11 августа 2011 года
9 июля совершается память Тихвинской иконы Божией Матери. В этот день – большой праздник в церкви села Аламасово, Вознесенского района. Перед главной святыней - чудотворным Тихвинским образом поют акафист, после богослужения возле храма накрывают столы с угощением. Сельчане всегда рады гостям из Сарова, приглашают их на воскресную литургию к 8 часам, всенощное бдение накануне – в 17 часов. И, особенно, зовут на праздник. До Аламасова всего 12 километров по асфальтовой дороге. Стоит оно на холме, с которого открывается прекрасный вид. Эти места знакомы жителям нашего города, у многих здесь садовые участки.
У села древняя и богатая история. Активисты прихода: учитель Марина Мартынова и библиотекарь Валентина Пешехонова изложили ее в летописи. Мы планируем выложить ее на сайте «Православный Саров», а пока взяли оттуда отдельные фрагменты.
О процветании Аламасова в былые годы говорит церковь: большая, каменная, крытая железом, с примыкающей колокольней и просторной оградой. Она была построена в 1795 году. Центральный придел освящен в честь Пресвятой Живоначальной Троицы, правый – в честь Покрова Божией Матери, а левый – в честь иконы «Знамение». Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери появилась здесь из Саровской пустыни.
Когда в 1927 году закрылся Саровский монастырь, его имущество стали грабить жители Темниковского уезда, вывозили все ценное – оклады с икон, утварь, старинные иконы, продовольствие… А этот рассказ слышала от своей бабушки (которая все видела своими глазами) старейшая жительница села – 92-летняя Матря (Матрена) Забродина, которой Господь сохранил ясный ум, чтобы поведать об этом новому поколению.
– Однажды «теньгуши» (жители Теньгушева) везли из Сарова на возах награбленное монастырское добро. Возле Аламасовской церкви лошади встали. Их стегали, но они не двигались. Тогда хозяева сняли с воза Тихвинскую икону Божией Матери. Лошади пошли. Попытались вернуть икону на место – опять остановились и поднялись на дыбы. Чтобы ехать дальше (добра-то помимо этого везли много), икону оставили. Староста открыл церковь, икону внесли внутрь. А лихих людей лошади так понесли, что народ закричал: «Гляди, убьются!». Потом за иконой вернулись, но верующие ее не отдали…
Похожая история произошла с Тихвинской иконой во время войны со шведами 1613 – 1614 года. Иноки Тихвинского монастыря, увидев приближение неприятельского войска, решили бежать, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери… Тихвинская икона такая. Она сама выбирает, где ей находиться.
Справка. По преданию, Тихвинская икона Божией Матери была написана святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V веке из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее построили Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. Для нее был построен Успенский храм, при котором в 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного устроили мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613 - 1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель с ее немногочисленными защитниками была спасена. С чудотворной иконы сняли список. Он находился в Успенском соборе Москвы, а затем – в Софийском соборе Новгорода. После революции икона оказалась за границей. С 1949 по 2004 год она хранилась в США, а потом была возвращена в родной Тихвинский монастырь, где и пребывает до сих пор…
Рассказывает бабушка Матря: – «Теньгуши» воровали хлеб у монахов. Везли три подводы. Как узнали в селе, ударили в колокол. Двоюродный брат моей матери, молодой, только из солдат вернулся, выбежал из сходки, взял у проезжавших коня за узду, они его сразу и убили из нагана. Потом еще двоих. Стреляли. Деду моему все стекла в доме выбили. А у наших мужиков оружия не было. Аламасовцы поскакали вперед и разобрали мост в Сар-Майдане, чтобы те не смогли проехать. Но они как-то ушли. А потом все Теньгушево сгорело, потому что они разоряли монастырь.Троих сельчан, которые встали на защиту монастырского добра, похоронили у сосны, что растет возле храма.
В 1937 году церковь закрыли, а священника – арестовали. Говорят, перед этим одному юродивому, заночевавшему у стен храма, приснился вещий сон: Тихвинская икона вылетела из храма, трижды облетела купол, взмыла в небо и скрылась из виду. Утром странник рассказал сон людям и предрек: «Божья благодать покинула стены храма. Через три дня ждите страшных событий». Но они случились уже на следующий день.
К счастью, людей предупредили о том, что утром приедут снимать и жечь иконы. Верующие ночью взяли часть икон по домам. Каждый принес по полену дров и наутро, приехавшие из района, увидели возле храма пылающий костер (как они думали, из икон). Они похвалили коммунистов за решительные действия. Тихвинскую икону взяла дивеевская монахиня, жившая в Аламасове. По ее словам, не она несла икону (тяжелую, большую, 80 на 160 см), а сама Божия Матерь несла монахиню, так легко ей было идти.
