4 февраля 2020 года
В библиотеке имени В. Маяковского 30 января члены Клуба любителей православной книги встретились с историком Валентином Степашкиным. Он представил свою новую книгу «Краткая история Свято-Успенской Саровской пустыни», изданную в 2019 году тиражом 1000 экземпляров.
В ходе беседы Валентин Александрович выделил наиболее значимые моменты в истории Саровского монастыря, а также подробно остановился на археологических раскопках, которые велись на его территории в течении двух лет.
От Пургаса до батюшки Серафима
Собравшиеся увидели наиболее достоверную на данный момент карту мордовского поселения с оборонительными сооружениями (земляными валами), которое располагалось на территории нынешнего Сарова тысячу лет назад. Карту получили при помощи компьютерных технологий, наложив на современный план города документы и карты, собранные Валентином Степашкиным в архивах Саранска и Москвы. Саровское городище было третьим по величине древним поселением в Нижегородской области, после Городца и Нижнего Новгорода.
Первый земляной вал находился на месте нынешней колокольни, следующий — пересекал Монастырскую площадь и пр. Мира, а самый большой вал, протяженностью около 1,5 км, оборонял древнее городище с восточной стороны. Он захватывал и то место, где сейчас расположена Маяковка.
Саровское городище было владением мордовского князя Пургаса, но в первой половине XIII века поселение уничтожили и сожгли до основания воины Золотой орды. Это подтверждают остатки обугленных деревянных сооружений, найденные археологами во время раскопок на Монастырской площади. Только через несколько веков после уничтожения городища эту территорию стали осваивать монахи.
Валентин Александрович рассказал о трагичной судьбе основателя Саровского монастыря иеросхимонаха Иоанна (1669-1737). Он был арестован по доносу в 1734 году из-за того, что будучи собирателем книг, имел неосторожность приобрести запрещенную книгу Маркелла Радышевского. Историку удалось в РГАДА найти документ, свидетельствующий, что «1737 года декабря 19 дня колодник Иоанн волей Божией умре...» Первоначальник Иоанн завещал похоронить себя в саровских пещерах, но был погребен в Санкт-Петербурге возле Тайной канцелярии, на погосте Преображенской церкви в Колтовской слободе. Его могилу не удалось обнаружить.
В архиве был найден рисунок иеромонаха Иоакима, датируемый 1764 годом. Он изобразил Саровский монастырь с высоты птичьего полета. Тогда большинство строений, в т. ч. монашеские кельи, были деревянными. Примерно такой и увидел обитель юный Прохор Мошнин (в будущем прп. Серафим Саровский), когда пришел сюда в 1778 году. Уже при нем монастырь стал отстраиваться в камне. Историк показал пока единственный сохранившийся в архивах прижизненный портрет Преподобного. Его написал 1830 году с натуры известный художник Раев.Во второй половине XIX века монастырь преобразился – он стал уже практически весь из камня. Позднее монахи засыпали оставшийся от городища ров и достроили второй этаж братского корпуса. В конце XIX века монахи решили увековечить имя старца Серафима. Они разобрали келии с южной стороны, оставив только келью батюшки Серафима. Над ней стали возводить храм в честь Святой Троицы. Но к концу строительства стало понятно — это будет первый храм в честь нового угодника Божия, прп. Серафима Саровского, прославленного в 1903 году.
Разорение монастыря
В 1918 году в Темниковском уезде установили советскую власть, начались гонения на монашество. В Саровском монастыре представители новой власти старались поживиться. Производили обыски и угрожали расстрелять руководство монастыря, если те не скажут, где хранят золото. Ходили по кельям с револьверами, брали все, что попадалось под руку. Для нужд Красной армии изъяли даже кровати и постельное белье, поэтому монахи спали на полу.
Несмотря на стабильные выплаты монастырем необходимых налогов, в 1925 году комиссары запросили просто астрономическую сумму. Насельникам пришлось отказаться от монастырских зданий, оставив только часть — от угловой башни до Царского дворца (где была детская библиотека), а также восточный келейный корпус, который сейчас восстанавливают на пересечении с пр. Мира. Многие монашествующие не выдерживали жестких условий и уходили. Некоторые ушли в Понетаевский скит – Царскую дачу, но советская власть нашла их и там. По документам из Саранского архива: «На Царском скиту живут монахи и создают антисоветское гнездо. Необходимо провести с этим борьбу и уничтожить этот оплот черносотенцев...»
