Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Cвященные истории села Аламасова

11 августа 2011 года

9 июля совершается память Тихвинской иконы Божией Матери. В этот день –  большой праздник в церкви села Аламасово, Вознесенского района. Перед главной святыней - чудотворным Тихвинским образом поют акафист, после богослужения возле храма накрывают столы с угощением. Сельчане всегда рады гостям из Сарова, приглашают их на воскресную литургию к 8 часам, всенощное бдение накануне – в 17 часов. И, особенно, зовут на праздник. До Аламасова всего 12 километров по асфальтовой дороге. Стоит оно на холме, с которого открывается прекрасный вид. Эти места знакомы жителям нашего города, у многих здесь садовые участки.

У села древняя и богатая история. Активисты прихода: учитель Марина Мартынова и библиотекарь Валентина Пешехонова изложили ее в летописи. Мы планируем выложить ее на сайте «Православный Саров», а пока взяли оттуда отдельные фрагменты.

О процветании Аламасова в былые годы говорит церковь: большая, каменная, крытая железом, с примыкающей колокольней и просторной оградой. Она была построена в 1795 году. Центральный придел освящен в честь Пресвятой Живоначальной Троицы, правый – в честь Покрова Божией Матери, а левый – в честь иконы «Знамение». Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери появилась здесь из Саровской пустыни. 

Когда в 1927 году закрылся Саровский монастырь, его имущество стали грабить жители  Темниковского уезда, вывозили все ценное – оклады с икон, утварь, старинные иконы, продовольствие… А этот рассказ слышала от своей бабушки (которая все видела своими глазами) старейшая жительница села – 92-летняя Матря (Матрена) Забродина, которой Господь сохранил ясный ум, чтобы поведать об этом новому поколению.

Однажды  «теньгуши» (жители Теньгушева) везли из Сарова на возах награбленное  монастырское добро. Возле Аламасовской церкви лошади встали. Их стегали, но они не двигались. Тогда хозяева сняли с воза Тихвинскую икону Божией Матери. Лошади пошли. Попытались вернуть икону на место – опять остановились и поднялись на дыбы. Чтобы ехать дальше (добра-то помимо этого везли много), икону оставили. Староста открыл церковь, икону внесли внутрь. А лихих людей лошади так понесли, что народ закричал: «Гляди, убьются!». Потом за иконой вернулись, но верующие ее не отдали…

Похожая история произошла с Тихвинской иконой во время войны со шведами 1613 – 1614 года. Иноки Тихвинского монастыря, увидев приближение неприятельского войска, решили бежать, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери… Тихвинская икона такая. Она сама выбирает, где ей находиться.

Справка. По преданию, Тихвинская икона Божией Матери была написана святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V веке из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее построили Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. Для нее был построен Успенский храм, при котором в 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного устроили мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613 - 1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель с ее немногочисленными защитниками была спасена. С чудотворной иконы сняли список. Он находился в Успенском соборе Москвы, а затем – в  Софийском соборе Новгорода. После революции икона оказалась за границей. С  1949 по 2004 год она хранилась в США, а потом была возвращена в родной Тихвинский монастырь, где и пребывает до сих пор…

Рассказывает бабушка Матря: – «Теньгуши» воровали хлеб у монахов. Везли  три подводы. Как узнали в селе, ударили в колокол. Двоюродный брат моей матери, молодой, только из солдат вернулся, выбежал из сходки, взял у проезжавших коня за узду, они его сразу и убили из нагана. Потом еще двоих. Стреляли. Деду моему все стекла в доме выбили. А у наших мужиков оружия не было. Аламасовцы поскакали вперед и разобрали мост в Сар-Майдане, чтобы те не смогли проехать. Но они как-то ушли. А потом все Теньгушево сгорело, потому что они разоряли монастырь.Троих сельчан, которые встали на защиту монастырского добра, похоронили у сосны, что растет возле храма.   

В 1937 году церковь закрыли, а священника – арестовали. Говорят, перед этим одному юродивому, заночевавшему у стен храма, приснился вещий сон: Тихвинская икона вылетела из храма, трижды облетела купол, взмыла в небо и скрылась из виду. Утром странник рассказал сон людям и предрек: «Божья благодать покинула стены храма. Через три дня ждите страшных событий». Но они случились уже на следующий день.

К счастью, людей предупредили о том, что утром приедут снимать и жечь иконы. Верующие ночью взяли часть икон по домам. Каждый принес по полену дров и наутро, приехавшие из района, увидели возле храма пылающий костер (как они думали, из икон). Они похвалили коммунистов за решительные действия. Тихвинскую икону взяла дивеевская монахиня, жившая в Аламасове. По ее словам, не она несла икону (тяжелую, большую, 80 на 160 см), а сама Божия Матерь несла монахиню, так легко ей было идти.

Вскоре приехала бригада снимать колокола. Бабушка Матря не может без слез рассказывать о том, как их сбрасывали: «Они гудели, как «глас Господень, вопиющий», стонали, не хотели покидать святое место». И все люди вокруг плакали, видя такое святотатство. Колокола пытались разбить. Их поднимали на веревках и сбрасывали по нескольку раз. Те, которые не разбивались, грузили и отвозили в Выксу на переплавку. В селе оставили один колокол на случай пожара, и один колокол был продан в Илев.

