Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Главное – решимость, а помощь свыше обязательно придет

25 марта 2011 года

24 марта в общеобразовательной школе №7 завершился семинар для педагогов по программе «Социокультурные истоки». Его провела Елена Смирнова, директор учебного центра «Истоки» (г. Вологда), приехавшая в Саров по приглашению Саровского благочиния.

К концу семинарских занятий слушатели курсов и их преподаватель уже сроднились, почувствовали некое духовное единение, доверие и теплоту по отношению друг к другу. И как показала заключительная беседа, практически у всех педагогов появилось желание применить полученные знания на деле. На семинаре занимались и воспитатели детских садов, и музыкальные работники, и учителя начальной школы. У каждого нашлось доброе слово в отношении программы «Истоки», потому что в ней они почувствовали родное, вечное – то самое лучшее в системе воспитания, что когда-то было вложено в них самих, что им близко и дорого.

 Однако многие не представляет себе, каким образом изменить ситуацию так, чтобы преподавание курса «Истоки» в школе и занятия по нему в детских садах стали реальностью. Одно дело применять элементы полученных знаний, и совсем другое – вести детей из года в год по этому курсу прекрасно - проработанному, обеспеченному учебниками, тетрадями для учеников, методическими пособиями.

Но предоставим слово самим педагогам. Когда по завершению занятий все сели в один общий круг, каждый из них имел возможность высказаться, ответить на вопросы «Что для меня курс «Истоки» и как я себя в нем вижу?».

- Программа «Истоки» мне очень близка. Я работаю учителем музыки, и всегда любила заниматься с детьми по программе «Народоведение», включающую в себя сказки, стихи и потешки. Поэтому я за программу «Истоки» обеими руками!

- Мне также очень близок курс «Истоки», поскольку я учитель литературы.  У «Истоков» очень богатое содержание, которое обязательно надо использовать…

- В следующем учебном году мне предстоит набирать первый класс. И думаю, что с первого класса я и начну преподавать этот курс.

- Я веду «Истоки» в школе №, но по-настоящему смогла его прочувствовать именно здесь, благодаря занятиям в эти три дня. Самостоятельно так подготовиться сложно. Для меня программа «Истоки» - очень широкая, всеобъемлющая, так как включает в себя многие предметы, знания и, прежде всего, нравственное воспитание. Буду и дальше осваивать этот курс и вести его для детей.

- Лет двенадцать назад я интуитивно пришла к чему-то подобному. Поэтому в самый первый день занятий я особенно радовалась, ведь до сих пор я барахталась самостоятельно, не зная, что уже есть проработанный курс. Но сама себя я в «Истоках» пока не вижу. Думаю, что, скорее всего, буду применять полученные знания в воспитательной работе.

- Меня тоже заинтересовало использование элементов курса в воспитательной работе. А вот решиться вести такие уроки сразу трудно - надо крепко подумать. Но включить «Истоки» в воспитательную работу, безусловно, надо!

- Работаю в детском садике с самыми младшими детьми. Мне очень понравилась мудрая система   курса «Истоки». Настолько большой объем нравственных понятий! Большое поле деятельности открывается! Хотелось бы, чтобы все это послушали заведующие детских садов, родители. Я теперь думаю, что мне рассказать своим коллегам.  Просто раскрываются новые горизонты в нравственном общении с малышами! Это бесценно. Я теперь даже со своими внуками буду беседовать иначе. Курс может улучшить общение, указать нравственную дорожку молодежи. Спасибо!

- Для меня курс «Истоки» - не отдельный предмет, а духовно-нравственный инструмент, методика,  технология для работы с ребятами на каждом уроке, когда мы беседуем на нравственные темы. Курс «Истоки» подсказывает, как это можно сделать. Как я себя вижу в «Истоках»? Я задумывалась об этом. Мне кажется, чтобы вести этот предмет, надо и самому быть очень высоконравственным человеком. Поэтому надо сначала работать над собой, а потом продолжать работать с детьми, чтобы вести их за собой.

Тут Елена Ярославовна вступила в диалог, заметив, что такая  работа – над собой и с детьми – должна идти параллельно, поскольку времени для разбега может не быть. А если работать параллельно, то идет общее духовно-нравственное возрастание учителя вместе с учениками.

- Для меня «Истоки» - это, прежде всего, помощь в воспитательной работе. Потому что мы на каждом уроке стараемся воспитывать. Сами мы росли в другое время. Ценности тогда в нас были заложены, только были другие институты – октябрята, пионеры, комсомольцы… Трудно из того времени перейти в новую эпоху. И все же для нравственного воспитания очень важно и полезно, когда мы обращаемся к своим корням, когда задумываемся о том, что было в прошлом, и изучаем опыт, накопленный предками. В программе «Истоки» надо себя переосмыслить и тогда она пойдет.

