Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Соборование в храме Сошествия Святого Духа

22 марта 2023 года

Во время Великого поста в приходских храмах Сарова проводится одно из семи великих Таинств Церкви – Соборование или Елеосвящение. В конце марта Соборование состоится: в храме Иова Многострадального — 22 марта (ср.) в 17.00, в храмах Всех Святых и вмч. Пантелеимона — 26 марта (вс.) в 16.00, в Царском храме — 28 марта (вт.) в 17.30.

На фото можно увидеть, как прошло Соборование 21 марта в храме Сошествия Святого Духа на Ближней пустынке прп. Серафима Саровского. Таинство совершили протоиереи Александр Сухоткин и Владимир Кузнецов. В нем приняли участие более 70-ти прихожан.

Сотрудникам храмов, которые трудятся за свещным ящиком, часто приходится отвечать на вопросы, что такое Соборование, и для чего оно нужно. Попробуем разъяснить.

Первое упоминание о Соборовании мы находим в тексте Священного Писания, а именно – в послании св. апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5. 14-15).

В этих словах апостола мы видим всю суть Таинства, призванного исцелять как душевные, так и телесные недуги. Но особым условием действенности Соборования, как видим, является вера – «молитва веры исцелит болящего». Так и Господь в дни Своего земного служения, как правило, являл чудеса исцеления лишь там, где находил веру. Этот факт должен уберечь нас от отношения к Соборованию (да и к любому Таинству вообще), как к некой магии: Господь силен исцелить любой недуг, но подвиг веры человека тоже необходим в этом чуде. В этом соработничество человеческой воли с волей Божественной.

Кто же может приступить к Таинству Соборования? Только ли тяжело больной человек? На сей счет существуют разные мнения, но совершенно очевидно, что речь в послании апостола Иакова идет как о недугах телесных, так и недугах душевных – о грехах, которые зачастую являются причиной многих физических болезней.

Так говорит и прп. Антоний Оптинский: «Соборование святым елеем имеет благодатную силу врачевать не одни только телесные болезни, но и душевные недугования, а также дарует оставление грехов, вовсе забытых нами. А как недуги душевные нередко гнездятся в весьма здоровом человеке и румяном по наружности, то не должно не радеть и о душе своей как о вещи бессмертной, которая не только честнее тела, но и дороже всего видимого в мире».

Так или иначе, мы знаем, что для исцеления от грехов христианам в первую очередь предназначается Таинство Исповеди, где человек сознательно в присутствии священника кается в своих прегрешениях. В этом, кстати, тоже мы видим соработничество Бога и человека. Таинство же Елеосвящения призвано, прежде всего, именно исцелить болезнь, и неправильно было бы прийти на Соборование с целью исцелиться от грехов, минуя исповедь. Речь же в послании апостола, как мы знаем из множества толкований, идет о грехах забытых – о которых человек вспомнить не может (а не тех, о которых не хочет помнить). Да, наша память иногда дает сбои, и мы можем забыть грехи, которые следовало бы исповедовать и которые, в свою очередь, могут стать причиной наших недугов. Стоит ли еще говорить в этом свете о том, как важно для нас Таинство Соборования?

Однако болезни могут быть разными. К примеру, тяжелое уныние – не повод ли собороваться? Ведь в таком случае человек как бы говорит Богу: «Я унываю, помоги, Господи – исцели душу мою!» И если с верою такая молитва возносится, то неужели Господь не исцелит такой душевный недуг? Писание говорит нам, что исцелит. И именно для подобных случаев, когда болезнь, казалось бы, не столь уж и тяжкая, чтобы звать домой священника, установилась благочестивая традиция: в дни многодневных постов всем желающих христианам прибегать к благодати Таинства Соборования.

Как писал православный писатель XIX века Евгений Поселянин: «Имейте в виду, нигде не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью. Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, – я могу прибегать к соборованию. Но и в телесной болезни человеку необходимо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который есть орудие Божественного Промысла».

Стоит только отметить, что перед Соборованием желательно исповедаться, а сразу после совершения Таинства на ближайшей Божественной литургии – причаститься.

По материалу https://www.raifa.ru/

Фото М. Курякиной

Приходские храмы / Храм свв. царственных страстотерпцев
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

По материалу https://www.raifa.ru/, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.