Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Главное – решимость, а помощь свыше обязательно придет

25 марта 2011 года

24 марта в общеобразовательной школе №7 завершился семинар для педагогов по программе «Социокультурные истоки». Его провела Елена Смирнова, директор учебного центра «Истоки» (г. Вологда), приехавшая в Саров по приглашению Саровского благочиния.

К концу семинарских занятий слушатели курсов и их преподаватель уже сроднились, почувствовали некое духовное единение, доверие и теплоту по отношению друг к другу. И как показала заключительная беседа, практически у всех педагогов появилось желание применить полученные знания на деле. На семинаре занимались и воспитатели детских садов, и музыкальные работники, и учителя начальной школы. У каждого нашлось доброе слово в отношении программы «Истоки», потому что в ней они почувствовали родное, вечное – то самое лучшее в системе воспитания, что когда-то было вложено в них самих, что им близко и дорого.

 Однако многие не представляет себе, каким образом изменить ситуацию так, чтобы преподавание курса «Истоки» в школе и занятия по нему в детских садах стали реальностью. Одно дело применять элементы полученных знаний, и совсем другое – вести детей из года в год по этому курсу прекрасно - проработанному, обеспеченному учебниками, тетрадями для учеников, методическими пособиями.

Но предоставим слово самим педагогам. Когда по завершению занятий все сели в один общий круг, каждый из них имел возможность высказаться, ответить на вопросы «Что для меня курс «Истоки» и как я себя в нем вижу?».

- Программа «Истоки» мне очень близка. Я работаю учителем музыки, и всегда любила заниматься с детьми по программе «Народоведение», включающую в себя сказки, стихи и потешки. Поэтому я за программу «Истоки» обеими руками!

- Мне также очень близок курс «Истоки», поскольку я учитель литературы.  У «Истоков» очень богатое содержание, которое обязательно надо использовать…

- В следующем учебном году мне предстоит набирать первый класс. И думаю, что с первого класса я и начну преподавать этот курс.

- Я веду «Истоки» в школе №, но по-настоящему смогла его прочувствовать именно здесь, благодаря занятиям в эти три дня. Самостоятельно так подготовиться сложно. Для меня программа «Истоки» - очень широкая, всеобъемлющая, так как включает в себя многие предметы, знания и, прежде всего, нравственное воспитание. Буду и дальше осваивать этот курс и вести его для детей.

- Лет двенадцать назад я интуитивно пришла к чему-то подобному. Поэтому в самый первый день занятий я особенно радовалась, ведь до сих пор я барахталась самостоятельно, не зная, что уже есть проработанный курс. Но сама себя я в «Истоках» пока не вижу. Думаю, что, скорее всего, буду применять полученные знания в воспитательной работе.

- Меня тоже заинтересовало использование элементов курса в воспитательной работе. А вот решиться вести такие уроки сразу трудно - надо крепко подумать. Но включить «Истоки» в воспитательную работу, безусловно, надо!

- Работаю в детском садике с самыми младшими детьми. Мне очень понравилась мудрая система   курса «Истоки». Настолько большой объем нравственных понятий! Большое поле деятельности открывается! Хотелось бы, чтобы все это послушали заведующие детских садов, родители. Я теперь думаю, что мне рассказать своим коллегам.  Просто раскрываются новые горизонты в нравственном общении с малышами! Это бесценно. Я теперь даже со своими внуками буду беседовать иначе. Курс может улучшить общение, указать нравственную дорожку молодежи. Спасибо!

- Для меня курс «Истоки» - не отдельный предмет, а духовно-нравственный инструмент, методика,  технология для работы с ребятами на каждом уроке, когда мы беседуем на нравственные темы. Курс «Истоки» подсказывает, как это можно сделать. Как я себя вижу в «Истоках»? Я задумывалась об этом. Мне кажется, чтобы вести этот предмет, надо и самому быть очень высоконравственным человеком. Поэтому надо сначала работать над собой, а потом продолжать работать с детьми, чтобы вести их за собой.

Тут Елена Ярославовна вступила в диалог, заметив, что такая  работа – над собой и с детьми – должна идти параллельно, поскольку времени для разбега может не быть. А если работать параллельно, то идет общее духовно-нравственное возрастание учителя вместе с учениками.

- Для меня «Истоки» - это, прежде всего, помощь в воспитательной работе. Потому что мы на каждом уроке стараемся воспитывать. Сами мы росли в другое время. Ценности тогда в нас были заложены, только были другие институты – октябрята, пионеры, комсомольцы… Трудно из того времени перейти в новую эпоху. И все же для нравственного воспитания очень важно и полезно, когда мы обращаемся к своим корням, когда задумываемся о том, что было в прошлом, и изучаем опыт, накопленный предками. В программе «Истоки» надо себя переосмыслить и тогда она пойдет.

- Программа «Истоки» для меня новая, хотя я много хорошего слышала про нее от своих коллег. И вот в эти три дня я мысленно примеряла ее компоненты на своих учеников. А на будущий год у меня будет новый класс,  и я обязательно буду использовать «Истоки» в воспитательной программе, а также в различных уроках. Очень мне понравились активные формы работы, например, сегодняшний «ресурсный круг». Я очень благодарная за новую информацию и за то, что я здесь оказалась.

- Духовно-нравственное воспитание меня всегда очень волновало и полученные за три дня знания по курсу «Истоки» я беру в воспитательную работу. А на уроках буду использовать всю предметную линейку этой программы. Очень благодарна за этот семинар, даже не замечала, как пролетает время!

- Общаясь с родителями, часто наблюдаешь, что в современных семьях превалируют не духовные ценности, а материальные - зарабатывание денег. Это всегда очень тревожит. И даже занимаясь музыкальным воспитанием, чувствуешь, что глубины нет.  А при ознакомлении с программой «Истоки» я почувствовала, какая в ней душевная глубина!. Мне всегда было обидно за русский народ из-за того, что мы перестали поддерживать  свои корни, а здесь есть основа именно этого. Большое вам спасибо! Если мне не придется работать по «Истокам», я постараюсь внести в свою работу хотя бы ее элементы.

- Я работаю с маленькими детьми ясельного возраста. Уже с самого первого дня я почувствовала, что «Истоки» – мое! Потом что я люблю добро, уважение друг ко другу. Очень много для себя взяла.

Более половины педагогов высказали свои мнения, как видим положительные, даже восторженные. И вот один из педагогов решился высказать сомнения о возможности преподавания этого курса, которые, наверняка, у многих были в душе.

- Изначально я была положительно настроена по отношению к этой программе, поскольку много о ней слышала хорошего. И несмотря на то, что мне все очень понравилось, все мне очень близко и хотелось бы применить в жизни, вопросов на данном этапе гораздо больше, чем ответов. Причем таких вопросов, на которые я и мои коллеги сами ответить не можем.  Вижу ли я «Истоки» в школе? Да, конечно, но, наверное, не сейчас. Должно пройти время и не для нас оно должно пройти, а для тех, кто принимает решения, для руководителей. Есть обстоятельства, не зависящие от рядового педагога. Безусловно, все, что мы здесь услышали, большинство из нас попытается использовать в той или иной степени.

- Елена Ярославовна, вы очень интересно рассказываете. Я историк, но узнала на семинаре много нового именно по истории… А теперь ложечка дегтя. Хочу сказать как администратор (и присоединюсь к предыдущей выступавшей - мы из одной школы), что мы с радостью взяли бы в нашей школе этот курс, потому что он нам очень близок.  Но будут материальные проблемы (если школа не закупит централизованно всю линейку учебников и тетрадей), будут и проблемы с родителями, не говоря уже об учителях – их надо тщательно отбирать для преподавания этого курса.

Елена Ярославовна ответила на это, что родители не могут быть препятствием курсу «Истоки». Опыт показывает, что там, где учителя знакомят родителей с содержимым учебников, все с радостью соглашаются на этот курс, становятся союзниками его введения… А вообще надо для себя решить, каким путем в этой жизни идти. И решиться сделать самый первый шаг… Делать это или не делать, открывать ли эту заветную дверь? Если да, то надо искать пути открыть ее, пока еще для нас закрытую.

- Шла на этот семинар, скорее, из любопытства. Но в итоге могу сказать, что я принимаю всю эту программу для себя. Однако мы все здесь – подневольные люди. И как наша администрация – городская и школьная – захочет, так и будет. И у нас не будет ни книжек по этому курсу, ни тетрадок, ни часов нам не дадут. А после того, что мы увидели у вас на стенде (линейку учебников и тетрадей для занятий), мы понимаем, что без этого преподавать «Истоки» нельзя, учитель будет как без рук. Поэтому для меня преподавание «Истоков» в нашей школе – пока под вопросом.

- Наверное, я здесь самый счастливый педагог. Я благодарю Господа за эту встречу. Потому что я работаю воспитателем в Саровской православной гимназии и все это настолько близко мне и знакомо! Мы живем по этой программе, даже не зная, что она существует.

- Я музыкальный работник, работаю с детками до трех лет. Как я себя вижу в этой программе? Может быть, что-то буду использовать. Для меня некоторые вещи достаточно близкие, знакомые, другие моменты – спорные, с чем-то я не согласна.

- Формы и приемы работы по программе «Истоки» приемлемы и для других занятий. Я считаю,  что эту программу можно соединить с программой по краеведению или программой по курсу «Нижегородская сторона».

- Очень рада, что попала на этот семинар. Было очень интересно. Узнала много нового. Возможно, что-то изменится даже и в моей личной жизни, в отношении к детям, к мужу, к сотрудникам на работе.

- Для меня программа «Истоки» представляет интерес не только как для педагога, но и как для человека –  для мамы, для жены. У меня подрастает сын, не за горами переходный возраст. И чтобы это прошло мягче, мы попытаемся вместе с ним поработать, почитать рекомендованную «Истоками» литературу, чтобы сформировать у него правильное отношение к жизни.

- Еще раз убеждаюсь в том, что учитель появляется тогда, когда ученик готов. Курс «Истоки» мне очень близок, это развитие новых отношений, рождение новых поступков. Я рада, что попала  туда, куда давно хотелось.

В завершение выступил клирик прихода Всех Святых иерей Александр Брюховец. Он четко сформулировал проблему и поставил перед педагогами задачу – работу над внедрением курса «Истоки» надо начать с себя, со своего рабочего места. И не медлить, иначе может быть поздно .

 – «Истоки» курс совершенно светский, социокультурный, он «загрифован» Министерством образования. За эти три дня с Еленой Ярославовной мы побывали у заместителя главы администрации по социальным вопросам И.Л.Кочанкова, у директора департамента образования С.И.Лобанова, состоялась встреча с директорами школ. И из всего этого нашего общения мы увидели, что люди на всех уровнях пеняют друг на друга. Департамент говорит: у нас нет заявки от родителей, не будем же мы навязывать сверху этот курс? Директора школ говорят: а кто у нас будет преподавать? А для родителей  разместим на сайте информацию… Но кто из них будет это читать? Кто из них сделает выбор? Наше время и та ситуация, в которой мы находимся, требуют от нас не плыть по течению – «как все», «как скажет начальство». Сколько в русской истории было таких моментов, когда по течению плыть было уже нельзя.  И сегодня пришло время для проявления гражданской позиции. Не хочу умалять работу департамента образования и управления дошкольного образования. Работа большая ведется, и учителей-подвижников много, и воспитателей. Но тучи мрачные  все более сгущаются. Это касается семьи, детей, разводов, демографии… Мы много работаем, мы все бьемся и бьемся, а ситуация не меняется в лучшую сторону.  Ученые в таких случаях говорят, надо искать системную ошибку. А курс «Истоки» – один из прорывов в этом мрачном мире. Это  луч света, за которым мы все можем пойти. И от нас зависит,  можем мы изменить ситуацию – в своей семье, в своей школе, в своем классе – или не сможем. Это время гражданского выбора каждого из нас.

Что касается административных препонов, то Саровское благочиние (Церковь) окажет всяческое содействие тем, кто захочет внедрить этот курс в своем учреждении. Кстати, Татьяна Ивановна Белова, директор школы №1, преподает «Истоки» уже несколько лет.  Какие к ней претензии от руководства? Никаких! Она сегодня выступала на совещании директоров и поддерживала идею внедрения этого курса. Департамент образования? Не думаю, что кто-то там будет вставлять палки в колеса. С директорами мы сейчас работаем в направлении заключения договоров о сотрудничестве.  Со многими находим контакт и понимание. Но нельзя все сделать сверху – должна быть некая критическая масса единомышленников, подвижников, которые начнут с себя. Поэтому у меня есть пожелание, что бы вот этот наш круг стал плотнее, чтобы мы все чувствовали поддержку друг друга. А с другой стороны, – шире, чтобы к нему присоединялись ваши коллеги.

В заключение о.Александр от имени всех участников семинара высказал огромную благодарность Елене Ярославовне Смирновой, а  педагогипреподнесли ей в подарок книгу о Сарове. После этого участники семинара получили документ о том, что они прослушали курс. елена Ярославовна еще раз пожелала всем решимости, сказав, что помщь свыше всегда приходит к тому, кто идет по пути света. Долго не хотели расходиться, многие высказывали надежду на приезды Елены Ярославовны в будущем. Некоторые подходили и к о.Александру за советом, как действовать, с чего начать, чтобы курс развития в детях нравсвенных начал "Истоки" стал реальностью нашей жизни.

Взаимодействие. Церковь и мир / 2013 год - все события / 2013_Серафимовские детские чтения - Персоны
Иерей Александр Брюховец
Иерей Александр Б...
Беляева
Беляева
М.Г.Васляева
М.Г.Васляева
иерей Евгений
иерей Евгений
Протоиерей Евгений Худин
Протоиерей Евгени...
Игумен Никон (Ивашков)
Игумен Никон (Ива...
Е.Рогожникова
Е.Рогожникова
Е.Г.Рогожникова
Е.Г.Рогожникова
О.В.Савченко
О.В.Савченко
Н.В.Суздальцева
Н.В.Суздальцева
М.А.Федоровская с учениками
М.А.Федоровская с...

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото - Анны Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.