Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Соборование в храме Сошествия Святого Духа

22 марта 2023 года

Во время Великого поста в приходских храмах Сарова проводится одно из семи великих Таинств Церкви – Соборование или Елеосвящение. В конце марта Соборование состоится: в храме Иова Многострадального — 22 марта (ср.) в 17.00, в храмах Всех Святых и вмч. Пантелеимона — 26 марта (вс.) в 16.00, в Царском храме — 28 марта (вт.) в 17.30.

На фото можно увидеть, как прошло Соборование 21 марта в храме Сошествия Святого Духа на Ближней пустынке прп. Серафима Саровского. Таинство совершили протоиереи Александр Сухоткин и Владимир Кузнецов. В нем приняли участие более 70-ти прихожан.

Сотрудникам храмов, которые трудятся за свещным ящиком, часто приходится отвечать на вопросы, что такое Соборование, и для чего оно нужно. Попробуем разъяснить.

Первое упоминание о Соборовании мы находим в тексте Священного Писания, а именно – в послании св. апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5. 14-15).

В этих словах апостола мы видим всю суть Таинства, призванного исцелять как душевные, так и телесные недуги. Но особым условием действенности Соборования, как видим, является вера – «молитва веры исцелит болящего». Так и Господь в дни Своего земного служения, как правило, являл чудеса исцеления лишь там, где находил веру. Этот факт должен уберечь нас от отношения к Соборованию (да и к любому Таинству вообще), как к некой магии: Господь силен исцелить любой недуг, но подвиг веры человека тоже необходим в этом чуде. В этом соработничество человеческой воли с волей Божественной.

Кто же может приступить к Таинству Соборования? Только ли тяжело больной человек? На сей счет существуют разные мнения, но совершенно очевидно, что речь в послании апостола Иакова идет как о недугах телесных, так и недугах душевных – о грехах, которые зачастую являются причиной многих физических болезней.

Так говорит и прп. Антоний Оптинский: «Соборование святым елеем имеет благодатную силу врачевать не одни только телесные болезни, но и душевные недугования, а также дарует оставление грехов, вовсе забытых нами. А как недуги душевные нередко гнездятся в весьма здоровом человеке и румяном по наружности, то не должно не радеть и о душе своей как о вещи бессмертной, которая не только честнее тела, но и дороже всего видимого в мире».

Так или иначе, мы знаем, что для исцеления от грехов христианам в первую очередь предназначается Таинство Исповеди, где человек сознательно в присутствии священника кается в своих прегрешениях. В этом, кстати, тоже мы видим соработничество Бога и человека. Таинство же Елеосвящения призвано, прежде всего, именно исцелить болезнь, и неправильно было бы прийти на Соборование с целью исцелиться от грехов, минуя исповедь. Речь же в послании апостола, как мы знаем из множества толкований, идет о грехах забытых – о которых человек вспомнить не может (а не тех, о которых не хочет помнить). Да, наша память иногда дает сбои, и мы можем забыть грехи, которые следовало бы исповедовать и которые, в свою очередь, могут стать причиной наших недугов. Стоит ли еще говорить в этом свете о том, как важно для нас Таинство Соборования?

Однако болезни могут быть разными. К примеру, тяжелое уныние – не повод ли собороваться? Ведь в таком случае человек как бы говорит Богу: «Я унываю, помоги, Господи – исцели душу мою!» И если с верою такая молитва возносится, то неужели Господь не исцелит такой душевный недуг? Писание говорит нам, что исцелит. И именно для подобных случаев, когда болезнь, казалось бы, не столь уж и тяжкая, чтобы звать домой священника, установилась благочестивая традиция: в дни многодневных постов всем желающих христианам прибегать к благодати Таинства Соборования.

Как писал православный писатель XIX века Евгений Поселянин: «Имейте в виду, нигде не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью. Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, – я могу прибегать к соборованию. Но и в телесной болезни человеку необходимо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который есть орудие Божественного Промысла».

Стоит только отметить, что перед Соборованием желательно исповедаться, а сразу после совершения Таинства на ближайшей Божественной литургии – причаститься.

По материалу https://www.raifa.ru/

Фото М. Курякиной

Приходские храмы / Храм св. Иоанна Предтечи / 20110911-из истории возрождения храма
Таким был храм в 2002 году
Таким был храм в ...
 
Установка крестов в 2004 году
Установка крестов...
 
Наш храм летом
Наш храм летом
осенью
осенью
зимой
зимой
И весной
И весной
Визит Патриарха Алексия II в 2006 году
Визит Патриарха А...
Святейший пьет воду
Святейший пьет во...
Саровчане смотрят чин освящения храма Иоанна Предтечи
Саровчане смотрят...
 
Патриарх Алексий II благословляет строительство храма царственным страстотерпцам
Патриарх Алексий ...
Крестный ход вокруг храма Иоанна Предтечи
Крестный ход вокр...
Владыка Георгий дарит Святейшему макет Саровской колокольни
Владыка Георгий д...
1 2

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

По материалу https://www.raifa.ru/, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.