Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Люди уходят – иконы остаются

18 июня 2015 года

В газете «Православный Саров» (№ 11 от 18 июня 2014 года) была статья об иконе «Скоропослушница» из храма Свято-Успенского монастыря во имя прп. Серафима Саровского. Неожиданно заметка потребовала продолжения: отклики прихожан принесли дополнения и уточнения, исправления и новые рассказы. Получается, время от времени эта икона как бы сама напоминает о себе.

Вот она, наша «Скоропослушница» – в новом киоте слева от алтаря в храме прп. Серафима Саровского. Это один из разошедшихся по всему миру списков с чудотворного образа Пресвятой Богородицы на Афоне, живая реликвия церковной жизни ХIХ и ХХ веков. Напомним, образ этот был заказан для Казанского храма с. Бабино Первомайского района, когда молва о чудесах распространилась по всему православному миру. Продолжают они совершаться и сегодня.

Перелистнем назад страницу истории. Вспомним, что перед иконой «Скоропослушница» молился наш саровский иеромонах Дамаскин (Ситников). Родом он был из крестьянской семьи, поступил в монастырь в год прославления батюшки Серафима – 1903. Зимой 1927 года о. Дамаскин еще возглавлял список священнослужителей православной общины при храме прп. Серафима. Потом, после закрытия монастыря и нескольких лет скитаний, пришел в Бабино и стал служить у Престола Казанского храма. Иеромонах Дамаскин был расстрелян в 1937 году.

До него четверть века в Бабино служил другой известный и уважаемый пастырь – протоиерей Иоанн Пустынский, он тоже был репрессирован, умер в 1932 году. 30-е годы особенные. Аресты за арестами. Протоиереи, иеромонахи, старосты храмов, прихожане… Казалось, каждый месяц приносил известия: одного посадили, другого расстреляли. Шли в храм на службу, и каждый раз – как в последний. Как же они молились! Не все новомученики известны, не все прославлены. А память о них вымеряет глубину нашей жизни. Много ли их в наших помянниках?

Шел 1938 год. В разоренном храме Бабина поместили школу. Истопница школы немало сумняшеся решила разрубить на растопку оставшиеся иконы. Взяла в руки образ «Скоропослушницы». Три удара топором – и образ Пречистой раскололся на четыре части, лик Спасителя был поврежден. А ночью несчастную женщину ждало потрясение: явление и строгое вразумление Самой Царицы Небесной. Не сметь кощунствовать над Святыней! Страх и трепет охватили несчастную женщину. Ночью прибежала она к местной монахине Параскеве, в полном смятении и раскаянии рассказала всю правду. Рассказ истопницы произвел сильное впечатление. Кусочки иконы собрали в единое целое, оформили в киоте – так образ Пречистой Богородицы обрел приют в монашеской келии. Перед ним стали неотступно молиться.

Параскева Абразумова

Мать Параскева родилась в конце 1880-х годов в с. Бабино в зажиточной семье Абразумовых. Ее родители умели организовать и наладить крестьянскую работу, трудились, не покладая рук, и в поле, и на пасеке. Одевались по-городскому, а остатки их богатого фаянсового сервиза сохранились до сегодняшнего дня (по тем временам – целое состояние). В советское время семья была раскулачена.

В юности мать Параскева стала участницей торжества прославления в лике святых Серафима Саровского. Возглавить праздник прибыли члены Августейшей Семьи –Государь император Николай II, Государыни императрицы – Мария Федоровна и Александра Федоровна, великий князь Сергий Александрович с супругой Елизаветой Федоровной. Царский поезд прибыл в Арзамас 17 июля (30-го по н. стилю) 1903 года. Далее до Саровского монастыря предстояло проехать 60 верст в экипажах, запряженных четверками лошадей. Гости и их многочисленная свита ехали под охраной казаков по людскому коридору, образованному местными жителями.

Великая княгиня Елизавета Федоровна писала: «Как много красивых и здоровых впечатлений. Мы ехали шесть часов в экипажах до монастыря. По дороге в деревнях красивые, здоровые люди были живописны в ярко-красных сарафанах и рубахах». «Ехали хорошо и не торопясь», – отмечал в своем дневнике Император Николай II. Примерно на полпути, у с. Глухово был сделан привал. Паломники пили чай в специальной палатке. Именно здесь, в Глухове, встречали Царственных паломников и жители Бабина. Параскева пришла сюда вместе с родителями. На склоне лет она вспоминала: «Какие люди! А как одеты! Какие лошади, кареты!» Гости бросали собравшимся конфеты и деньги. Собирать ей родители запрещали. «Погодите, – говорила мать, – сначала маленькие, потом вы». Но и Параскеве гостинцев досталось. Так и сохранился в памяти этот жаркий июльский день – детвора, монетки в пыли, леденцы…

Жених Параскеве нашелся под стать. Сыграли свадьбу. Потом началась Первая мировая война. Мужа забрали на фронт. Писал, присылал фотографию – на ней он с однополчанами. А потом написал, что не вернется к ней. Молодая женщина была потрясена. Черная мысль завладела ею. Она решила разом покончить свою жизнь – утопиться. К счастью, этого не произошло. Параскева переменила свою жизнь, отошла от мирских забот и радостей и полностью отдала себя служению Господу. Думается, что не без помощи местного священника Иоанна Пустынского она смогла найти силы выжить и подготовить себя к монашескому пути. Отец Иоанн проявлял искреннее участие в судьбах своих прихожан. Анне, родной сестре Параскевы, он настоятельно советовал учиться дальше, как способной и подающей надежды (обе сестры закончили местную церковно-приходскую школу), даже предлагал дать деньги на дорогу и оплатить обучение. Анна, правда, отказалась: посватался жених, и она вышла замуж в 15 лет…

Подвижницы

Церковь во все времена рождала подвижников. В жизни Параскевы главным стали молитва, пост и паломничества по святым местам – и в молодые, и в зрелые годы. До конца жизни она вспоминала великолепные службы в обителях России, соборах Киевской Лавры, Почаева – там она бывала неоднократно. Трудно верится, но матушка доходила и до Святой земли Иерусалима. И не один раз! Представьте себе: пешком…

Пищу с собой не брали, даже сухарей – считали так: Господь подаст. И подавали. В такой дальний путь плела она по восемь пар лаптей, связку на плечо – и, благословясь, с молитвой. Как говорили, «в дорогу идти – пять пар лаптей плести». А тут восемь пар. Лапти берегли, экономили. Говорила мать Параскева, что по песочку шли босиком, а вот по гальке – в лаптях. Снашивали все. Теперь понятней становится поговорка «пять пар лаптей сносить» – расстояние можно числом сношенных лаптей измерить.

Исходила матушка все доступные места, связанные с земной жизнью Спасителя, входила во врата древних обителей, молилась у благодатных мощей святых отцов Церкви, слушала захватывающие проповеди известных пастырей. Рассказывала мать Параскева, что переходы паломников были не безопасны, и много трудностей встречалось по пути. Некоторые даже погибали…

Когда и где приняла мать Параскева монашеский постриг нам не известно. Возвращаясь в родное Бабино, она неотступно посещала ближайшие действующие храмы, дружила с дивеевскими монахинями. В ее жилище никогда не было электричества, питалась она крайне скромно. Буханка хлеба, привезенная родственниками из Сарова, была для нее подспорьем. Пенсии она никогда не получала, паспорта не имела. Много молилась келейно. Икона «Скоропослушница» всегда была особенно почитаемой и ею, и всеми верующими жителями. В Бабино в засушливое лето с этой иконой ходили крестным ходом. Участник молебнов в 1950-х годах племянник матушки Николай Маркевцев (он был тогда подростком) вспоминает, что Господь никогда не оставлял молящихся. После молебна шел дождь. Если в первый день не было дождя – шли и молились во второй, а иногда в третий раз, но на третий день обязательно на безоблачном небе появлялась туча, и проливной дождь радовал всех. Осечки не было.

Мать Параскева отличалась знанием Священного Писания, мудрым и доходчивым словом. Духовное образование ее было особенное – «школа» общения с подвижниками православия и «университет» строгой монашеской жизни. Когда задавали вопросы о вере, мать Параскева находила точные ответы. Из Сарова приезжала в село выросшая под новыми лозунгами молодежь. Спрашивали ее: «Где Бог? Кто Его видел?» – «И не увидите, – отвечала монахиня. – Его надо чувствовать. Он всегда с нами! Если надо – всегда придет на помощь». И ссылалась на Священное Писание. Но ей опять возражали: «Не убий, не укради… так и в уставе партии все то же!» – «Только на словах, а на деле – нет. Это не от Бога. Бога не признаете – ничего не получится. А идет все по Писанию». И опять следовали цитаты.

