Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Учение без развлечения

26 марта 2019 года

Педагоги Дивеевского района 25 марта познакомились с коллегами из Крыма, преподающими по системе образования «Русская классическая школа».

Семинар в Дивеевской общеобразовательной школе провели директор и трое учителей начальных классов МБОУ СОШ № 7 с углубленным изучением английского языка из Симферополя. Элегантные учительницы в белых блузках и на высоких каблуках напоминали стюардесс. И то, что они рассказали собравшимся, было поистине высшим педагогическим пилотажем.

Система «Русская классическая школа» (РКШ) была создана десять лет назад в Екатеринбурге на основе идей выдающегося русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. По его методикам учили как в дореволюционной, так и в советской школе, до 1960-1970-х годов. В те годы не было популярно репетиторство, дети учились самостоятельно. А уровень образования был таким, что деревенские школьники поступали в лучшие вузы и становились учеными, космонавтами, директорами заводов.

Когда энтузиасты вспомнили про классическое образование, оно оказалось очень востребованным. Сейчас его используют свыше ста как муниципальных, так и частных школ в России и за ее пределами. Уже четыре года в Симферополе школа № 7 является инновационной площадкой, там 10 из 17 классов занимаются по программе РКШ.

Приятно было взять в руки учебники Ушинского, которые крымчане пустили по рядам. По ним учатся с 1 по 4 класс. Думаю, что и дети к этим книгам относятся более уважительно, ведь они создают учебный настрой. Прекрасное издание, кремовая плотная бумага, свободное расположение текста, простой и понятный язык, минимум рисунков — поистине учение без развлечения! Учебники и рабочие тетради поразили высочайшим качеством, сдержанным благородством и продуманностью до мелочей. Их издание осуществляется за счет благотворителей. По мнению педагогов, работающих по этой системе, нет ничего лучше классической методики Ушинского, которая построена по принципу природосообразности, исходит из возможностей ребенка.

Родители знают, что в обычных учебниках часто простое изложено сложным языком, со множеством терминов. А в условии задач по математике бывают излишние данные, которые отвлекают ребенка. Все это вызывает внутреннее сопротивление ученика, он не может сосредоточиться, процесс учебы и сама школа вызывают у него отвращение. Поэтому считается, что детям нужны игровые моменты и мультяшные герои в учебниках. Директор симферопольской школы № 7 Елена Владимировна Хавченко сравнила это с усилителями вкуса.

Но это еще не самое худшее. Реформирование школы продолжается, и мы стоим на пороге цифровизации образования, которое опирается не на природосообразность, а на экспериментальный форсайт-проект «Детство — 2030». Это: видеоуроки, игровые формы обучения, замена дорогого «человеческого» образования дешевым дистанционным, а живого учителя — куратором-тьютором. Родительская общественность не хочет, экспериментов над своими детьми и все чаще выбирает для них классическое образование. Оно не только развивает ум, но и воспитывает характер. В нем все излагается последовательно, логично, от простого к сложному, от частного к общему, опираясь на практический опыт ученика.

В Крыму проживают представители многих народов и, хотя учебники Ушинского пронизаны христианским мироощущением, классическая школа внеконфессиональна. Учитель начальных классов Рената Мамбетова — мусульманка, но с удовольствием работает по программе РКШ. По словам Елены Хавченко, к ним обратилась чеченская диаспора с просьбой помочь организовать частную школу по этой программе.

В своем выступлении Рената Эскендеровна рассказала об особенностях обучения чтению. Дети учатся читать не по слогам, а целыми словами (орфоэпическое чтение). Классифицируют слова по родам и видам, все пословицы учат наизусть, все непонятные слова разбирают. Чтение рассматривается как процесс формирования образов. Делается акцент на том, чтобы ребенок понимал и мог пересказать прочитанное, а не на скорости чтения. Вместо русского языка и чтения/литературы существует интегрированный курс словесности, занятия по одной линейке учебников («Родное слово», «Детский мир», хрестоматия). В хрестоматии для чтения нет картинок, зато есть «деловые статейки» по истории, географии и природоведению. Есть отдельные альбомы для рисования по клеткам. Развитие речи происходит на всех уроках, неполные ответы не принимаются. Задача начальной школы — выработать привычки и навыки, которые рождаются от многих упражнений. Учитель показала коллегам из Дивеева ряд упражнений для развития фонематического слуха — профилактика неграмотной речи и письма.

Учитель Татьяна Алдушина рассказала о том, как детей учат писать. Сначала первоклассники пишут мелом на деревянной дощечке с процарапанной разметкой, затем — механическим карандашом, вырабатывая правильный нажим, потом пером, макая его в чернила. Используют тетради из плотной бумаги, в которых чернила не растекаются. С третьего класса детей индивидуально переводят на капсюльную перьевую ручку. Шариковой ручкой не пишут (ФГОСы это вопрос никак не регламентируют). Пишут с отрывом, выводя отдельные элементы в тетрадях с особой графической сеткой. РКШ против безотрывного письма, которое невротизирует детей. Со второго класса дети в рабочих тетрадях учатся редактировать текст. Правила не начинают, а завершают и обобщают пройденный материал.

А учитель Татьяна Иващенко своим рассказом о преподавании арифметики по учебнику А. Пчелко и Г. Поляк просто «порвала» всех. Она предложила учителям устно порешать примеры и задачи, которые дает ребятам. Это вызвало замешательство аудитории, потому что мы не привыкли к устному счету, все считаем на калькуляторе или в столбик. А дети осваивают приемы внетабличного умножения и деления, подмечают закономерности в числах, одним словом, развивают мозги. Весь второй класс — устный счет, за год ученики прорешивают порядка тысячи задач, доводя навык до автоматизма. Зато в третьем классе, когда учат делению в столбик, это делают уже для трехзначных чисел. Активно используют наглядный материал, всевозможные кубики, счетные палочки и др. Исходят из принципа наглядности, потому что логическое мышление развивается только в период полового созревания ребенка.

По мнению Татьяны Витальевны, первоклассник приходит в школу, мотивированный на учебный труд, а не на игру и развлечения, поэтому он стремится решить на уроке как можно больше задач. К слову сказать, в классе Татьяны Иващенко 38 мальчишек-кадетов, дети специально не отобранные, а самые обычные.

Математические задания вызвали у собравшихся шок, и они закидали гостей вопросами об их школе. Эта старейшая школа Симферополя, ей 200 лет. Там 1100 учащихся, есть раздельные и смешанные классы. На вопрос, много ли задают на дом, Елена Владимировна ответила, что примерно треть от классной работы, причем, это на административном контроле. По системе Ушинского, чем лучше поработали на уроке, тем меньше домашнее задание. Изучение геометрии предваряет курс «Наглядная геометрия», где дети конструируют, физику учат по учебнику А. Перышкина… А самое главное — уже видны плоды работы по программе классической школы. Эти дети говорят, мыслят и рассуждают. Директор убеждена, что если ребенок получил хорошие базовые знания, он справится с любой программой.

 
 
 
 
 
 
1 2 3

Передачи о Русской классической школе:

Выпуск 1

Выпуск 2 https://www.youtube.com/watch?time_continue=15&v=-Kx2f5-JYnw

Выпуск 3 https://www.youtube.com/watch?v=12-twWlAyYE

Выпуск 4 https://www.youtube.com/watch?v=USjf05h2kzI

Выпуск 5 https://www.youtube.com/watch?v=csjjyZ7UxpU

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.