Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Наша пустынька

30 апреля 2018 года

Саров. Есть ли еще место, подобное ему? Лесные склоны, росчерк сплетенных у монастырского подножия рек. Во всем значительность созданья Творца...

Оглядись: это обитель преподобного Серафима. Велик пред Господом Серафим. Все дороги исхожены им. Вот идет он извилистой тропкой вдоль русла Саровки — из монастыря в свою Дальнюю пустынь. Там, на высоком берегу речки, стоит его бревенчатая келья. Сколько паломников стремилось к нему, вместившему простое и неземное! С любовью отворял Преподобный дверь своей кельи: «Сокровища мои! Радости!» Древний лес насыщен жизнью, напоен тишиной. Изгибы склонов, скрепленные корнями вековых деревьев, раскидистый кустарник. Раскрыты ладони природы — в них стяжал Преподобный выносливость и терпение.

За спиной старца в холщевой сумке книга Святого Евангелия, и в сердце Его драгоценные слова. Мысленно переносится он в Святой град Иерусалим. Тихая речка Саровка для него Иордан. Плавные очертания холмов, пригорков — как не сравнить вас с горой Елеонской, Афонской! Как легко вмещаются здесь Вифлеем, Назарет, гора Голгофа. Для святого все свято — очистилось, открылось его сердце Господу. На Дальней пустыньке все создано для молитвы. Здесь место подвигов Преподобного. И сейчас верующие старожилы покажут: здесь — Фавор, тут — Кедрон, а в этом месте крест–Голгофа, место сугубого моления батюшки Серафима.

Скольких святых подвижников помнит саровский лес! Преподобного Марка-молчальника считают предшественником батюшки Серафима: на берегу Саровки была его келья. Обитала здесь и Дивеевская блаженная Параскева. Долгое время жила в пещерах, сама же и рыла их в лесу — не зря называли ее Пашей Саровской. Исхожены наши тропки и Дивеевской блаженной Марией. Она скиталась, не имея пристанища, крыши над головой. Блаженная Пелагия Дивеевская тоже была в Сарове: сам преподобный Серафим долго беседовал с ней в келье на Дальней пустыньке, здесь благословил ее на подвиг юродства ради Христа.

1927 год. Закрыты врата обители. Стаи птиц кружат над куполами пустующих храмов, а дорога в Саров не пуста. Пестреет в праздники лесная тропа на пустыньку — цветастые шали, сарафаны и сюртуки. Сколько слез пролито, как молились здесь о ниспослании лучшей доли…

Тридцатые годы. Разгром нашей епархии, одной из самых крупных в стране. К началу 1941 года закрыты практически все храмы. Литургическая жизнь прервана. Церковная структура разрушена. А до 1917 года в Нижегородской епархии насчитывалось свыше 1300 церквей. Земле, которая не сберегла православие, Господь послал горькое лекарство, «пластырь» и «обязания»: Великую Отечественную войну.

Год 1941-й. 1 августа. День преподобного Серафима. Пешие паломники. Куда они держат путь? На пустыньку. К батюшке Серафиму. Дорога узкая, две колеи — следы от телег. 2 августа. День пророка Илии. Верующие у источника преподобного Серафима. Крестьяне окрестных сел, уцелевшие монахини, есть подводы и с Украины. Стоят, молятся в буйных зарослях трав. В разгар молебна — красноармейцы с винтовками. Стреляют вверх, разгоняют. А как побежишь? Трава по пояс, юбка длинная. Бегут, падают старушки…

Военные, послевоенные годы. А тропка-то на пустыньку не заросла! Может, ходили не занятые? Да нет. Многодетные матери, рабочие после смен. В праздник — стайками. Пробовали ночевать на пустыньке — не получалось: «страхования»...

Настю К. на работе разбил радикулит. Ей помогли переобуться (сама не смогла) и отправили к врачу. Она и пошла к Врачу, но к Какому! Как доковыляла до Дальней пустыньки — не знает. Долго и слезно молилась, прося заступничества. Молилась, распростершись на земле. Сколько прошло времени — не помнит. Встала, и оказалось, что… совсем здорова.

50-е, 60-е годы. Где взять благословение на брак или дальнюю поездку, если ближайший храм в радиусе 50 км? На Дальней пустыньке, у батюшки Серафима. Тут легко дышится. Песочек берут в «пещерке», и милостыню можно оставить — ближних помянуть. На пустыньку шагают поодиночке или по двое. В праздник стараются идти не по дороге (там могут и остановить), а наискосок — узкими тропками, леском. Каждый идет — молится. На пустыньке служба. Как загораются глаза тех, кто помнит: какая замечательная была здесь служба! Прочтут Акафист — пора домой. Возвращаются уже все вместе, дело сделано. Настроение бодрое. Одна из женщин, Мария, шутила весело. Она умела всех рассмешить, сглаживала нестроения, что случаются в женской компании. Равнодушных не было. Часто шли — хохотали, животы от смеха болели. Но однажды случилось вот что. Явился Марии в тонком сне батюшка Серафим. Сказал строго: «Мария, я тебя знаю. Ты ко мне ходишь. Но ты далека от меня». Мария была женщина умная, она рассказала об этом своим подругам. Намотали на ус.

