20 июня 2017 года
По дороге в Дивеевский монастырь мы много раз проходили мимо этого старинного деревянного домика с мезонином и не догадывались, что в нем находится музей.
Музей по ул. Октябрьской, 23, правда, открылся не так давно — 7 декабря 2015 года. Он посвящен истории Дивеевской обители в XX веке. Открыт с 9 до 17 часов. Но просто так в него не попасть, нужно сначала заказать экскурсию в Паломническом центре Дивеевского монастыря. На самом деле, без рассказа экскурсовода там делать нечего — мало что поймешь. Но если никуда не спешить, можно узнать много интересного.
До революции этот дом принадлежал генеральше, а в советское время там был военкомат. В доме несколько комнат, где постарались воссоздать атмосферу начала XX века. Содержание экспозиций перекликается и дополняет монастырский музей в домике блж. Паши Саровской. Здесь собрано много подлинных вещей, принадлежавших святым. Хоть прикладывайся к ним через стекло!
Нам рассказали о судьбах монахинь и священников Дивеевского монастыря после его закрытия, начав с новомучеников, братьев Михаила и Иакова Гусевых — потомков протоиерея Василия Садовского.
Будучи еще молодым священником, о. Василий на протяжении семи лет ходил в Саров, где духовно окормлялся у прп. Серафима. Незадолго до упокоения батюшка Серафим надел на него свои священнические поручи и передал повеление Царицы Небесной — быть духовником дивеевских сестер. О. Василий нес это послушание 58 лет. Перед революцией почти все дивеевские священники были из рода Садовских.
Экскурсовод показала из окна сохранившийся белый каменный священнический дом через дорогу от музея, где в советское время была аптека. В нем родились и жили братья Гусевы. После окончания Нижегородской духовной семинарии о. Михаила направили служить в Дивеево, а о. Иакова — в с. Елизарьево.
С семейных фотографий на стенах музея на нас смотрят спокойные лица. На витрине разложены письма, книги и виниловые пластинки, которые любил слушать о. Михаил. Вскоре гонения на Церковь сметут этот тихий и размеренный уклад жизни.
После разгона Дивеевского монастыря в 1927 году, братьев несколько раз арестовывали и предлагали снять с себя священнический сан. В те годы это делалось публично, через газету. Кто отказывался — становился лишенцем, и его семья тоже. Это означало лишение не только избирательных прав, но и хлеба насущного, карточек на хлеб и керосин. Лишенцев не брали на работу, а их детей — в школу. В 1937 году обоих братьев арестовали в последний раз и расстреляли на полигоне под Нижним Новгородом по 53-й статье (котрреволюционная фашистская организация и вербовка в нее новых членов). Теперь оба священника прославлены в лике новомучеников и входят в Собор Дивеевских святых. Дочь о. Михаила Мария дожила до его прославления в 2001 году.
Также мы узнали о священнической династии Соколовых. О. Петр Соколов совершил Божественную литургию для членов Царской семьи, посетивших Дивеево в 1903 году, на обратном пути с Саровских торжеств. А один из его сыновей, о. Александр Соколов, был настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери в пос. Выездное под Арзамасом, хранителем дивеевских святынь и вещей батюшки Серафима.
Рассматривая бумаги того времени, поражаешься каллиграфическому почерку с нажимом и изящными росчерками. 13-летние ученики третьего класса дивеевской церковно-приходской школы в своих сочинениях рассуждают о философии Демокрита и средствах искоренения страсти, вручную рисуют контурные карты. Уровень подготовки учеников церковно-приходской школы оказался неожиданно высоким...
В воссозданном кабинете сщмч. Серафима (Чичагова) личных вещей святого нет, но мебель и вся обстановка — старинная, принадлежавшая священникам и сестрам монастыря. Возникает ощущение, что это не музей, а жилое помещение, и его хозяин отошел на минутку. Сервированный стол, раскрытая книга на аналое, горшок с живыми цветами — все сделано с большой любовью, дышит свежестью и домашним уютом.
