Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

К святыням Северной Фиваиды

15 декабря 2021 года

Саровские прихожане и учащиеся православной гимназии 11-12 декабря совершили паломническо-просветительскую поездку в Вологодскую область. Ее организовал помощник благочинного Саровского округа по культуре протоиерей Александр Сухоткин.

Татьяна Косолапова, мама ученика гимназии:

— Автобусный тур по самой большой области Европейской части России начался с посещения ее столицы — Вологды. Она встретила нас морозом и солнцем. Сказочная зимняя природа, заснеженные узкие переулки старой части города, сверкающие на солнце купола многочисленных церквей, старинные здания и резные деревянные строения никого не оставили равнодушными. Из рассказа нашего гида Ларисы Мальцевой мы узнали, что каждая улица хранит богатейшую историю. Город появился еще в XII веке и буквально пропитан стариной.

У памятника в честь 800-летия Вологды на Ленивой площадке нам рассказали о приходе монаха Герасима на реку Вологду и основании им Троицкого монастыря. Официальный год основания Вологды 1147, а первый вологодский святой — прп. Герасим Чудотворец, основатель Вологды и ее небесный покровитель. На месте погребения св. Герасима сейчас стоит храм-часовня. У надгробья прп. Герасима мы всей экскурсионной группой прочитали молитву и приложились к раке чудотворца. Посетили храм в честь св. прав. Лазаря Четверодневного, где священник специально для нас совершил молебен и вынес для поклонения святыню — частицу мощей прп. Феодосия Тотемского. Вблизи Лазаревского храма, на Горбачевском кладбище мы посетили место погребения местночтимого святого — прав. Александра Вологодского (Александра Николаевича Баданина; 1846—1913).

В каждом переулке и улице исторической части города мы любовались памятниками деревянного зодчества. Калитки домов, наличники окон, двери, балконы и скаты крыш украшены «деревянным кружевом». Носы мерзнут, ноги пританцовывают, смартфоны и фотоаппараты в руках быстро делают кадры и «ныряют» в теплые карманы, а в голове крутятся строчки из популярной песни «…в Вологде-где-где, в доме, где резной палисад…»

Кстати, мы посетили Центр народных художественных промыслов и ремесел, который так и называется — «Резной палисад». А потом отправились в центр города, где находятся Вологодский кремль, Софийский собор, комплекс Архиерейского двора и другие достопримечательности. Мы поклонились раке с мощами свт. Антония Вологодского в Воскресенском кафедральном соборе и узнали об истории местных храмов.

Большое впечатление произвел музей кружева, где можно увидеть кружева различных народов мира, образцы всех видов кружев. Но значительная часть экспозиции музея посвящена знаменитому вологодскому кружеву, это: панно, скатерти, салфетки и предметы одежды.

Кроме прогулки по историческому центру Вологды мы побывали в Спасо-Прилуцком монастыре, основанном прп. Димитрием Прилуцким, учеником прп. Сергия Радонежского. Это один из самых древних и больших монастырей Русского Севера. В его создании участвовал св. блгв. князь Димитрий Донской. Мы осмотрели монастырский комплекс, надвратную Вознесенскую и Введенскую церкви. В подклети Спасского собора под спудом находятся мощи трех святых: прп. Димитрия Прилуцкого, а также благоверных братьев-князей прп. Игнатия Прилуцкого и Димитрия Угличского. Среди святынь монастыря — икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная на Афоне с чудотворного образа X века. Мы подали записки и набрали воды из колодца, который по преданию ископал сам прп. Димитрий.

На второй день поездки мы побывали в двух монастырях. Кирилло-Белозерский мужской монастырь расположен в двух часах езды от областного центра, на берегу Сиверского озера в небольшом городке Кириллов. Монастырь поразил нас своим масштабом, недаром он считается крупнейшим действующим монастырем в Европе. На его территории 11 церквей, несколько музеев, огромная крепостная стена, и все это почти в нетронутом виде со времен Московской Руси. Об этом нам рассказали экскурсоводы Кирилло-Белозерского музея-заповедника, встретившие нас у Казанской башни крепостной стены. В комплекс музея-заповедника входят ансамбли Большого Успенского и Ивановского монастырей («Старый город»), «Нового города» и территория не сохранившейся крепости Острог между ними. Монастырь окружен крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля — Успенский собор. Мы посетили Кирилловскую церковь, помолились у св. мощей основателя монастыря — прп. Кирилла Белозерского.

Следующим местом паломничества стал Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский монастырь, находящийся в 20 км от Кириллова. Первое впечатление: на белом снегу на холме — белый монастырь. Обитель действует как музей архитектуры и музей фресок Дионисия — крупнейшего иконописца рубежа XV-XVI веков, продолжателя традиций Андрея Рублева. Комплекс монастыря включает собор Рождества Пресвятой Богородицы, Благовещенскую церковь, церковь-усыпальницу в честь прп. Мартиниана Белозерского, колокольню и Святые врата. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы нам представилась уникальная возможность увидеть единственные сохранившиеся в таком объеме настенные фрески Дионисия.

Хочется поблагодарить всех, кто помог организовать эту замечательную поездку!

Жанна Рипка, учитель начальных классов Саровской православной гимназии:

— Мы попали в царство Деда Мороза, почувствовали настоящую русскую зиму. Было холодно, но иначе бы мы не смогли увидеть всю эту северную красоту, деревья, опушенные снегом, прозрачный воздух, брызги солнца, неописуемые закаты. Там вообще не было грязи на дорогах, чистый снег. По словам, местных жителей, нам еще повезло с погодой, ведь —20 градусов, это не обычные там —40, а также не было ветра.

В Вологде отреставрировали большой район старинных двухэтажных купеческих домов. Они маленькие, как и церковки. У этого города есть свое лицо. Оно кружевное, светлое и немного сказочное. Мы встретили там очень открытых и доброжелательных людей, которые отнеслись к нам, как к дорогим гостям, во всем стараясь помочь. Экскурсоводы с такой любовью рассказывали о достопримечательностях и святынях Вологодчины!

Поразила древность увиденных святынь, огромный Кирилло-Белозерский монастырь и маленький, с кружевными кокошниками и закомарами Ферапонтов и, конечно же, фрески Дионисия. Поистине это — богословие в красках. Они настолько светлые, пронизанные любовью и светом. Темных красок вообще нет. Даже в сюжете, изображающем ад. Интересно, что он хорошо сохранился, а изображение рая — более истерто, потому что люди предпочитали стоять у стены с картиной рая.

У нас завязались дружеские контакты с Вологодской митрополией. Программу тура помог разработать ее сотрудник Алексей Красиков. Надеюсь, что это не последняя наша поездка на Вологодчину, ведь мы еще не видели эти места летом, когда вокруг синь озер!

Протоиерей Александр Сухоткин:

— Я раньше думал, что Белое озеро — это то, у которого стоит город Белозерск, бывшая столица Белозерского княжества, а на самом деле вся эта земля называлась Белозерской из-за обилия озер. Мы попали в страну озер, а до самого Белого озера не доехали, хотя и там есть что посмотреть — сохранившийся земляной вал древней крепости, бывшей форпостом этих северных земель до постройки Белозерского монастыря. Громада Кирилло-Белозерского монастыря, взять которую было практически невозможно, не может не изумлять. Обитель была самым большим феодалом, ей принадлежала четверть современной территории Вологодской области, вплоть до побережья Белого моря, где были солеварни. Сюда ехал царь Василий III вымаливать наследника, и его сын Иоанн Грозный.

Также удивительно, как Дионисий с двумя сыновьями расписали целый храм. Это было последнее, что сделал мастер, его вклад в монастырь, а потом он исчез, вероятно, принял монашеский постриг. Сюжеты обычные, Евангельские, но великий мастер сумел повернуть их в духовную плоскость, побуждая смотрящего к покаянию. Раньше не могли оценить эту красоту, и в XVIII веке храм обрубили, сделав более простой формы, чтобы было легче ухаживать за кровлей. Прямо в стене со фреской Cтрашного суда прорубили окна. Хорошо, что не успели больше испортить. На этой фреске Дионисий изобразил суд над иноземцами-католиками, которые отпали от восточного православия. Дело в том, что здесь проезжало много иностранных купцов, потому что пролегал торговый путь к Белому морю. И все равно осталась фигурная кирпичная кладка из плинфы, причем ее привезли на Север из Московского княжества, поскольку здесь было только деревянное зодчество. Все это невозможно описать, это надо видеть.

Когда погружаешься в историю Северной Руси, понимаешь, что без освоения этих земель монахами, без их патриотического и нравственного порыва, там ничего бы не было. Они первыми шли в такие места, куда до них никто не шел. Уже потом к ним приходили другие люди. Прп. Кирилла Белозерского местные жители дважды грабили и всячески пытались изгнать с этого места, не желая становиться частью будущего государства Российского. Поэтому цель просветительских поездок — показать ребятам историю и культуру нашей Родины, а также ее связь с православием.

Фото Татьяны Косолаповой, Жанны Рипка и прот. Александра Сухоткина

Видео фресок Ферапонтова монастыря

Паломничество / Годовой круг праздников на Святой земле / Крещение Господне. В долине реки Иордан
Финики еще не созрели
Финики еще не соз...
Вид на Гору Искушений
Вид на Гору Искуш...
Монастырь на Горе Искушений
Монастырь на Горе...
 
В пещере, где молился Господь
В пещере, где мол...
И тут батюшка Серафим!
И тут батюшка Сер...
Монастырское било
Монастырское било
Лестница наверх
Лестница наверх
Культурная пальма с финиками в пакетах
Культурная пальма...
Через пальмовую плантацию идем к Иордану
Через пальмовую п...
А вот и Иордан!
А вот и Иордан!
Облачились в рубашки
Облачились в руба...
И плаваем в священной реке
И плаваем в свяще...
 
А это цветок эвкалипта с берега Иордана
А это цветок эвка...
1 2

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото Татьяны Косолаповой, Жанны Рипка и прот. Александра Сухоткина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.