- Программа «Истоки» для меня новая, хотя я много хорошего слышала про нее от своих коллег. И вот в эти три дня я мысленно примеряла ее компоненты на своих учеников. А на будущий год у меня будет новый класс,  и я обязательно буду использовать «Истоки» в воспитательной программе, а также в различных уроках. Очень мне понравились активные формы работы, например, сегодняшний «ресурсный круг». Я очень благодарная за новую информацию и за то, что я здесь оказалась.

- Духовно-нравственное воспитание меня всегда очень волновало и полученные за три дня знания по курсу «Истоки» я беру в воспитательную работу. А на уроках буду использовать всю предметную линейку этой программы. Очень благодарна за этот семинар, даже не замечала, как пролетает время!

- Общаясь с родителями, часто наблюдаешь, что в современных семьях превалируют не духовные ценности, а материальные - зарабатывание денег. Это всегда очень тревожит. И даже занимаясь музыкальным воспитанием, чувствуешь, что глубины нет.  А при ознакомлении с программой «Истоки» я почувствовала, какая в ней душевная глубина!. Мне всегда было обидно за русский народ из-за того, что мы перестали поддерживать  свои корни, а здесь есть основа именно этого. Большое вам спасибо! Если мне не придется работать по «Истокам», я постараюсь внести в свою работу хотя бы ее элементы.

- Я работаю с маленькими детьми ясельного возраста. Уже с самого первого дня я почувствовала, что «Истоки» – мое! Потом что я люблю добро, уважение друг ко другу. Очень много для себя взяла.

Более половины педагогов высказали свои мнения, как видим положительные, даже восторженные. И вот один из педагогов решился высказать сомнения о возможности преподавания этого курса, которые, наверняка, у многих были в душе.

- Изначально я была положительно настроена по отношению к этой программе, поскольку много о ней слышала хорошего. И несмотря на то, что мне все очень понравилось, все мне очень близко и хотелось бы применить в жизни, вопросов на данном этапе гораздо больше, чем ответов. Причем таких вопросов, на которые я и мои коллеги сами ответить не можем.  Вижу ли я «Истоки» в школе? Да, конечно, но, наверное, не сейчас. Должно пройти время и не для нас оно должно пройти, а для тех, кто принимает решения, для руководителей. Есть обстоятельства, не зависящие от рядового педагога. Безусловно, все, что мы здесь услышали, большинство из нас попытается использовать в той или иной степени.

- Елена Ярославовна, вы очень интересно рассказываете. Я историк, но узнала на семинаре много нового именно по истории… А теперь ложечка дегтя. Хочу сказать как администратор (и присоединюсь к предыдущей выступавшей - мы из одной школы), что мы с радостью взяли бы в нашей школе этот курс, потому что он нам очень близок.  Но будут материальные проблемы (если школа не закупит централизованно всю линейку учебников и тетрадей), будут и проблемы с родителями, не говоря уже об учителях – их надо тщательно отбирать для преподавания этого курса.

Елена Ярославовна ответила на это, что родители не могут быть препятствием курсу «Истоки». Опыт показывает, что там, где учителя знакомят родителей с содержимым учебников, все с радостью соглашаются на этот курс, становятся союзниками его введения… А вообще надо для себя решить, каким путем в этой жизни идти. И решиться сделать самый первый шаг… Делать это или не делать, открывать ли эту заветную дверь? Если да, то надо искать пути открыть ее, пока еще для нас закрытую.

- Шла на этот семинар, скорее, из любопытства. Но в итоге могу сказать, что я принимаю всю эту программу для себя. Однако мы все здесь – подневольные люди. И как наша администрация – городская и школьная – захочет, так и будет. И у нас не будет ни книжек по этому курсу, ни тетрадок, ни часов нам не дадут. А после того, что мы увидели у вас на стенде (линейку учебников и тетрадей для занятий), мы понимаем, что без этого преподавать «Истоки» нельзя, учитель будет как без рук. Поэтому для меня преподавание «Истоков» в нашей школе – пока под вопросом.

- Наверное, я здесь самый счастливый педагог. Я благодарю Господа за эту встречу. Потому что я работаю воспитателем в Саровской православной гимназии и все это настолько близко мне и знакомо! Мы живем по этой программе, даже не зная, что она существует.

- Я музыкальный работник, работаю с детками до трех лет. Как я себя вижу в этой программе? Может быть, что-то буду использовать. Для меня некоторые вещи достаточно близкие, знакомые, другие моменты – спорные, с чем-то я не согласна.

- Формы и приемы работы по программе «Истоки» приемлемы и для других занятий. Я считаю,  что эту программу можно соединить с программой по краеведению или программой по курсу «Нижегородская сторона».

- Очень рада, что попала на этот семинар. Было очень интересно. Узнала много нового. Возможно, что-то изменится даже и в моей личной жизни, в отношении к детям, к мужу, к сотрудникам на работе.

- Для меня программа «Истоки» представляет интерес не только как для педагога, но и как для человека –  для мамы, для жены. У меня подрастает сын, не за горами переходный возраст. И чтобы это прошло мягче, мы попытаемся вместе с ним поработать, почитать рекомендованную «Истоками» литературу, чтобы сформировать у него правильное отношение к жизни.

- Еще раз убеждаюсь в том, что учитель появляется тогда, когда ученик готов. Курс «Истоки» мне очень близок, это развитие новых отношений, рождение новых поступков. Я рада, что попала  туда, куда давно хотелось.

В завершение выступил клирик прихода Всех Святых иерей Александр Брюховец. Он четко сформулировал проблему и поставил перед педагогами задачу – работу над внедрением курса «Истоки» надо начать с себя, со своего рабочего места. И не медлить, иначе может быть поздно .

 – «Истоки» курс совершенно светский, социокультурный, он «загрифован» Министерством образования. За эти три дня с Еленой Ярославовной мы побывали у заместителя главы администрации по социальным вопросам И.Л.Кочанкова, у директора департамента образования С.И.Лобанова, состоялась встреча с директорами школ. И из всего этого нашего общения мы увидели, что люди на всех уровнях пеняют друг на друга. Департамент говорит: у нас нет заявки от родителей, не будем же мы навязывать сверху этот курс? Директора школ говорят: а кто у нас будет преподавать? А для родителей  разместим на сайте информацию… Но кто из них будет это читать? Кто из них сделает выбор? Наше время и та ситуация, в которой мы находимся, требуют от нас не плыть по течению – «как все», «как скажет начальство». Сколько в русской истории было таких моментов, когда по течению плыть было уже нельзя.  И сегодня пришло время для проявления гражданской позиции. Не хочу умалять работу департамента образования и управления дошкольного образования. Работа большая ведется, и учителей-подвижников много, и воспитателей. Но тучи мрачные  все более сгущаются. Это касается семьи, детей, разводов, демографии… Мы много работаем, мы все бьемся и бьемся, а ситуация не меняется в лучшую сторону.  Ученые в таких случаях говорят, надо искать системную ошибку. А курс «Истоки» – один из прорывов в этом мрачном мире. Это  луч света, за которым мы все можем пойти. И от нас зависит,  можем мы изменить ситуацию – в своей семье, в своей школе, в своем классе – или не сможем. Это время гражданского выбора каждого из нас.

Что касается административных препонов, то Саровское благочиние (Церковь) окажет всяческое содействие тем, кто захочет внедрить этот курс в своем учреждении. Кстати, Татьяна Ивановна Белова, директор школы №1, преподает «Истоки» уже несколько лет.  Какие к ней претензии от руководства? Никаких! Она сегодня выступала на совещании директоров и поддерживала идею внедрения этого курса. Департамент образования? Не думаю, что кто-то там будет вставлять палки в колеса. С директорами мы сейчас работаем в направлении заключения договоров о сотрудничестве.  Со многими находим контакт и понимание. Но нельзя все сделать сверху – должна быть некая критическая масса единомышленников, подвижников, которые начнут с себя. Поэтому у меня есть пожелание, что бы вот этот наш круг стал плотнее, чтобы мы все чувствовали поддержку друг друга. А с другой стороны, – шире, чтобы к нему присоединялись ваши коллеги.

В заключение о.Александр от имени всех участников семинара высказал огромную благодарность Елене Ярославовне Смирновой, а  педагогипреподнесли ей в подарок книгу о Сарове. После этого участники семинара получили документ о том, что они прослушали курс. елена Ярославовна еще раз пожелала всем решимости, сказав, что помщь свыше всегда приходит к тому, кто идет по пути света. Долго не хотели расходиться, многие высказывали надежду на приезды Елены Ярославовны в будущем. Некоторые подходили и к о.Александру за советом, как действовать, с чего начать, чтобы курс развития в детях нравсвенных начал "Истоки" стал реальностью нашей жизни.

Взаимодействие. Церковь и мир / 20131115-классные руководители в 1 школе
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото - Анны Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.