В 1927 году советская власть приняла решение об уничтожении Саровской пустыни. Аресты и ревизии проводились в течении полугода. Монахов вывозили под подписку о том, что те никогда не вернутся в Саровскую пустынь, а если приедут обратно, то будут осуждены по законам революционного времени.
Для закрытия обители выбрали начало апреля, когда из-за весенней распутицы спадал поток паломников, приезжавших в Саров. На вопрос «Зачем вы сюда приходите?» верующие отвечали: «Саров — это последний оплот настоящей Церкви». В то время во многих монастырях быстро распространялось обновленчество.
Мощи прп. Серафима Саровского изъяли и вывезли через Краснослободск в Ковылкино, где находился железнодорожный узел. Их в специальном вагоне отправили в Москву, со временем они стали экспонатом Антирелигиозного музея. Когда началась Великая Отечественная война, все реликвии перенесли в запасники, а после войны экспонаты и сам музей переехали в Ленинград, в здание Казанского собора на Невском проспекте.
По поводу мощей батюшки Серафима велась долгая переписка. Некоторые даже предлагали сжечь их, но все же было принято решение оставить их в запасниках. Они находились там до 1990 года, где их обнаружили и передали Русской Православной Церкви, а в 1991 году святые мощи перенесли в Дивеевский монастырь.
В 1951 году был уничтожен главный храм Саровской пустыни — Успенский собор. Его построили с нарушением строительных норм, что привело к появлению трещины. Когда храм использовали как гараж, то расширили въезд в него, чтобы мог въехать трактор, из-за чего здание начало разрушаться еще сильнее. И чтобы никто из жителей поселка не пострадал, его решили взорвать.
Время собирать камни
Валентин Александрович увлекательно рассказал о раскопках, которые начались в 2016 году перед началом восстановления двух храмов. Возле Успенского собора были обнаружены могилы предположительно строителя Ефрема, игумена Нифонта и других братий. Всего 25 захоронений, из них 19 — не были разграблены. С большой долей уверенности можно говорить об идентификации пяти останков. Часть монашествующих были погребены в кирпичных склепах на глубине около метра. К сожалению, при строительстве собора склепы уничтожили, и теперь их можно увидеть только на фотографиях раскопок.
При обнаружении артефактов, работники монастыря сразу начали активно помогать. По необходимости изготавливали короба, куда складывали отдельные останки, что способствовало не только их сохранности, но и дальнейшей идентификации. Наиболее интересным для историков стало неповрежденное захоронение соборного старца Назария (Дедушкина, +1837), где было сделано много интересных находок.
Валентин Степашкин поделился, что когда нашли захоронение предположительно игумена Иерофея, из земли торчал металлический штырь. Убрали землю и увидели, что склеп продавлен. Только тогда поняли, что этот штырь — приспособление мародеров. На его конце был крюк, который, видимо, вгоняли внутрь захоронения, пытаясь им расшевелить содержимое, что-нибудь подцепить и вытащить. Но этот крюк застрял – вытащить его не смогли... В пяти разворованных склепах нашли разрозненные останки. Вокруг них было много мусора, но окурков не встретили. Поэтому местная легенда о том, что заключенные находили нетленные мощи монахов и вставляли им рот цигарки, пока ничем не подтверждена.
За алтарем Успенского собора, где сейчас перезахоронили останки, найденные во время раскопок, в советское время сделали захоронение из надгробий, которые не знали куда деть. Было обнаружено 13 надгробий (девять целых и четыре фрагмента). Их осторожно извлекли, и сейчас они находятся на хозяйственном дворе монастыря.
Рядом с храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» нашли 21 захоронение, они в основном принадлежали благотворителям Саровской пустыни. Одними из них были герой войны 1812 года генерал Борис Владимирович Полуектов и его супруга Любовь Федоровна Гагарина. Точную идентификацию помогли установить обручальные кольца супругов с выгравированной надписью. Все останки, найденные у храма Живоносного Источника, будут перезахоронены там же после того, как храм будет достроен, а прилегающая территория — облагорожена.
Собравшиеся узнали о самых важных находках археологов, которые помогают восстановить исторический облик Сарова. Также Валентин Александрович ответил на вопросы читателей, в частности их интересовало, снесут ли здание детской поликлиники на Монастырской площади. Историк уверенно ответил, что снесут и восстановят келейный корпус. Протоиерей Сергий Скузоваткин от имени всех участников Клуба поблагодарил Валентина Степашкина за интересную встречу.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна