Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

На пороге любви и счастья. Разговор с молодыми людьми

18 мая 2011 года

14 мая состоялись две оригинальные экскурсии для студентов СарФТИ НИЯУ МИФИ. Две группы, сменяя друг друга, побывали на Ближней пустынке батюшки Серафима и в Саровских пещерах.

В рамках проекта «Связь поколений. Духовное наследие Сарова» (руководитель – О.В. Савченко, к.и.н., доцент) студенты 1 и 3 курсов СарФТИ НИЯУ МИФИ изучают в этом году элективный курс «Введение в теологию. Духовно-нравственные ценности отечественной культуры», знакомящий молодых людей с духовным наследием Православия на саровской земле и включающий в себя изучение культурного наследия атомного проекта №1 и разговор о ценностях, важных для будущих работников атомной отрасли. В рамках этого курса Православное творческое объединение «МiР» представило студентам свой проект «Онегин, Пушкин, Мотовилов… В поисках смысла».

14 марта студенты посмотрели фильм «Тайна Болдинской осени» (режиссер – Сергей Трусов). 21 марта прошла вторая часть проекта – спектакль «Евгений Онегин, глава 8» (реж. – И.М. Семенчук, актеры – Р.В.Сванидзе, Т. Мальгина). Спектакль был сыгран в Доме ученых, где для этого был бесплатно предоставлен зал – благодарность директору Алевтине Афанасьевне Ронжиной. А 14 мая состоялась завершающая встреча студентов с авторами проекта И.М. Семенчук и Р.В. Сванидзе на Ближней пустынке возле храма Сошествия Святого Духа.

Именно здесь в 19-м веке батюшка Серафим принимал тысячи людей. На этом месте состоялся знаменитый разговор преподобного с молодым помещиком Николаем Александровичем Мотовиловым о смысле жизни христианской, во время которого по молитве батюшки Серафима на собеседников сошел Дух Святой. Тут могла состояться и  встреча Александра Сергеевича Пушкина с батюшкой Серафимом. Но не только временные и пространственные совпадения связывают великого поэта Александра Пушкина и героя его поэмы Евгения Онегина, помещика Николая Мотовилова и святого русской земли преподобного Серафима Саровского.

Поиск смысла жизни и обретение его в высшем идеале, в высокой любви, в стяжании Духа Святого стал центральной темой разговора с молодыми людьми. Высшая Любовь, ради которой Татьяна отказывает Онегину… в любви. Смысл, который Онегин постоянно ищет, не находит ни в каких земных радостях и занятиях, и видит, хотя и не сразу, в цельной натуре Татьяны, верной Идеалу. Святой Дух, которым «всяка душа живится» и стяжать который – цель жизни каждого христианина. А что иное мы сможем взять с собой, отходя в вечность?… Постепенно, издалека Роман Валерьевич и Ирина Михайловна подводили студентов к дорогим для себя выводам, которые им самим дались далеко не сразу и не вдруг, к которым они шли годами поиска.

Разговор возле храма и внутри него становился все более глубоким.  Студенты, а в первой группе большинство составляли юноши, не были многословны. Но выражение лиц становилось все более задумчивым, взгляды – отрешенными от внешнего, погруженными в себя. Наверное, каждый примерял услышанное к своей жизни.

Поэтому, завершая разговор, Роман Валерьевич сказал так:

– Все мы в какие-то периоды нашей жизни задаем себе вопрос, зачем мы сюда явились и куда уйдем? То, что мы вам рассказали, – не просто ответ на такой вопрос. Это ответ-процесс. Он становится ответом, когда человек сам пытается его понять и осознать. Когда он человеку нужен, когда он задается этим вопросом. В противном случае ответ для него – пустой звук.  Когда у вас очередной раз возникнет такой вопрос, знайте, что есть и такой ответ, вернее, попытайтесь этот ответ присвоить себе.

-----------------------------------------------

Второй разговор состоялся в саровском подземелье – в храме, который не высоко на горе, как они часто строились, а глубоко в горе. Краткую экскурсию для студентов, большая часть которых здесь еще ни разу не были, провел иерей Сергий Скузоваткин. Он очень образно раскрывал тему беседы, которая, по большому счету, была та же – о приоритете внутреннего духовного мира человека над внешним.