Вскоре приехала бригада снимать колокола. Бабушка Матря не может без слез рассказывать о том, как их сбрасывали: «Они гудели, как «глас Господень, вопиющий», стонали, не хотели покидать святое место». И все люди вокруг плакали, видя такое святотатство. Колокола пытались разбить. Их поднимали на веревках и сбрасывали по нескольку раз. Те, которые не разбивались, грузили и отвозили в Выксу на переплавку. В селе оставили один колокол на случай пожара, и один колокол был продан в Илев.
Когда Тихвинскую икону перенесли из избы монахини в другую – в молельный дом, игравшие поблизости дети увидели, как она просияла «неприкосновенным светом». Один из них прибежал с криком: «Мама! Сюда молнию принесли!». Долгие годы Тихвинская икона находилась в этом маленьком доме по ул. Коммунистической. В советское время верующие со всей страны приезжали поклониться ей. При открытии Дивеевского монастыря в Аламасово приезжали священники и просили икону. Но жители ее не отдали.
Когда мы пришли к бабушке Матре, она мыла сени голиком (жесткий огрызок веника) с толченым кирпичом. И это в 92 года! На прощание она наказывала: «И ты у себя в Сарове так делай. А то повозят тряпкой с водой. Тьфу!»… Матря обстоятельно рассказала про три видения, которые были на ее памяти. Одно на р.Сатис, голубой столб от воды до небес, одна старушка видала, а прочие – нет. И два видения – в молельном доме. Однажды две бабы видели Божию Матерь в иконе на столе. А в другой раз, тоже двое, видали коробочку с необычайно красивыми просфорами, которая появилась и потом исчезла…
В Аламасовском храме находится еще одна икона Божией Матери из Саровского монастыря – «Живоносный источник». Фигура Богородицы покрыта серебряной позлащенной басмой. Икону принес местный житель Александр Левкин по прозвищу Лесанька, который работал при монастыре до его закрытия. Большая икона не помещалась в красный угол избушки, тогда он у нее отрезал снизу 40-50 см, где был изображен народ на источнике, и снял сверху скульптурные украшения: трех ангелов и голубя. Неизвестно, была ли эта икона храмовой в первой церкви Саровского монастыря или нет. Икона передавалась в семье, а потом ее принесли в храм.
При разорении храма Владимирскую икону Божией Матери, написанную на железе, взяла домой Популина Анна. Она прятала ее в печном поде, чтобы родственники-коммунисты не увидели. Во время пожара ее дом сгорел, а икона – осталась. Она ее закопала, и та пролежала еще два десятилетия в земле. Перед смертью женщина завещала отдать святыню в храм. Там она теперь и находится. Образ святого князя Александра Невского взяла домой Пешехонова Аксинья. После ее смерти икона перешла к племяннику и он ее увез в Нижний Новгород. Она вернулась в Аламасово 9 мая 2010 года…
Так, постепенно все старые иконы возвращаются на свое место. Многое из того, что люди разобрали по домам, они передали в молельный дом, а когда в 2000 году в селе открылся храм, перенесли туда. Правда, часть икон сельчане отдали в Нарышкино и Сар-Майдан, где храмы открылись раньше, чем в Аламасово. А гипсовая скульптура сидящего Христа в терновом венце попала в постоянную экспозицию Саровского городского музея. Утрата 15 храмовых икон произошла во время двух краж в 2008 и 2009 годах. Пустые проемы иконостаса закрыли бумажными иконами. К счастью, воры не тронули главной святыни – Тихвинской иконы Божией Матери. А может быть, Она с ними не пошла, кто знает?
С 1945 года в храме устроили склад ГСМ. Бабы ежегодно справляли Пасху ночью возле закрытого храма, расходились к утру. Их не трогали. Ходили молиться на р.Сатис, мужчин среди них не было. Молебствовали о дожде. И обязательно шел дождик. На Преполовение Пятидесятницы крестным ходом обходили (и до сих пор обходят) село, с часу ночи и до пяти часов утра. Машины пропускали шествие, из них выходили люди, удивлялись, радовались, крестились. Это были годы гонений на Церковь. Есть в селе поверье, что если священник пойдет с крестным ходом на Преполовенье, то он останется на приходе. До сих пор ни один не ходил… А летом 2010 года по причине небывалой жары верующие три раза с о. Николаем Никишиным обходили село крестным ходом, все молились о дожде. Но дождя не было. Марина Мартынова: «Мы-то думали, что просим дождя, а Господь лучше знает, что нам надо. Он нас уберег от пожара, который уже вот-вот начинался. Тогда ветер резко сменил направление и отогнал огонь»…
Когда в 2000 году на сходе села было решено восстановить церковь, аламасовские бабушки, хранительницы древнего благочестия, с рвением взялись за дело. Об этом свидетельствует нынешний Троицкий храм со звонницей, восстановленный ими своими собственными руками, без богатых спонсоров и, практически, без мужиков. Храм очень красивый, чистенький и ухоженный.
Давайте поддержим давнюю традицию наших предков – почитать престольные и особо чтимые праздники в церквях соседних селений. Совершим в Аламасово небольшое паломничество. Духовная польза от него может быть огромная.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна