Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Заключенные Сарлага, прославленные и не прославленные во святых

2 августа 2017 года

«Кто не был в Сарове, с верой в Серафима, кто не дышал напоенным его молитвой саровским воздухом,

тот не поймёт и не оценит Сарова, хотя бы описанного и гениальным словом,

хотя бы изображенного и гениальной кистью...»

С. Нилус

Саров — раскрытая книга прошлого. Одни ее страницы написаны выпукло и ярко. В них торжество созидания, мировая известность. Другие страницы смазаны, там болевые точки. Мы не можем постичь всех глубин: к нему, прошлому, можно лишь прикоснуться…

Саровский лес по-прежнему был прекрасен. Исчезали лишь черные подрясники и скуфейки — обитатели знаменитой Свято-Успенской Саровской пустыни, иноки. Монастырь хранил внешнее величие, но перемены были не за горами. В 1923 году численность братии была порядка 200 человек — меньше, чем в ближайшей д. Балыково. А в 1927 году было принято решение о закрытии Саровской обители. Изъяли мощи прп. Серафима.

В 1928 году на территории Саровского монастыря создали детскую трудовую коммуну, без малого четыре тысячи беспризорников со всей страны. С весны 1929 года стали строить 40-километровую узкоколейку Берещино-Саров, и в конце 1930 года в поселок прибыл первый поезд. На следующий год коммуну переформировали.

В 1931 году возник Саровский особый карантинный лагерь ОГПУ – Сарлаг. Среди заключенных было немало т. н. «перебежчиков» – граждан других государств. В марте 1932 года он вошел в состав Темниковского ИТЛ ОГПУ – Темлага, который занимался заготовкой дров и делового леса для Москвы. В 1934 году Саровский ИТЛ реорганизовали в самостоятельный лагерь. Он был относительно невелик: на 1 января 1935 года в нем насчитывалось 3349 заключенных. В 1935 году в Сарове создали детскую трудовую колонию, но и Сарлаг не прекратил своего существования.

Нам мало известно об этом островке архипелага ГУЛАГ. Но теперь в житиях новомучеников ХХ века стали появляться рассказы об этом периоде жизни Сарова. Они просачиваются, как струйки воды из забетонированного источника.

В свое время прп. Серафим повторил подвиги древних святых. Затвор, молчальничество… Не это ли было и теперь? Затвор — тюремная камера, молчальничество — запрет открытого исповедания веры.

Пять лет, с 1932 по 1937 год, отбывал в Саровском ИТЛ выдающийся пастырь своего времени — епископ Орловский Николай (Могилевский, 1877-1955), впоследствии — митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. Он был прославлен в августе 2000 года Архиерейским Собором РПЦ в сонме новомучеников и исповедников. О нем и его соузнике иеромонахе Вениамине фон Эссене мы писали в газете «Православный Саров» № 3(3) от 27.05.2011 года .

Владыка Николай был арестован в 1932 году и осужден на пять лет по «политической» ст. 58-10 УК РСФСР, по словам следователя, «за популярность в народе». Вспоминая свои странствия по лагерям, владыка много рассказывал о Сарове:

После закрытия и разорения монастыря в его помещениях был образован исправительно-трудовой лагерь, в который я и попал. Когда я переступил порог этой святой обители, сердце мое исполнилось такой невыразимой радости, что трудно было ее сдержать. «Вот и привел меня Господь в Саровскую пустынь, — думал я, — к преподобному Серафиму, к которому в течение моей жизни неоднократно обращался я с горячей молитвой». Я перецеловал в монастыре все решеточки и все окошечки. В те времена была еще цела келья преподобного Серафима.

В этом лагере было много лиц духовного звания. Был там иеромонах из Петербурга — отец Вениамин фон-Эссен. Он был замечательным художником. Лагерное начальство учитывало способности и таланты заключенных, и ему было поручено писать разные плакаты и даже картины для оформления лагеря и каких-то учреждений. В его распоряжение отвели большую светлую комнату и предложили подобрать способных помощников. Отец Вениамин, воспользовавшись доверием, подобрал себе помощников из духовного звания, в число которых попал и я. Это была великая милость Божия!

Первое время нелегко ему было с такими «помощниками», но скоро мы научились всему: резать бумагу на равные части, растирать и разводить краски, точить карандаши и делать другую подсобную работу.

Вере Афанасьевне (прим. — Духовной дочери владыки В. А. Фомушкиной) каким-то образом удавалось передавать нам кагор и просфоры. Они были испечены в виде обыкновенных булочек довольно темного цвета. И мы в той комнате, что была отведена нам для художественной работы, на этом приношении совершали Божественную литургию. Антиминс нам так же достала и передала Вера Афанасьевна.

Я все то время, что пребывал в Сарове, так и считал, что нахожусь на послушании у преподобного Серафима, этого земного Ангела и небесного человека, по молитвам которого Господь посылает нам такое утешение, что мы можем служить в заключении Литургию и причащаться Святых Христовых Таин. И не только я, но и все мои солагерники так же считали, что Господь даровал нам большую духовную радость — быть в послушании у преподобного Серафима в Саровской пустыни...

Митрополит Николай (Могилевский) скончался в Алма-Ате 25 октября 1955 года. На погребении присутствовало около 40 тыс. человек. Память священноисповедника Николая Алма-Атинского празднуется: 25 октября, в день обретения мощей — 8 сентября, а также в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

По одному и тому же делу с владыкой Николаем — по делу контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители Церкви» — в 1932 году был арестован и приговорен к десяти годам заключения  епископ Рыльский, викарий Курской епархии Иоанн (Пашин, 1881-1938). Они несколько лет вместе пробыли в лагерях.

Дело в том, что летом 1932 года по западной части Центрально-Черноземной области прокатилась волна массовых выступлений и восстаний крестьян антиколхозной направленности, в которых участвовали свыше 60 тысяч человек. Следствие возложило за это вину на организацию «Ревнители Церкви». По этому громкому делу проходили 413 человек, из них 3 епископа, 127 священнослужителей, 106 монашествующих, 70 кулаков, 11 бывших дворян, помещиков, полицейских и других.

В своих показаниях епископ Иоанн никого не оговорил и виновным себя ни в чем не признал. Сохранились письма владыки из Сарова к святой мученице Татиане Николаевне Гримблит:

– За дня три до Святой Пасхи прибыли в Темниковский лагерь. И сразу на работу – убирать и жечь сучья в лесу. Но поработал я только недели две, а затем заболел сыпняком. Отвезли в центральный госпиталь. Думал, не выживу: ведь сердце слабое, но Господь сохранил еще на покаяние. Месяца полтора лежал, а затем последовательно побывал на трех лагерных пунктах в течение года, и хотя сразу был зачислен в инвалиды, но по воле и неволе работал всякого рода работку (до 30 видов), но больше на заготовке дров. Месяца два эту работу мы исполняли маленькой бригадой: три епископа и протоиерей. Епископы: знакомый Вам владыка Николай Орловский, Кирилл Пензенский и я грешный. Интересно было глядеть на нас: как мы по пояс в снегу искали валежник, пилили его, рубили, а то спиливали сухие деревья и пни – значит, было дело вроде лесоповала.

В мае 1934 года очутились в Сарове, где и пробыли год. Счастье было каждый день быть на могилке преподобного Серафима, наслаждаться видом святых храмов и священных изображений на них. Снаружи святые храмы остались без изменений, и так приятно было ходить в монастырской ограде, переносясь мыслию в прошлое, и чувствовать облагоуханный молитвой воздух. Работали месяца три в канцелярии, а затем в августе, по дикой клевете обвиненные в присвоении чужих вещей (один человек добрый посещал нас и внезапно умер, оставив у нас вещи), мы четверо (я, владыка Николай, протоиерей один и иеромонах – жившие в одной комнате) попали в изолятор на полгода. Опять начались физические работы, и часто очень тяжелые, – например, месяца два катали так называемые баланы, то есть бревна, опять пилили дрова, собирали и жгли сучья. Господь укреплял. Не ласковы там были к нам, даже зачетов лишали «за исполнение религиозных обрядов».

В мае 1935 года перегнали нас пешком верст за двенадцать на Протяжную – это тоже пункт Сарлага. Здесь работали с месяц на лесном складе по уборке и в лесу, а затем заболели все мы малярией, да такой жестокой, – уж больно сердце мое страдало, прямо думал, смертушка приходит. Хинина не было, лечили уколами. Больше месяца болел, пока не отправили в Алатырскую колонию…

Епископ Иоанн (Пашин) был расстрелян 11 марта 1938 года в городе Чибью Коми области и погребен в безвестной могиле. В августе 2000 года по представлению Курской епархии Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Третьим епископом в той маленькой бригаде по заготовке дров был епископ Пензенский Кирилл (Соколов, 1883-1937).

Владыка Кирилл обладал прекрасным голосом и великолепно служил. По отношению к обновленцам занимал самую непримиримую позицию. В 1928 году обновленческий журнал писал о нем: «Фанатик — староцерковник епископ Кирилл в Пензе — не называет обновленцев иначе как «живцами». Крещеных ими перекрещивает, предпочитая крещение даже бабкой, причем заявляет при этом, что бабка — православный человек, а обновленческий священник — еретик».

Епископ Кирилл находился в заключении с 13 января 1931 года и был расстрелян 31 августа 1937 года.

Поражают письма этих святых, лишенные всякой злобы, но исполненные кротости и смирения.

Продолжение следует

Наша история / 2012_Выставка Преодоление Москва
 
 
 
 
 
 
2-я часть рисунка девочки Ани Рыжовой
2-я часть рисунка...
Кукла, изображающая священника
Кукла, изображающ...
Кружка, изготовленная из латунного потира
Кружка, изготовле...
Один из эскизов значка Союза воинствующих безбожников
Один из эскизов з...
Один из эскизов значка Союза воинствующих безбожников
Один из эскизов з...
 
 
Антирелигиозный плакат
Антирелигиозный п...
 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Валентина Сидорова, фото из сети Интернет

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.