Понять, как в сыром и холодном подземелье могли жить монахи, можно только отвечая на вопрос, зачем они уходили под землю.

И прежде чем войти в подземный ход о.Сергий предложил поговорить о счастье. Счастья желает себе любой человек, особенно в молодости. Но как он понимает это счастье? К правильной ли цели он стремится? О.Сергий спросил, почему счастлив ребенок и чем он отличается от взрослых?

– Он умеет находить счастье во всем… Не задумывается ни о чем… Ему всего хватает… – такие последовали ответы. Батюшка не отверг ни одни из них, но углубил понимание. По его мнению (и опыту многодетного отца) ребенок умеет, если он осознал, что поступил неправильно, признать это и потом старается поступать правильно – учится. А это – характер православного человека, который стремится к жизненным урокам. К тому, чтобы каждое событие, приятное или нет, приносило ему пользу.

– Православный человек стремится к людям, которые его могут чему-нибудь научить, даже к таким, которые его ругают. И русские православные подвижники также говорили: «Стремись не к тому, кто тебя хвалит, а к тому, кто тебя ругает». Еще раньше царь Соломон (книга Экклезиаст Библии) говорил: «Обличай премудрых – ибо они возлюбят тебя». Каждый из нас сейчас может вспомнить, умеем ли мы принимать обличения? Наверное, нет. Скорее посчитаем это оскорблением.

Мы с вами находимся в самом древнем месте монастыря. Отсюда он начинался. И по мысли первоначальника Иоанна, именно вглубь земли должен уходить монастырь. Потому что человек, который занимается внешним, внутреннее (более важное) часто даже не постигает, как «сытый голодного не разумеет». Это мы можем и по себе понять. А подвижники, стремясь быть ближе к Богу, становятся ближе и к миру. Недаром еще Достоевский сказал, что человек нравственно ответственен за все, что происходит в мире. Если где-то беда, ты не можешь быть в стороне. Но есть два пути. Первый, когда ты всем бросаешься помогать. Одному поможешь, он скажет «мне мало». Второй, может быть, поблагодарит, а третий, еще и нагрубит…  В результате быстро уйдет привычка стремглав помогать всем. А второй путь – путь православного христианина. По словам прп. Серафима: «Спасайся сам и тысячи спасутся вокруг тебя». Потом что, когда ты сам будешь счастлив, к тебе потянутся люди, чтобы научаться этому счастью.

По словам о.Сергия,  в пещерах монахи искали как раз тот вид счастья, который мы, современные люди, потеряли. Который закрыт от нас разными техническими средствами, социальными  благами, сытостью жизни… Поэтому сегодня нам трудно понять, как вообще здесь в пещерах можно было жить и молиться. 

О.Сергий: – Молитва – это очень углубленное и индивидуальное делание. Только ощущение человека, что он – грешный, может привести к молитве: «Господи, я не достоин, чтобы Ты мне давал. А Ты мне даешь все равно. Прости меня…» Это и есть настоящая молитва, которая ведет ко Кресту Христову.  Каждый из нас носит крест. И когда вы создаете семью, ошибка – думать, что мы живем ради себя или только ради друг друга. Ошибка решать и планировать, когда мы производим душу живую на свет, одной ей быть или дать родиться второй. Это видимость счастья. Это мираж. Познать истину – углубиться в себя. Так же, как углубиться в землю. Земля – прообраз нас самих, таких грязных, а снаружи красивых.

В подземелье о.Сергий провел студентов в храм во имя святых Феодосия и Антония Киево-Печерских чудотворцев, познакомил их со структурой храма, рассказал о святых, изображенных на иконах, показал кельи подвижников, ответил на все вопросы.

Так какого же счастья искать человеку? Что есть истинная любовь? В чем смысл бытия? Если эти вопросы затеплились (или возгорелись) в душе молодых участников экскурсий, значит, все было не зря. Процесс пошел. А это главное. Будет и ответ.

Кафедра теологии / 2012.20.09 Конференция Православное лето-2012
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 2

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото А.Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.