совершалась втайне, и мы до сих пор не знаем всех деталей убийства Царской семьи. Но теперь святые Царственные страстотерпцы почитаются как небесные заступники и молитвенники пред Богом за Русскую землю.

Если направим свой взгляд выше, то увидим в центре полукупола парящую фигуру Пресвятой Богородицы (Оранты) с Божественным Сыном. Они изображены с молитвенно воздетыми руками, как будто осеняя всех предстоящих и молящихся в храме. Именно с этой иконы началась роспись храма в ноябре 2017 года. Слева и справа от нее на сводах мы видим два сюжета причащения народа Самим Иисусом Христом. На одной композиции Господь протягивает ученикам просфору, а на другой — сосуд с вином. Это — иллюстрация к словам Господа, обращенным к апостолам на Тайной вечере: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и «Пейте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многая изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28).

Таким образом, все росписи в центральной части алтаря посвящены теме Евхаристии — главного Таинства и кульминации православного богослужения. А высокий уровень искусства художников-палешан мастерской «Новое Воскресение» (руководитель Сергей Григорьевич Морозов) проявился в том, что они сумели творчески осмыслить иконописный канон, умело используя сложное в архитектурном отношении пространство храма.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.