Когда Тихвинскую икону перенесли из избы монахини в другую – в молельный дом, игравшие поблизости дети увидели, как она просияла «неприкосновенным светом». Один из них прибежал с криком: «Мама! Сюда молнию принесли!». Долгие годы Тихвинская икона находилась в этом маленьком доме по ул. Коммунистической. В советское время верующие со всей страны приезжали поклониться ей. При открытии Дивеевского монастыря в Аламасово приезжали священники и просили икону. Но жители ее не отдали.

Когда мы пришли к бабушке Матре, она мыла сени голиком (жесткий огрызок веника) с толченым кирпичом. И это в 92 года! На прощание она наказывала: «И ты у себя в Сарове так делай. А то повозят тряпкой с водой. Тьфу!»… Матря обстоятельно рассказала про три видения, которые были на ее памяти. Одно на р.Сатис, голубой столб от воды до небес, одна старушка видала, а прочие – нет. И два видения – в молельном доме. Однажды две бабы видели Божию Матерь в иконе на столе. А в другой раз, тоже двое, видали коробочку с необычайно красивыми просфорами, которая появилась и потом исчезла…

В Аламасовском храме находится еще одна икона Божией Матери из Саровского монастыря – «Живоносный источник». Фигура Богородицы покрыта серебряной позлащенной басмой. Икону принес местный житель Александр Левкин по прозвищу Лесанька, который работал при монастыре до его закрытия. Большая икона не помещалась в красный угол избушки, тогда он у нее отрезал снизу 40-50 см, где был изображен народ на источнике, и снял сверху скульптурные украшения: трех ангелов и голубя. Неизвестно, была ли эта икона храмовой в первой церкви Саровского монастыря или нет. Икона передавалась в семье, а потом ее принесли в храм.

При разорении храма Владимирскую икону Божией Матери, написанную на железе, взяла домой Популина Анна. Она прятала ее в печном поде, чтобы родственники-коммунисты не увидели. Во время пожара ее дом сгорел, а икона – осталась. Она ее закопала, и та пролежала еще два десятилетия в земле. Перед смертью женщина завещала отдать святыню в храм. Там она теперь и находится. Образ святого князя Александра Невского взяла домой Пешехонова Аксинья. После ее смерти икона перешла к племяннику и он ее увез в Нижний Новгород. Она вернулась в Аламасово 9 мая 2010 года…

 Так, постепенно все старые иконы возвращаются на свое место. Многое из того, что люди разобрали по домам, они передали в молельный дом, а когда в 2000 году в селе открылся храм, перенесли туда. Правда, часть икон сельчане отдали в Нарышкино и Сар-Майдан, где храмы открылись раньше, чем в Аламасово. А гипсовая скульптура сидящего Христа в терновом венце попала в постоянную экспозицию Саровского городского музея. Утрата 15 храмовых икон произошла во время двух краж в 2008 и 2009 годах. Пустые проемы иконостаса закрыли бумажными иконами. К счастью, воры не тронули главной святыни – Тихвинской иконы Божией Матери. А может быть, Она с ними не пошла, кто знает?

С 1945 года в храме устроили склад ГСМ. Бабы ежегодно справляли Пасху ночью возле закрытого храма, расходились к утру. Их не трогали. Ходили молиться на р.Сатис, мужчин среди них не было. Молебствовали о дожде. И обязательно шел дождик. На Преполовение Пятидесятницы крестным ходом обходили (и до сих пор обходят) село, с часу ночи и до пяти часов утра. Машины пропускали шествие, из них выходили люди, удивлялись, радовались, крестились. Это были годы гонений на Церковь. Есть в селе поверье, что если священник пойдет с крестным ходом на Преполовенье, то он  останется на приходе. До сих пор ни один не ходил… А летом 2010 года по причине небывалой жары верующие три раза с о. Николаем Никишиным обходили село крестным ходом, все молились о дожде. Но дождя не было. Марина Мартынова: «Мы-то думали, что просим дождя, а Господь лучше знает, что нам надо. Он нас уберег от пожара, который уже вот-вот начинался. Тогда ветер резко сменил направление и отогнал огонь»…

Когда в 2000 году на сходе села было решено восстановить церковь, аламасовские бабушки, хранительницы древнего благочестия, с рвением взялись за дело. Об этом свидетельствует нынешний Троицкий храм со звонницей, восстановленный ими своими собственными руками, без богатых спонсоров и, практически, без мужиков. Храм очень красивый, чистенький и ухоженный.

Давайте поддержим давнюю традицию наших предков – почитать престольные и особо чтимые праздники в церквях соседних селений. Совершим в Аламасово небольшое паломничество. Духовная польза от него может быть огромная.

 

Новости / 29.04.2011 1-й номер Православного Сарова
 
 
 
Новости / 29.04.2011 1-й номер Православного Сарова
 
 
 
Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М.Курякина, А.Виноградова.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.