Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

День Святого Духа - престольный праздник в монастырском храме на Ближней пустынке

13 июня 2011 года

В 2011 году 13 июня - День Святого Духа,
престольный праздник  в монастырском храме
на Ближней пустынке

Почему этот саровский храм был освящен в честь сошествия Cвятого Духа на апостолов? Да потому, что на этом чудном месте Святой Дух действовал так же явно и свободно, как две тысячи лет назад, когда ученики Господа вдруг услышали сильный шум, как бы от несущегося бурного ветра, и на главах их почил Святой Дух в виде огненных языков. Вспомним события, которые произошли на Ближней пустынке…

Будет проповедано целому миру

По рассказу Николая Мотовилова, который он услышал от самого батюшки Серафима, Преподобный,  выйдя из затвора 25 ноября 1825 года, направился на Дальнюю пустынку. Вблизи Богословского источника ему явилась Богоматерь с апостолами Петром и Иоанном Богословом. Божия Матерь ударила жезлом в землю «так, что искипел из земли источник фонтаном светлой воды». На этом месте прп. Серафим выкопал колодец. По его молитвам Божия Матерь обещала дать целебную силу водам этого источника.

На краю горы для подвижника поставили небольшой сруб без окон и дверей. Пробраться в него можно было, пролезая под стеной. Форма нынешнего храма напоминает об этом, первом строении на Ближней пустынке.

Перед самым прославлением прп. Серафима, в 1903 году, уже очень старенькая Елена Мотовилова передала писателю Сергею Нилусу архив своего покойного мужа. Среди ветхих бумаг обнаружилось богословское поучение батюшки Серафима о стяжании Святого Духа. Записанная подробнейшим образом Мотовиловым его бесeда со старцем о смысле христианской жизни пролежала в безвестности 70 лет, а затем Нилус издал ее в книге «Великое в малом».

Эта беседа произошла «на пажнинке» батюшки Серафима на Ближней пустынке в конце ноября 1831 года, вскоре после того, как он исцелил Мотовилова. Преподав наставления, Преподобный дал возможность Мотовилову чувственно видеть, обонять и осязать благодатные действия Cвятого Духа: ослепительный свет, тепло «как в бане», неземное благоухание, невыразимые словами тишину и мир в душе, необыкновенную сладость и радость в сердце… «И приклонив ко мне свою голову, он тихонько, на ухо сказал мне: – Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его. Вы видели, что я и не перекрестился даже, а только в сердце моем мысленно помолился Господу Богу и внутри себя сказал: «Господи, удостой его ясно и телесными глазами видеть то Сошествие Духа Твоего, которым Ты удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей!» И вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима...». В конце беседы батюшка Серафим обещал своему «служке» Мотовилову: «... Господь поможет вам навсегда удержать это в памяти вашей... тeм болeе, что и не для вас одних дано вам разумeть это, а через вас для цeлаго мира ...». Пророчество Преподобного о том, что учение о стяжании Святого Духа будет проповедано целому миру, вдохновляло многих на писательские и иконописные труды.

От утрат к возрождению

К источнику прп. Серафима на Ближней пустынке стекалось множество паломников, происходили чудесные исцеления. Здесь побывала царская семья в дни торжеств 1903 года. А через год после этих событий у государыни Александры Федоровны родился долгожданный наследник. В 1903 году над источником была построена часовня и купальня. В советское время все это было разрушено, источник забетонирован. Речку Саровку запрудили, образовался пруд «Боровое». И, если ландшафт Дальней пустынки Преподобного не претерпел серьезных изменений, то Ближнюю пустынку «украсили»  пляж, железная дорога, труба ТЭЦ, с другой стороны – жилые дома. Казалось, что она утрачена и  забыта...

В книге А.Агапова «Саров-Дивеево» читаем, что: «В 1991 году члены исторического объединения «Саровская пустынь» начали поиски этого святого места. По свидетельствам очевидцев, купальня находилась на месте зоны отдыха горожан… В результате проведенных поисков и раскопок место часовни над источником и купальни было найдено. Само здание не сохранилось, но фундаменты и нижние помещения, где происходило купание, оказались целыми. В эти четыре помещения вели ступени, выложенные метлахской плиткой, пол выстлан кафелем с очень красивым цветным орнаментом… Было желание восстановить это святое место. Но у городских властей не нашлось средств. Пришлось купальню снова засыпать до лучших времен».

Потом на Ближней пустынке был установлен памятный камень и поклонный крест, в 2003 году там поставили часовню, которую впоследствии разобрали. А в 2006 году перед празднованием 300-летия Саровского Свято-Успенского монастыря, на Ближней пустынке снова началось строительство, но уже – храма. Вспоминает протоиерей Лев Юшков, бывший тогда старшим священником Сарова:

– Когда мы срыли многометровый слой земли (продолжение той горы, под которой сейчас стоит храм), то нашли фундамент из сгнивших бревен в форме правильного шестиугольника. Это была часовня над колодцем, вода поступала в него по желобу, идущему от источника на склоне холма. Были найдены деревянные остатки этого желоба и другого, по которому вода из колодца стекала в купальню. Таким образом, храм был поставлен в точности на историческом месте, к нему только были пристроены алтарь и вход. Засыпанная купальня находится ближе к пруду, теперь вся эта территория передана церкви и огорожена. Думаю, что купальню возможно восстановить, просто время еще не пришло. Мы безуспешно копали, пытаясь найти источник. Предполагают, что ключи ушли и бьют со дна Бассейна, купальщики их ощущают.