70-е, 80-е годы. Сколько верующих запомнила наша пустынька! Праздничные, воскресные дни. Вдоль замерзшей Саровки накатанная лыжня. Дальняя пустынь. Молодежь подъедет на лыжах — палки в снег, стоят. А в мыслях: «Батюшка Серафим! Помоги!» Спросят шепотом (конспирация!) у бабушки: «А какой сегодня праздник?» — «Воскресенье, дочка. Малая Пасха».

Кто-то бывал на пустыньке ежедневно. Наша прихожанка Наталья Константиновна Салтыкова долгие годы ходила каждый день. Читала Акафист Преподобному, подметала, убирала. Дождь на дворе – она идет. Как же? Преподобный и в дождь ходил. Гололед — а как не пойти? Батюшка Серафим и в гололед на камушке стоял…

Однажды в день преподобного Серафима, как всегда, молились на Дальней пустыньке. Плотно стояли у большой его иконы — внизу, у подножия склона, в основном, женщины, но и мужчины были. Нагрянули стражи порядка. Мужчины с двух сторон подхватили икону, метнулись с ней вверх по склону — спасать. Несут, не разворачивая, ликом обращенную к людям. Уходит икона, покидает пустыньку. Колыхнулась толпа, всколыхнулось и сердце. Острое чувство: «Преподобный уходит!» И следом: «Батюшка Серафим благословляет всех!» И долго еще глубокий пристальный взгляд с удаляющейся иконы неотрывно был обращен ко всем. Ко всем…

Наша пустынька тайн не прячет, она открывает их. В начале 90-х годов стали обновляться храмы, обители. Одна горожанка решила посвятить жизнь Господу — уйти в монастырь. Она испытала себя: послужила трудницей, послушницей. Пришло время, вернулась в родной Саров завершить обычные в таких случаях дела, чтобы поступить в одну из обителей Мордовии. Перед тем, как покинуть город, решила сходить на пустыньку: «Батюшка Серафим, благослови в монастырь!» Уезжала она рано, первым рейсом, и на пустыньку вышла затемно. Идет. Тишина, вокруг никого. Холодное время года. Каково же было ее удивление, когда на Дальней пустыньке она увидела несколько крупных красивейших яблок. Словно только что разложили их — а в городе таких яблок было не купить! Удивилась. Обрадовалась. Подумала-подумала — и взяла их с собой в дорогу — сестер обители угостить. Как же это: некто привез откуда-то яблоки, ночью пришел на пустыньку, положил? Именно в этот день? Совпадение. Промыслительное?

Жизнь человека православного — реальная жизнь с Богом. Один юноша, тоже наш горожанин, принял решение послужить Церкви. Но как реально это осуществить? Порекомендовали съездить в Троице-Сергиеву Лавру, посоветоваться с опытными духовниками. Понимания с домашними не было, денег на поездку тоже. Пришел помолиться на Дальнюю пустыньку, взять благословения у Преподобного. Помолился и… тут же нашел в траве деньги. Да, знаем: оставляли на пустыньке денежки, но в основном, – так, копеечки. А тут сумма такая, что хватило на поездку в Лавру и обратно. Съездил. С большой пользой посетил.

Красота пустыньки — тоже чудо. Ненавязчивое. Весной — половодье, оживает река. Осенью — совсем загляденье. И зимой она не уступит в возвышенной своей красоте. В июле мелькнет земляника, в августе — крепкий гриб. На пустыньке кормят птиц. Ручные они слетают при первых звуках пения. Подлетят — сядут кто где, поближе. Подпевают. Все помнят, как пели птицы, когда служили литургии! Припасет пустынька в мае сныть — ту самую, что заваривал в чугунке Преподобный. И сама пустынь все та же, и так же всех ждет.

Случаются пешеходы, даже мамы с колясками. Подъезжают машины — гости. Фотографируют. Реже встретишь застывший силуэт с раскрытым Акафистом или стайку молящихся. Асфальтированная дорога до самой кельи, а там иконы и свечи. Все напомнит о том, кто здесь жил. Уют растопленной печки и кошка — по праву она считает себя хозяйкой: живет тут. Никто никого не гонит. Иди, молись. Что ж покачивают головой высокие ели? Они знают, кто всегда тут душой: те старенькие прихожане, кто уже не в силах сюда дойти.

Свято-Успенский Мужской монастырь - Саровская пустынь / 2014 год все события / 2014.25.03 Саровские пещеры, приезд Стрельбицкого
главный инженер Центра традиционной русской культуры «Преображенское»
главный инженер Ц...
Под сводами пещеры, которая, по предположению И.Стрельбицкого, образовалась как понор,
Под сводами пещер...
Кирпичная арка держит свод подземного зала
Кирпичная арка де...
в одном из неиспользуемых боковых проходов видно, как активно идет осыпание грунта
в одном из неиспо...
Разрушается и кирпичная кладка, сделанная в монастырский период
Разрушается и кир...
 
 
Монастырь с северной стороны
Монастырь с север...
Двухметровый отвал песка из понора
Двухметровый отва...
 
Вверху песчаный свод
Вверху песчаный с...
Сверху, с "макушки" песчаного отвала, видны  доски разрушенной старой крепи
Сверху, с "м...

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Валентина Сидорова, фото Анны Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.