Поскольку информации много, опытный экскурсовод старается говорить самое главное. И все равно узнаешь что-то новое. Духовником сщмч. Серафима (Чичагова) более 30-ти лет был св. прав. Иоанн Кронштадтский, который благословил его оставить военную карьеру и стать священником. Интересна история написания «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», после прочтения которой Государь вынес резолюцию «немедленно прославить». Серафим (Чичагов) был назначен главным распорядителем грандиозных Серафимовских торжеств, на которые ожидалось 300 тысяч паломников. Удивительно насыщенной была жизнь этого талантливого во многих областях человека. Он окончил свой жизненный путь на Бутовском полигоне в Подмосковье. Туда его, 82-летнего и тяжело больного, принесли на носилках и расстреляли. В экспозиции представлены фотографии с торжеств 1903 года, копия иконы Христа в белом хитоне письма владыки Серафима и земелька с Бутовского полигона...
2017 год — урожайный на скорбные даты. 90 лет назад были закрыты Саровский и Дивеевский монастыри, 80 лет назад — расстреляны священники Гусевы, митрополит Серафим (Чичагов) и другие новомученики.
Перед разгоном Дивеевского монастыря в нем было 1700 сестер (а в самом Дивееве только 520 жителей). Монахини ушли жить к своим родственникам или расселились по окрестным деревням в ожидании лучших времен. Многие были репрессированы. Трое из них были причислены лику святых. Это сестры Пелагея и Марфа (Тестовы), умершие в Карлаге, и преподобноисповедница Матрона (Власова), которая после 17 лет лагерей вернулась в родное с. Суворово. Теперь ее св. мощи находятся в Казанском храме Дивеевского монастыря.
Через стекло витрины-шкафа рассматриваем ее пальто, шаль ручной вязки и монастырскую обувь, подбитую двумя рядами деревянных гвоздей, которую можно обуть хоть сейчас, она крепкая до сих пор. Рассказали, что пальто преподобноисповедницы Матроны иногда дают надеть болящим сестрам, находящимся в богадельне. И пальто всем впору. Здесь же икона, написанная св. Матроной, ее краски и таблички, привезенные из Карлага.
Мы видим фотографии и вещи хранительницы дивеевских святынь схимонахини Маргариты (Лахтионовой), дожившей до открытия монастыря. Рядом вещи блж. Марии Ивановны, преемницы блж. Паши Саровской, и протокол ее допроса. Тут же яркие сарафаны, платья и четки последней дивеевской блаженной Анны Бобковой (+ 1984), которая еще не причислена к лику святых. Глядя на эти вещи и слушая истории из жизни дивеевских блаженных, пытаешься почувствовать дух старого Дивеева.
В реконструированной келье дивеевских сестер, которые были сосланы в Муром вместе с игуменьей Александрой (Траковской) все очень скромно. Монахини получали скудное жалование, трудясь санитарками и уборщицами, ведь больше их никуда не брали. Их было около 20-ти сестер. Они держали монастырский устав и также хранили вещи батюшки Серафима. В этой собирательной келье можно увидеть, как они жили в изгнании. В чемодане хранили дивеевские святыни, а на ширме нарисовали вид Дивеевского монастыря, по которому, видимо, скучали.
Кабинет игуменьи Дивеевского монастыря (до разгона) выглядит понаряднее. Там старинная мебель, посуда, диванчик из кельи матушки Александры (Траковской) и другие личные вещи. Они сохранились, потому что местные жители из разоренного монастыря уносили домой то, что понравится, а спустя много лет вернули эти вещи.
После смерти игуменьи Александры (Траковской) в Муроме в 1942 году хранительницей вещей прп. Серафима Саровского стала ее преемница Мария Баринова, а затем священник Виктор Шиповальников, который передал эти святыни в 1991 году Святейшему Патриарху Алексию II. И до сих пор в резиденции Патриарха находится икона Божией Матери «Умиление», принадлежавшая батюшке Серафиму, перед которой он преставился к Богу. Раз в году — накануне праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота Акафиста) эта икона выносится на всеобщее поклонение в Елоховский собор Московского кремля...
Выходишь из музея и вновь попадаешь в суетливый ритм жизни. Хочется крикнуть: «Люди, остановитесь! Тут жили святые. Ходили по этим дорожкам, дышали этим воздухом». Впрочем, зайдите в музей, и вы все узнаете сами...
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна