Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Митрополит Георгий совершил Божественную литургию в храме в честь святых Царственных страстотерпцев

14 января 2023 года

14 января, в праздник Обрезания Господня, день памяти святителя Василия Великого, день новолетия по юлианскому календарю (старый Новый год), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в саровском храме в честь святых Царственных страстотерпцев.

Правящему архиерею сослужили викарий Нижегородской епархии епископ Сормовский Иннокентий, благочинный Саровского округа и настоятель храма протоиерей Лев Юшков, настоятель Свято-Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков), руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.

На богослужении вместе с прихожанами молились воспитанники и педагоги саровской православной гимназии имени преподобного Серафима Саровского.

По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

По окончании литургии учащиеся православной гимназии поздравили архипастырей, исполнив праздничные стихотворения и песнопения, и вручили им рождественские сувениры.

Затем глава Нижегородской митрополии обратился к собравшимся со святительским словом. Он поздравил всех с праздниками Рождества Христова и Обрезания Господня, днем памяти святителя Василия Великого.

Каждому из присутствующих в храме детей митрополит Георгий преподал свое благословение, преподнес небольшую икону Рождества Христова, детский молитвослов и шоколад.

Справка:

Праздник Обрезания Господня относится к великим праздникам Православной Церкви. Евангелие гласит, что на восьмой день после рождения Иисус Христос по ветхозаветному закону прошел обряд обрезания, который был установлен для всех младенцев мужского пола.

Обрезание в качестве обряда посвящения Богу существовало у многих народов. В еврейском понимании, кровь священна, так как «кровь есть душа», а кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу Жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

Господь явился Авраму на сотом году жизни, сказав: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17:1). Ходить пред Богом значит жить постоянно с мыслью о том, что Бог видит тебя насквозь, знает и дела, и мысли, и все движения сердца. Быть непорочным означает вести себя так, чтобы ничем не оскорбить Бога, не позволять себе забыть о той чести, которую дарует человеку близость Творца. С этого обращения Господа начинается Завет Бога с человеком. Бог обещает Авраму многочисленное потомство, матерью которого будет Сара. В именах супружеской четы в знак особого предназначения удваивается по букве: Авраам и Сарра. Повеление называться так еще более подчеркивает благословение Божие, которое наследуют лишь потомки Авраама и Сарры, хотя у Авраама были также дети от Агари и Хеттуры, но не им предстояло наследовать благословение. От Авраама требуется верность Богу, и не только лично его, но и всего многочисленного потомства.

Для сохранения в роды родов Завета с Богом и в знак обещания исполнить повеленное избирается внешнее действие — обрезание. Оно призвано воспитать в поколениях стремление держаться единым народом, чтобы поклоняться лишь Богу Авраама. Как знамение Завета оно включает и внутреннее освящение, без которого одно умножение численности избранного народа еще не означает сердечной преданности Богу и вере праотца Авраама. Потому и обличались «необрезанные сердца и уши» в Книге Левит (Лев 26:41) и в Деяниях апостольских (Деян 8:51). Правила предписывали совершать обрезание на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. К тому же число восемь выражало полноту и совершенство. Откладывать совершение повеленного на более позднее время считалось выражением пренебрежения и небрежности, недопустимой там, где речь идет о повелении Божием. Касалось это мальчиков, так как для продолжения рода достаточно освящения главы семьи, жена же с мужем составляла единое целое. Первоначально главное внимание было направлено на умножение численности народа, и потому в Ветхом Завете строго узаконено, прежде всего, единство крови и веры.

При совершении обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), произнесенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии. Он получил это имя как печать Своего служения делу спасения мира (Мф 1:21; Мк 16:17; Мк 9:38-39; Лк 10:17; Деян 3:6 Деян 3:16; Фил 2:9-10). Эти события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол 2:11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

По толкованию отцов Церкви, Бог Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся. Но если в Ветхом Завете еще неразвитое сознание ценности данного Богом поддерживалось страхом наказания (вплоть до внезапной смерти), то Новый Завет объединяет всех желающих чтить Бога, и потому крещение не ограничивается ничем внешним — только стремлением усвоить веру и учиться всей жизнью «ходить пред Богом».

От совершения обрезания христиане были освобождены на Апостольском соборе 49 года. Решение собора было следующим: «Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать Закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили… угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете (Деян 15:23–29)».

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом.

Праздник продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня. На Обрезание служится литургия святителя Василия Великого.

В наше время на Обрезание выпадает также дата празднования старого Нового года. «Старым» он называется потому, что в советской России, после перехода на новый стиль, старый Новый год «сместился» на 14 января по новому стилю.

Текст Надежды Муравьевой. Фото Александра Чурбанова , источник - сайт Нижегородской митрополии

Март 2010
Март 2010
Зима 2010. Родительская суббота
Зима 2010. Родите...
Икона работы Алексея Кузьмина. Иконописная мастерская, Саров
Икона работы Алек...
Проект иконостаса
Проект иконостаса

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст Надежды Муравьевой. Фото Александра Чурбанова , источник - сайт Нижегородской митрополии

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.