Интересно, что матушка оставила предсказания, видимо, почерпнутые ею в прочитанных книгах, проповедях, паломнических походах. Сбываются они или нет – судите сами. Вот некоторые из них. «Металлические птицы полетят». «Небо будет окутано проводами». «Придет время – женщины в брюках будут ходить». «Будут девицы – бесстыжие лица».

Очень похожее можно прочесть в недавно переизданной книге «Равноапостольный Косма Этолийский. Житие и пророчества» (в 2014 году исполнилось 300 лет со дня его рождения): «По небу будут летать птицы с металлическими носами и крыльями». «Придет время, когда весь мир будет опоясан (связан) одной ниткой». Пророчеств у греческого святого немало. Мы узнаем в них телеграф, авиацию, интернет и… духовное бессилие нравственный упадок человека.

Мать Параскева почила в 1978 году на десятом десятке лет. После кончины монахини икону «Скоропослушница» забрала ее родная сестра Анна Маркевцева, которая жила вдвоем с дочерью – девицей Марией. В селе их тоже называли монашками за крепкую веру и образ жизни. Были ли они действительно в постриге – не известно. Анна и Мария с ревностью служили Богу постом и молитвой, часто ездили в храм с. Выездное, Воскресенский собор в Арзамасе. Келейная молитва подвижниц перед иконой не иссякала. Через несколько лет, похоронив мать, Мария продолжала одна молиться перед «Скоропослушницей». Однажды ей пришлось уехать на некоторое время, разлучиться с образом. А по возвращении Мария увидела, что из глаз Пресвятой Богородицы сочатся слезы…

Из села Бабино – в Саров

В 2006 году саровчанка Антонина Маркевцева обратилась к работнице храма прп. Серафима Саровского Надежде Токмениновой с предложением отдать икону Божией Матери. Речь шла о храмовой иконе «Скоропослушница» из с. Бабино. Отошла ко Господу последняя ее хранительница – Мария, и родственники, проживающие в нашем городе, решили передать святыню в Саровский монастырь: «Икона строгая. Мы не достойны хранить ее. В селе есть желающие ее забрать, но кто будет молиться, когда их не станет?»

За иконой в Бабино поехал единственный тогда насельник Саровского монастыря игумен Иоасаф вместе с Антониной и Надеждой. Путь лежал через Кременки. Нелегкая дорога с ухабами, распутица. Машину пришлось оставить недалеко от дома, простой русской избы, опустевшей после смерти хозяев. Икона стояла на столе, накрытая полотенцем (оно сейчас лежит в сундуке в келии батюшки Серафима). Ушли все те, кто молились перед ней, для кого молитва была необходимым духовным хлебом. Люди уходят – иконы остаются… До машины тяжелую икону несли на руках отец Иоасаф и Надежда. На заднем сиденье старых «Жигулей» ее уместили с трудом.

Шло время, и икона напомнила о том, что Пресвятая Владычица не оставляет без помощи прибегающих к Ней. Рассказывает работница храма Лариса Ф. «Наша икона «Скоропослушница» – «намоленная», т. е. наполненная благодатной силой и готовностью принять в Свои Материнские объятия всякого страждущего. Надо только уметь приступить к Ней со смирением и твердой верой в помощь Пресвятой Богородицы. Почему она пришла к нам, в Саровский монастырь? По пути от с. Бабино много чудесных храмов и Дивеевский монастырь, а она, минуя все, явилась сюда. Что же ее привлекло? Думаю, что молитва. Не какая-то особенная, а простая, народная, но постоянная. Для укрепления молитвы получили мы эту икону…»

