Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Саровская пустынь: взгляд из Тамбова

21 апреля 2023 года

В Городской художественной галерее 18 апреля краевед и искусствовед из Тамбова Марина Климкова представила вниманию саровчан свою книгу «Саровская пустынь. Два века истории и культуры». Ее издание приурочено к 120-летию со дня причисления к лику святых преподобного Серафима Саровского, которое отмечается 1 августа 2023 года.

Казалось бы, о прп. Серафиме написано множество книг, как дореволюционных, так и современных. Однако исследователи продолжают изучать личность любимого в народе святого и находят новые документы, позволяющие дополнить картину наших представлений о батюшке Серафиме и времени, в котором он жил.

Почему автор рассматривает двухвековой период? Потому что в это время Саровская пустынь входила в состав Темниковского уезда огромной Тамбовской губернии. Оказывается, Саровскую пустынь с Тамбовом связывает множество нитей, об этом можно узнать из новой книги.

230 лет назад, в 1793 году, в тамбовском Архиерейском доме, где сейчас находится Казанский монастырь, епископ Феофил (Раев) рукоположил во иеромонаха прп. Серафима Саровского. Благодаря архивным исследованиям Марине Александровне удалось найти местоположение тамбовского подворья Саровского монастыря, где останавливался батюшка Серафим. История этого здания была забыта нашими современниками. В ходе презентации саровский краевед Валерий Ганькин выступил с интересным предложением к коллегам: создать каталог мест, где бывал прп. Серафим.

Современник батюшки Серафима епископ Тамбовский Феофил высоко ценил Саровскую пустынь, ставил ее другим обителям в пример, вел регулярную переписку со строителем Пахомием, а затем — с Исайей.

В 1791 году в Тамбове заложили соборную Казанскую церковь по образцу Успенского собора Саровской пустыни, возведенного в 1777 году по проекту Ивана Холщевникова (саровского иеромонаха Иоакима). Через пять лет Казанский собор в Тамбове был освящен. В безбожное лихолетье он чудом уцелел благодаря тому, что церковном здании размещался филиал Государственного архива Тамбовской области. В конце 1992 года вокруг собора началось возрождение Казанского монастыря. И у нас, в Сарове, когда в 2016 году начали восстанавливать Успенский собор, в том числе опирались и на его сохранившийся прототип в Тамбове. Удивительная история!

Из документов Марина Климкова узнала, что из Саровской пустыни в Тамбов для колокольни Архиерейского дома в 1791 году пожертвовали часы с боем, заказанные еще первоначальником иеросхимонахом Иоанном в 1730 году. А на Саровской колокольне тогда установили новые часы...

Марина Александровна 20 лет жизни посвятила этой теме, итогом которой и стала данная объемная книга. В работе над ней автору помогала группа единомышленников. Среди них тамбовские коллекционеры и меценаты Андрей и Дмитрий Гнатюки, запустившие частный издательский проект «Тамбовская губерния на дореволюционных открытках», приложением к которому и стала новая книга. Оформление книги в классических традициях взял на себя супруг Марины Климковой — скульптор Александр Климков. Эти люди также помогали автору во время работы в архивах, фотографировали документы. Так что, во-многом, это — семейный проект.

Во время презентации собравшиеся узнали много интересных фактов и о создателях книги. Например, Марина Александровна была в числе первых преподавателей Тамбовской духовной семинарии, а ее супруг Александр Вячеславович учился у известного скульптора Клыкова.

В книге 356 страниц и более 300 иллюстраций, большинство из которых — дореволюционные открытки с видами Сарова, Дивеева, Понетаевки, Тамбова из частных коллекций Андрея и Дмитрия Гнатюков (г. Тамбов), Константина Зайцева (г. Первомайск) и Валерия Ганькина (г. Саров). Открытки с видами Саровской пустыни в сочетании с архивными документами создают полную картину архитектуры монастырского комплекса, причем, многие документы и изображения опубликованы впервые.

Говоря о достоинствах книги, выступающие отметили основательный системный подход автора, живой язык и увлекательный стиль изложения. Это делает книгу интересной для широкого круга читателей. А коллеги-краеведы благодарили Марину Александровну за врезки с текстами документов, которыми она щедро поделилась с читателем, и за 18 последних страниц со ссылками на архивные документы. Выездная работа в архивах сопряжена со многими трудностями, главная из которых — нехватка времени. Поэтому книга облегчит работу других исследователей, станет для них настольным справочником. Да и сама Марина Климкова опиралась на труды саровских краеведов Алексея Подурца, Валентина Степашкина, с которыми много лет знакома. Каждый исследователь делится своими находками с другими.

Центральная фигура, скрепляющая большой массив собранной информации, — это батюшка Серафим. По словам Марины Александровны, при написании книги она пыталась понять мотивы поступков святого в контексте того времени. Широкий кругозор исследователя позволил ей сделать такую интерпретацию.

Московский искусствовед Яна Зеленина отметила, что в наше время художественное наследие Саровской пустыни приходится собирать по крупицам. Поэтому большая удача, что автору удалось воссоздать целостный облик не только истории Сарова, но и его культуры.

Книга «Саровская пустынь. Два века истории и культуры» явилась достойным вкладом тамбовцев в сохранение нашей культуры и подарком почитателям батюшки Серафима.

Фото М. Курякиной

Культура / 2016 год / 20160115-след в мiре
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.