Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

О святых Евдокии, Дарии, Дарии и Марии

30 мая 2019 года

Завершающее в этом сезоне заседание Клуба любителей православной книги в библиотеке им. В. Маяковского было посвящено житию святых мучениц Пузовских (или Пузинских) Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. 18 августа в селе Суворово Дивеевского района (до 1965 года оно называлось Пуза) отметят 100-летие со дня расстрела святых мучениц.

В качестве основного источника ведущая Клуба Надежда Тарасова использовала книгу «Святые мученицы пузинские Евдокия, Дария, Дария, Мария» под редакцией игумена (а ныне митрополита) Митрофана (Баданина), которая была переиздана несколько раз. В своей книге владыка Митрофан опирался, в первую очередь, на воспоминания Пелагии, одной из уцелевших келейниц св. Евдокии, и других свидетелей, записанные через несколько лет после мученической кончины святых в 1919 году. Предисловие к книжке написал известный церковный историк иеромонах (а теперь архимандрит) Дамаскин (Орловский), где он размышляет о таком виде святости, как юродство Христа ради.

А беседа началась с простого вопроса ведущей: «Поднимите руки те, кто бывал в Успенской церкви с. Суворово». На удивление, таких людей оказалось немного, хотя это совсем близко от Сарова, и туда едут паломники издалека. А после встречи одна женщина в разговоре призналась, что была в суворовской церкви один раз, в юности, году примерно в 1980 — пришла туда с друзьями пешком из с. Елизарьева на дискотеку, которая проходила в поруганном храме.

Увидев, что собравшиеся мало знают о святой Дунюшке, которую называли молитвенным столпом от земли до неба, и ее верных хожалках, Надежда Александровна подробно познакомила участников Клуба с житием этих святых. Не сохранилось их фотографий, если таковые и были, ни изображений их домика, но память о них сельчане бережно хранят в своих семейных преданиях.

Юродивые пренебрегают комфортом и общественным мнением, отказываются от всех благ мира. Их подвиг обычным людям трудно понять. Дунюшка с келейницами жили в неуютной и холодной избе, где зимой замерзала вода. Молились с 5 утра до полудня и творили келейное правило с 20 часов до полуночи. И ночью Дунюшка будила сестер на молитву, когда сгорали две двухкопеечные свечи, а потом — всего одна свеча. Ни в одном монастыре не было такого сурового молитвенного правила. В свободное от молитвы время келейницы выполняли непостижимые уму послушания, например, по многу раз носили воду из колодца и выливали ее. При этом к ним постоянно приходили посетители за советом или с просьбой о молитве и исцелении, не смущаясь внешним неустройством их жизни. Но были и такие, которые недолюбливали Дунюшку с сестрами. Однажды в первый день Пасхи им выбили стекла. Евдокия лежала на постели в крови, но не позволила девушкам убрать стекла, пока они не завершат молитвенное правило.

Св. Евдокия была прозорлива и предвидела свою кончину, а ее келейницы добровольно пошли с ней на расстрел. Дуню обвинили в пособничестве дезертирам. Во время казни кто-то заступался за святых, а кто-то пытался поживиться их имуществом. Один пожилой житель Суворова вспоминал о том, как вместе с другими мальчишками залез на сарай и оттуда смотрел, как солдаты били Дунюшку с сестрами, а кто-то в блистающих одеждах их защищал. После этих событий в селе случились три страшных пожара.

В августе 2000 года они были прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Когда 5 июля 2001 года были обретены и затем освидетельствованы мощи святых мучениц, ученые из Москвы подтвердили, что красноармейцы сильно избивали подвижниц, прежде чем расстрелять. Их убили выстрелом в голову, а одну из них (по преданию, Марию) добили штыком. Все мощи были идентифицированы. На Дуниных косточках остались следы от ударения твердыми предметами (видимо, ружейными прикладами) и оттаптывания солдатскими сапогами. Эксперты пришли к выводу, что блаженная старица Евдокия могла ходить. Лишь в области колен кости оказались деформированы. Дуня подолгу молилась на коленях...

И в наше время в храме возле мощей святых мучениц продолжает происходить много чудесных исцелений. Надежда Тарасова рассказала о том, что ей удалось узнать в Суворове от очевидцев (случаи исцеления онкобольных, излечения от бесплодия, ангельского пения в храме и др.). Также в Успенском храме с. Суворово есть крест и Евангелие, принадлежавшие св. Евдокии и местночтимый Рудненский образ Божией Матери.

На встрече в библиотеке также выступил протоиерей Сергий Скузоваткин, корни которого из с. Суворово, и одна из пузинских мучениц, Дарья Тимагина, приходится ему дальней родственницей. Она дважды убегала от замужества и первой пришла послужить св. Евдокии. Дарья была большой и сильной женщиной, на иконе она держит иссохшую Дунюшку на руках. Теперь ей молятся при бесплодии, и когда рождаются девочки, называют их Дарьями.

Священник рассказал об этой святой, о своем роде и благочестивых нравах, которые были в селе в начале XX века. Например, во время Великого поста в школе не проводили уроки пения, потому что дети отказывались петь. Дунюшку сельчане почитали за святую жизнь, подкармливали ее. И после смерти мучениц протоптали к ним тропинки на кладбище. Сначала шли поклониться святым, а уже потом — на могилки своих родных. К Дуниному кресту привязывали головные платки, а потом их носили, брали для исцеления землю с могилки…

Прадед отца Сергия приходился племянником Дарье Тимагиной, он женился по благословению св. Евдокии. А однажды его жена Наталья испекла ватрушку и послала кого-то из детей снести гостинец Дунюшке. Еще ребенок был в пути, а та уже говорит Дарье: «Иди, возьми только половину ватрушки, не то дети останутся голодными». Священник привел и другие случаи прозорливости св. Евдокии. «Думаю, что святой это — ходатай и молитвенник пред Богом и за свой род, — сказал отец Сергий. — Если этим не воспользоваться, то благодать затухает, а если род духовно трудится, то в нем будут рождаться новые подвижники».

Успенский храм в Суворове — самый огромный и величественный во всей округе. Было время, когда его хотели разобрать, заставляли сельчан на тракторах растаскивать несущие колонны. Одну колонну завалили, и храм «ушел», возникла трещина в алтаре. Но потом трещину стянули, храм восстановили, и теперь идет его реставрация. По Дунюшкиным молитвам храм выстоял, и теперь с. Суворово — центр притяжения верующих.

Культура / 2019 год
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.