Она учила нас молитве

С первых дней в храме Серафима Саровского потекла монашеская Полунощница, молились игумен Иоасаф и его трудник Сергий, оба из Троице-Сергиевой Лавры. Они же служили молебен с акафистом прп. Серафиму. «Одежда на мне была мокрой от усердия, так трудно было учиться этому делу», – вспоминал позже Сергий (теперь он послушник монастыря). Начинали в 5.30 утра, как и теперь. Одной рабе Божией очень хотелось с ними молиться. Разрешили, и она тихо стояла в сторонке, чтобы не мешать. А игумен ее спрашивает: «Где же саровские молитвенники?» – «Молитвенники, – отвечает она, – по домам сидят, а я, если можно, соберу, кого знаю». Стали женщины одна за другой собираться. И так всем понравилось, что к 2006 году постоянно ходили более пятнадцати человек, и уже сами справляли утреннее правило, т. к. к этому времени о. Иоасаф остался один. Он благословлял нас на пение акафистов по дням недели, тропарей, особенно Пресвятой Богородице. Богослужения начинались в 8 часов утра, а мы к этому времени уже были «разогреты» своими молитвами и всегда радостны духом.

Постепенно сложился постоянный круг прихожан, готовых на всякое доброе дело для храма. А как убрали храм в 2006 году к Пасхе! Отец игумен строгий, требовательный до того, что, казалось, испытывает терпение человека, но и сам принимал участие в уборке. Потолок в притворе мыли три раза. Вычистили огромное паникадило. Внутри и снаружи полностью вымыли келию батюшки Серафима. Все оградки натерли до блеска. Все большие иконы, иконостас, алтарь мыл сам батюшка. Так же тщательно мыли и пол – каждую плитку до блеска. Храм сиял чистотой, как никогда.

Лариса: «Настал Великий Понедельник – 17 апреля 2006 года. Среди дня людей в храме было мало. Вдруг слышим: «Идите, встречайте Матерь Божию!» И вот, несут икону, а мы – под нее посреди храма. Ну и вид же у нее был! В середине киота большое стекло, а по бокам еще окошечки – застекленные рамки, видно, не смогли одно большое сделать. Вся украшена обветшалыми бумажными цветочками. Лик Спасителя пострадал больше всего, часть лика Богородицы повреждена. Отец игумен распорядился принести табуретку, покрыть салфеткой и поставить икону к иконостасу с правой стороны.

Все разошлись, а я не находила себе места, словно что-то важное надо сделать. Вспомнила! За свечным ящиком была одна тоненькая затертая книжечка с акафистом «Скоропослушнице». А я еще думала: «Кто ее купит?» Побежала, нашла. С каким-то внутренним волнением и решимостью встала на колени перед иконой и с плачем стала читать. Глядя на изуродованную икону, нельзя было не заплакать. С тех пор мы стали читать этот акафист каждый день. После величания все по очереди прикладывались к иконе, проходя на солею, будто брали благословение.

Шло время. «Скоропослушницу» унесли в келию батюшки Серафима, и мы молились там. А потом и вовсе ее унесли в ризницу. В монастыре были новые насельники, которые понимали устроение храма иначе. Всем нам очень не хватало «Скоропослушницы», будто осиротели. Говорю: «Батюшка, верните нам икону, не можем без нее». Икону реставрировали и поставили на то место, где она и теперь стоит. Киота не было, и она начала портиться. Ее снова передали на реставрацию, уже опытным иконописцам под руководством Надежды Королевой. После этого икону поместили в киот, затеплили неугасимую лампаду. Вновь потекла молитва, теперь уже по вечерам, после службы».

Богу все возможно

Перед иконой с особыми сердечными прошениями молились две женщины: одна – молодая, другая – пожилая. Обе просили у Божией Матери рождения ребенка. У молодой уже рос сын, он вот-вот должен был пойти в школу. Малыш очень хотел братика или сестренку, но Господь не давал. Другая женщина просила дитя для своей почти сороколетней бездетной дочери, не теряя надежды стать бабушкой. Может быть, эту женщину молитвенно поддерживал ее отец – Петр, давно ушедший в мир иной. Когда-то он ходил молиться сюда, в Саровский монастырь, и был близок со здешними монахами, во времена безбожия они доверяли ему свои тайны. А потом был обыск в доме, и маленькая дочка запомнила разбросанные вещи, как папа был в тюрьме целый год и чудесным образом вернулся живым. Все может молитва.

Пресвятая Богородица исполнила чаяния обеих женщин. Молодая до самых родов, даже зимой в метель, приходила вечерами читать акафист. Родила дочку Танечку. А пожилая женщина продолжала читать акафист. Пришел час, и на свет появилась Дашенька, с личиком в точности как у бабушки. Господь дал по просьбе Царицы Небесной этих девочек. А Сама Богородица тихо и молчаливо смотрит с иконы…

Одна из постоянных прихожанок храма Татьяна Г. попала в автомобильную катастрофу. Степень полученных ранений была критической, она была прикована к койке в реанимации. Потеря сознания, возможности двигаться, самостоятельно принимать пищу (что исключало возможность Причастия). А у иконы «Скоропослушница» за пострадавшую стали горячо молиться прихожане вместе с игуменом. Когда священник отправился в больницу со Святыми Дарами, оказалось, что больной стало лучше, и она смогла причаститься. Постепенно Татьяна вернулась к нормальной жизни и по-прежнему ходит в храм.

Был еще случай. Икона «Скоропослушница» тогда стояла в келии батюшки Серафима. Прибежала в храм встревоженная женщина. В Израиле пропала ее дочь. Неподалеку начались военные действия, и связь с дочерью потеряна. Повели ее к «Скоропослушнице» прямо во время литургии: «Молись!» Еще служба не кончилась – бежит, и телефон звонит! Дочь сумела дозвониться до нее, сообщила, что там суматоха, все бегут, через Палестину коридор сделали. Отец М. отслужил краткий молебен у иконы свт. Николая, а через несколько дней мы уже увидели эту путешественницу в добром здравии.

Шло время, многое переменилось. Уже нет у иконы читающих и поющих групп, разве одиночки днем. «Скоропослушница» стоит опять одна, теплится лампада…

В конце 2014 года большое горе привело в храм прп. Серафима одну женщину в последней надежде на какое-то чудо, ведь Богу все возможно. Попал в аварию ее уже немолодой брат, некрещеный и всегда отклонявший разговор об этом. Лежит в коме несколько дней. А дома его ждет, ничего не подозревая, старая больная мать. Родные боятся, что ее убьет это известие…

Мы стоим и не знаем, чем помочь. Важнейшая церковная молитва бывает за проскомидией, при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой. А некрещеный таковым не является… Говорим ей, что сердечная молитва творит чудеса, но нужно вложить в нее все силы, боль и слезы. Работницы храма подвели женщину к «Скоропослушнице» и рассказали об иконе, что знали, чтобы пробудить надежду. Она все принимала с благодарностью… Не прошло недели, и мы снова увидели эту страдалицу у прилавка. От нее узнали, что родные со слезами молились за больного почти четыре дня. Брат вышел из комы и, очнувшись, дал согласие на совершение Таинства Крещения и смог принять Святые Тайны! Состояние больного было нестабильное, и на следующее утро она принесла известие о его смерти. Но у нас не было уныния. То, что сотворила Матерь Божия для этого человека, не имеет цены. За душу усопшего потекла полноценная церковная молитва. Если быть в храме внимательным и благоговейным, то становишься свидетелем дел Божиих…

Мы называем святую икону «нашей». А признает ли Пресвятая Богородица нас «своими», если мы перестали молиться и беседовать с ней? Прежде в канун праздника иконы «Скоропослушница» на вечерне хор пел акафист, а теперь – нет. Мы имеем великое сокровище и не пользуемся им. Пресвятая Богородица ждет нашего почитания, молитв и прошений. Так и написано на обратной стороне этого образа, прибывшего с Афона: «…в благословение христолюбивым жителям, в благоугодную помощь, покров и заступление всем, с верою и любовию притекающих ко Всеблагой Владычице мира и умильно молящихся перед Ее пречистым образом». Также не забудем сказанное Самой Пречистой: «Я никого не оставлю неуслышанным».

Нет, не погоня за чудесами в центре жизни православного человека. Чудеса происходят совсем не для того, чтобы удивить. Они пробуждают человека от духовного сна. Чудо – отклик, пришедший от Бога. Он ободряет, укрепляет. Напоминает: нам надо менять себя, свой внутренней мир, привычки и образ жизни. Другого пути нет. И в нынешнее время происходят исцеления, обновляются иконы. А наши души?

Наша история / 2012_Выставка Преодоление Москва
Антирелигилзная литература
Антирелигилзная л...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Прихожане храма прп. Серафима Саровского, на фото – хранительницы иконы из с. Бабино

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.