Храм из клееного бруса за 2-3 месяца построила мощная строительная организация из Нижнего Новгорода на деньги благотворителей (концерн «Росэнергоатом» и др.). Православный приход только отслеживал правильность церковного устройства здания. Потом мне пришлось полностью закупать утварь для четырех (!) храмов: в честь Сошествия Святого Духа, Ильи Пророка, Иоанна Предтечи и в пещерный храм. Приобреталось все, начиная от лжицы, до металлического облачения на престол и большого паникадила. Храм Святого Духа посетил Святейший Патриарх Алексий II во время празднования 300-летия возрожденной Саровской пустыни в июле 2006 года. А 27 августа Архиепископ Георгий освятил этот храм…

Икона как умное делание

В храме на Ближней пустынке находятся, наверное, самые красивые иконы в нашем городе. Они были написаны в иконописной мастерской Павла Бусалаева на средства Фонда Серафима Саровского.

При освящении храма в 2006 году в него была передана первая икона – прп. Серафима с житийными клеймами, из них 5 новых, ранее не изображавшихся. Через год привезли парную ей икону прп. Сергия Радонежского с клеймами, из них два – новые.

При рассматривании этих икон видна параллель, проводимая между двумя величайшими святыми земли Русской, у которых совпадают многие эпизоды жития, видна преемственность святости. А 29 июня 2010 года Архиепископ Георгий освятил еще пять икон для храма Святого Духа: «Господь Вседержитель», «Моление о чаше», «Явление Святого Духа по молитве прп. Серафима Саровского», явление Богородицы прп. Серафиму Саровскому и, на другой иконе, – прп. Cергию Радонежскому.

Иконописец Павел Бусалаев убежден, что каждое время вносит в иконопись свое видение отношения человека к Богу. Икона – это умное делание, а не слепое следование традиции, которая жива только тогда, когда развивается. Для него православие – это осмысление мира через образы, изложение действия Божественной благодати через видимые реалии мира сего. Так на иконе беседы прп. Серафима с Мотовиловым мы видим огненную сферу, которая изображает теплоту Духа Святого, явившуюся через просвещающий огонь. Точно так же пророк Моисей вошел в Славу Божию,  и она имела вид огня и сияния света. Икона «Моление о чаше», которая находится возле жертвенника, напоминает нам о многом: о жертве Христа, который одновременно пьет чашу и наполняет ее своей кровью во время Евхаристии; о подвиге столпничества батюшки Серафима в подражание Господу; о борении Господа, когда он говорил: «Душа моя скорбит смертельно» и о спящих в это время учениках, которые есть образ нас с вами...

 

Иконописец Павел Бусалаев: – На иконах в храме Святого Духа изображены события, которые непосредственно происходили в этом месте. Они привязаны к нему исторически и, кроме того, имеют влияние на весь ход духовной истории человечества. Неслучайно, батюшка Серафим велел Мотовилову поведать об увиденном  всему миру. И это действительно происходит. Например, в Швейцарии я познакомился с человеком, который знал беседу Преподобного с Мотовиловым практически наизусть. Теперь этот швейцарец построил на своем участке земли храм и стал священником.

Саров – место особенное, отмеченное благодатью Святого Духа. Иконы храма как раз и говорят об уникальности происходивших здесь событий, когда Небесное входит в земное и действует со властию (например, икона изведения источника Пресвятой Богородицей).

Сюжеты икон были предложены владыкой Георгием, но дух этого места изменил наши представления о том, как их надо писать. Сияющие золотые лучи-ассисты на иконах явления Божией Матери и беседы с Мотовиловым призваны показать нестерпимое для глаз сияние Божественного Света, сошедшего на Ближней пустынке на Мотовилова и, может быть, на других подвижников благочестия, которых Господь не прославил перед людьми. Мы понимали, что иконы для Ближней пустынки должны быть не такими, как для любой другой церкви. Поскольку будущее Сарова (помимо великих деяний ученых) связано с тем, что духовная реальность, которая здесь заложена, будет проявляться все сильней. Построение храма, написание икон – и есть проявление этой реальности, которая выйдет за пределы Сарова, явит себя России и миру. Я убежден, что духовная значимость Сарова будет возрастать…

Вода из источника батюшки Серафима ушла. Но ведь Господь сказал самарянке возле колодца Иакова: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Эти слова сбылись на батюшке Серафиме, вокруг которого и поныне продолжают спасаться тысячи.  

 

Свято-Успенский Мужской монастырь - Саровская пустынь / 12.11.2010_ первый молебен под сводами храма Зосимы и Савватия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 2

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М.Курякина, фото автора, А.Виноградовой, прот. И.Пчелинцева и А.Федорова

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.