Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Презентация книги «Сестры» в Маяковке

16 февраля 2018 года

13 февраля в библиотеке им. В. Маяковского во время встречи Клуба любителей православной книги состоялось презентация сборника «Сестры», которую выпустило Православное творческое объединение «МiР» в рамках одноименного грантового проекта.

Проект «Сестры» был посвящен выявлению духовных связей между Нижегородчиной и Казахстаном. Они прослеживаются через судьбы конкретных людей, причем, некоторые из них были прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Книга «Сестры» была издана в Караганде и затем допечатана в Сарове, общий тираж — 1700 экземпляров. В ней рассказывается о 30 репрессированных монахинях Дивеевского монастыря, которые, согласно найденным документальным свидетельствам, отбывали сроки заключения в Казахстанских лагерях, а также о священстве. Например, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский) пять лет находился в заключении в Сарове, в Сарлаге. А священномученики митрополит Нижегородский и Арзамасский Евгений (Зернов) и архиепископ Семипалатинский Александр (Щукин) были расстреляны в Карлаге, они включены в Собор как Нижегородских, так и Казахстанских святых.

Художественный руководитель ПТО «МiР» Ирина Семенчук признала, что собранная информация это — лишь капля в море, поскольку только через Карлаг прошло более миллиона дел, а в Караганде было несколько таких лагерей. Этот город дал сто прославленных святых, а сколько из них остались неизвестными! И. Семенчук: «Если вам что-то известно, поделитесь информацией. Каждая незначительная фраза может оказаться очень ценной. Из таких крупиц складываются образы пострадавших за веру мучеников». Контакты ПТО «МiР»: hdc@yandex.ru, https://vk.com/sestry_karlag.

При изучении биографии репрессированных дивеевских сестер Ирину Михайловну потрясла фраза схимонахини Маргариты (Лахтионовой) о том, что она «вышла из монастыря в лагерь». Эта фраза стала ключом для постановки спектакля… Вот тебе и монастырь! Исполнились слова дивеевской блаженной Марии Ивановны: «Будет вам монастырь. Только в этом монастыре вас будут звать не по именам, а по номерам...»

Сестры и в лагере свое монашество не оставляли. С них срывали кресты, а они их делали из подручного материала, из деревянных прялок. Они соблюдали посты, всегда молились, помогали друг другу, после освобождения приезжали жить поближе к Дивееву. Верующие говорили, что в лагере Господь близко. Ирина Михайловна убеждена, что без помощи Божией там невозможно было выжить и выполнять лагерные нормы труда...

Из скупых строчек биографий дивеевских сестер удивительным образом мiровцам удалось сделать спектакль, выставку и книгу. По словам Ирины Михайловны, работа над грантовым проектом шла очень тяжело. И они обращались с молитвой к святым новомученицам, которые постепенно стали совсем родными. И молитвенное обращение к ним было действенным.

Ирина Михайловна рассказала собравшимся о поездке с проектом «Сестры» в Казахстан. О том, как их встречали и что они увидели; о казахстанских святых и о вере в условиях репрессий. В Караганде люди жили под землей (в землянках), работали под землей (в шахтах) и молились под землей (в тайных молельных домах, расположенных в землянках). Потребность молиться была так велика, что когда в России разрушали храмы, в Караганде их возводили. И продолжают строить до сих пор, ведь православные храмы это — островки далекой России.

Во многих храмах саровчане встречали рядом иконы прп. Серафима Саровского и преподобноисповедника Севастиана Карагандинского. В сознании верующих эти святые близки друг другу по духу. А одна женщина из Осакаровки (район Караганды) рассказала, что у них придел храма освящен в честь батюшки Серафима, есть и его икона с частицей святых мощей. И каждый год в день памяти прп. Серафима, 1 августа, настоятель храма на самолете облетает с этой иконой вокруг Караганды — чтобы Преподобный взял город под свое молитвенное предстательство пред Богом.

В Казахстане после посещения выставки и спектакля к мiровцам подходили зрители, которые рассказывали поразительные истории из жизни своей семьи. Многие жители Караганды являются потомками заключенных, ссыльных и спецпереселенцев. И этот проект вызвал у них самый горячий отклик. «Думаем, что наши монахини на этой земле не зря пострадали», — подытожила свое выступление Ирина Семенчук.

Краевед Валентина Сидорова дополнила рассказ о духовных связях с Казахстаном сведениями о последнем саровском старце Анатолии, в схиме Василии, и о дивеевской блаженной Анне Бобковой. По мнению Валентины Александровны, духовная связь никуда не исчезает, и проект «Сестры» — только начало большой исследовательской работы.

Культура / 2014 год / 20141106-Правкнига Юлия Вознесенская
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 2

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.