5 февраля 2018 года
В библиотеке им. В. Маяковского 4 февраля прошел вечер воспоминаний, посвященный 25-летию со дня освящения первого возрожденного православного храма в Сарове — во имя Всех Святых.
Главным идейным вдохновителем и организатором вечера стал Алексей Федоров, которому помогли сотрудники библиотеки и старейшие прихожане. Алексей Викторович с 2000 по 2006 год был приходским старостой, а потом стал помощником настоятеля. Он собрал большой фото- и видеоархив (который еще нуждается в оцифровке). На сайте «Православный Саров» выложена «Летопись возрождения духовной жизни в Сарове» с 1987 по 2011 год, составленная А. Федоровым.
Малая часть этих исторических материалов вошла в презентацию, которую смогли увидеть свыше 80-ти гостей вечера. Среди них были четверо священников, прихожане и их дети — нынешняя православная молодежь.
Все присутствующие на вечере священники начинали свое служение в храме Всех Святых, а до этого были его прихожанами. Старший священник храма вмч. Пантелеимона протоиерей Владимир Кузнецов был рукоположен в 1994 году, настоятель Свято-Троицкого храма с. Аламасово протоиерей Вячеслав Гусихин — в 1999 году. А протоиереи Александр Брюховец (рукоположен в 2000 году) и Сергий Скузоваткин (рукоположен в 2007 году) — продолжают совершать служение на этом приходе.
О. Владимир Кузнецов отметил, что Саров по-прежнему остается «кузницей духовных кадров». Из прихода храма Всех Святых вышли не только священники, но и монашествующие. Это наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов), настоятель храма с. Туруново в Чувашии игумен Серафим (Лялькин), священник Успенской церкви г. Темникова игумен Афанасий (Тихонов), преподаватель Ставропольской Православной Духовной Семинарии иеромонах Павел (Дудоров) и другие.
По словам о. Владимира, открытие храма Всех Святых послужило импульсом к духовному возрождению или, как сказал во время освящения храма 6 февраля 1993 года тогда еще архиепископ Николай (Кутепов), «зажглась литургическая лампада на саровской земле». И от этой лампады зажглись другие лампады, которые горят в наших храмах, а, самое главное, в наших сердцах.
В настоящее время в Сарове насчитывается уже 11 престолов, на которых совершается Божественная литургия и две часовни (во имя Георгия Победоносца в Балыково и во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, — на городском кладбище. А также строятся храм во имя святых Царственных страстотерпцев и Успенский собор Саровского монастыря. По мере того, как в нашем городе открывались новые храмы, в них переходила часть прихожан из храма Всех Святых, становясь «закваской» нового прихода.
Интересно, а что было в Сарове до появления первого священника и до открытия первого храма? Оказывается, молитва на саровской земле и в советские годы никогда не прекращалась...
«Катакомбная Церковь»
Михаил Иосифович Чумак:
— Наш город является удивительным местом. В 1947 году его окружили колючей проволокой, занесли в периметр протяженностью 56 км, взяли под войсковую охрану. Здесь начали разрабатывать ядерное оружие, поэтому в городе была очень высокая дисциплина и порядок. На это работали и КГБ, и милиция, и городские власти. В то время главенствовала идеология атеизма, а православие было запрещено.
Когда я приехал в город в 1969 году, полагал, что здесь верующих людей нет. Но мои представления были разрушены, когда после торжеств по случаю столетия прославления батюшки Серафима, в 2003 году, настоятель храма Всех Святых о. Герман благословил меня собирать материалы о возрождении православия в Сарове. И я столкнулся с тем, что было для меня совершенно неожиданным, — с представителями маленьких общинок, которые тайно собирались в молельных домах. Я насчитал не менее 12-ти таких домов, которые были разбросаны по всему городу. В некоторых из них собиралось до 50-ти человек...
Михаил Иосифович назвал тех людей, которые предоставляли свои дома и сами проводили богослужения на дому. Это: Аграфена Мартынова, Полина Маркевцева, Акулина Шанина, Евдокия Дворяшина, Раиса Кручинина, Вера Федотова, Иван Ивин, Татьяна Зотова, Мария Большакова, Анисия Шукшина, Наталия Морозова и другие.
Среди них был, например Алексей Федорович Кармишин, служивший в доме на ул. Герцена, где богослужения проводили вплоть до открытия храма Всех Святых. Этот человек прошел Великую Отечественную войну, в с. Суворово отказался вступать в колхоз и перебрался к своим детям, в Саров. Здесь он работал в цехе массового пошива и скончался в 1992 году, прожив 94 года. Постоянно участвовал в богослужениях и последние 10 лет своей жизни совершал их по памяти, т. к. почти полностью ослеп. Люди поражались, как он мог читать Евангелие и акафисты по памяти.
М. Чумак:
— Примечательно, что 1 августа 1983 года первый крестный ход в день памяти батюшки Серафима пошел именно от молельного дома по ул. Западной, 62. Люди прошли на Дальнюю пустынку, совершили богослужение и вернулись обратно… Молельные дома показывают, что вера среди людей не иссякала. Они всегда собирались на молитву. А когда хотели причаститься или совершить иное таинство, ехали в действующие храмы округи: в Выездное, Темников, Надежино, Саконы, Полховский Майдан, Бутаково или далее — в Москву, Загорск. И когда открылся храм Всех Святых, они стали собираться уже там.
Михаил Иосифович считает необходимым говорить об истории нашего прихода, чтобы укрепить веру новых поколений прихожан.
Краевед Валентина Александровна Сидорова рассказала, что в нашем городе живут потомки основателя династии священников Дивеевского монастыря протоиерея Василия Садовского, который по благословению прп. Серафима Саровского почти 60 лет был духовником дивеевских сестер. И некоторые из этих потомков являются прихожанами храма Всех Святых.
Публикации В. Сидоровой неизменно вызывают большой отклик читателей, и они рассказывают ей удивительные вещи. Например, одна женщина, 86-ти лет, прекрасно помнит, как в день памяти батюшки Серафима, 1 августа 1941 года, верующие служили молебен на Дальней пустынке, а на Ильин день, 2 августа, — у источника на Ближней пустынке. Сама рассказчица пряталась в высокой траве от патруля красноармейцев с винтовками.
Бог действовал через нас
Один из старейших прихожан Владимир Михайлович Карюк отметил, что когда в нашем закрытом городе собралась первая церковная двадцатка, в ней не было глубоко воцерковленных людей —из тех, что молились по домам. Но были сотрудники ВНИИЭФ и даже коммунисты (!), которые в те годы серьезно рисковали, борясь за право зарегистрировать православный приход.
В. Карюк:
— Я вижу в этом Промысл Божий, который вел не нас с вами, а вел нашу страну. Тогда шло возрождение не просто православия, но всего народа, который объединяют общая история, язык и религия. Мне выпала потрясающе счастливая судьба, я был участником эпохальных событий в нашем народе, который был снова направлен на свой исторический православный путь. А мы все стали невольными участниками этого движения. Русский народ снова встает и осознает себя, как личность. А личность без Бога и без свободы божиих людей — невозможна.
Виктор Дмитриевич Лютин высказал убеждение, что в Сарове было создано ядерное оружие для того, чтобы спасти русский народ от уничтожения. А Леонид Иванович Куриленко рассказал о том, как тепло его принимали прихожане храма во имя прп. Серафима Саровского в Париже, которые вручили ему огромное количество поминальных записок, чтобы он их непременно подал на саровской земле.
О. Александр Брюховец:
— Мы видим, как наша община делится и наполняет храмы нашего города, но нас с вами не убывает, потому что мы — тело Христово. Господь в нас пребывает и дает силы, возобновляя духовную жизнь. Мы крестим детей, просвещаем людей, и поток прихожан не иссякает. Слово Божие проповедуется нашими устами и нашей жизнью.
За минувшие 25 лет мы с вами стали участниками и свидетелями действия Божественного Промысла. Не мы что-то сделали, а Бог через нас исполнил свою волю и свой замысел. Воздадим благодарение Богу за Его великие дела, которые были явлены перед нашими очами. За то, что по Его милости мы могли прикоснуться к тому великому делу, которое совершал Господь и совершает поныне. Мы надеемся, что Господь принял наши малые жертвы и усилия во славу Его Пресвятого имени и во спасение наших душ.
Тут все решает батюшка Серафим
Иван Иванович Ситников тоже входил в церковную двадцатку.
И. Ситников:
— Мне радостно видеть здесь родные лица тех, кто обратил меня в православную веру. Правда, я сам из верующей семьи, родом из Балыково. Когда в 1991 году ушел из жизни мой отец, ветеран Великой Отечественной войны, прошедший боевой путь от Сталинграда до Берлина, у нас еще не было храма. Тогда пришли и отпели его на квартире В. М. Карюк и И. И. Сидоров. Сам умирать буду, а этого никогда не забуду. Вот такие люди встретились на моем жизненном пути...
В 1987 году я уже был депутатом горсовета, работал в горкоме комсомола. При нем был оперативный центр, который гонял бабушек с Дальней пустынки. Но тогда уже шла Перестройка, и это было не обязательно. Кроме того, моя соседка, тетя Поля, являлась постоянной участницей молебнов. Если бы я ее гонял, что бы она мне сказала? Да, она бы меня просто побила... Неисповедимы пути Господни. И нынешний директор библиотеки, в которой мы собрались, Марина Анатольевна Савина, правнучка той самой тети Поли...
Иван Иванович подарил старинные богослужебные книги в приход храма Всех Святых, а также две книги в отдел редкого фонда библиотеки им. В. Маяковского.
Рассказ о том, как комсомольцы гоняли верующих бабушек, напомнил протоиерею Сергию Скузоваткину удивительный случай из его пастырской практики. Умирающий человек вдруг вышел из комы ровно настолько, сколько понадобилось времени, чтобы приехал священник, на исповеди отпустил ему грех разгона верующих и причастил Святых Таин.
О. Сергий Скузоваткин:
—Я понял, что он воскрес на 20 минут по молитвам батюшки Серафима, который всем желает спастись.
Вообще, у нас здесь все решает прп. Серафим. А поскольку он — вселенский святой, то и подошел к возрождению православия в городе широко, вовлекая все слои населения. С одной стороны, были молитвенные дома верующих, а с другой — зарождался интерес к православию у интеллигенции. Большую роль в этом сыграло общественное историческое объединение «Саровская пустынь». Когда его руководитель Анатолий Александрович Агапов на конференции в Доме ученых говорил о тайнах Саровского монастыря, был аншлаг. Какой был интерес у людей! Все были к этому подключены — и наши физики-ядерщики, и историки, и даже члены партии.
Город был окутан благодатью
Прихожане вспоминали подготовку к празднованию 100-летия канонизации прп. Серафима Саровского в 2003 году. Все заботы легли на приход храма Всех Святых.
Алексей Викторович Федоров:
— Храм прп. Серафима Саровского отдали епархии очень поздно, когда до торжеств оставалось всего семь месяцев. 11 ноября 2002 года драмтеатр переехал на малую сцену. И в тот же вечер священники совершили водосвятный молебен в освобожденном помещении, где еще стояли ряды кресел. Чтобы вернуть первоначальный облик храма, надо было сбивать штукатурку и большой объем лепнины. Работало много добровольцев из числа прихожан, также очень помогали рабочие УМиАТ ВНИИЭФ (рук. В. В. Гусаков) и сотрудники проектного отдела ВНИИЭФ.
Чтобы лучше понять ту атмосферу, в которой мы работали, приведу пример. Когда должны были привезти главное паникадило, под него сварили металлический прут. А оно оказалось семиярусным, весом в полторы тонны. Я очень переживал из-за того, что паникадило может сорваться и, не дай Бог, задавить людей. Мы долго убеждали генподрядчика заменить хлипкий прут... А в итоге, мы с М. Чумаком разработали конструкцию, которую испытали в 8 цехе завода № 1, подвесив в два раза больший груз – три тонны. Составили акт испытаний и заменили прежнюю конструкцию. Альпинист по веревке поднял новые крепления, а другой рабочий вкручивал гайки, укрепляя в куполе храма цепь. Ее мы тоже заменили на более крепкую, которая выдерживает до восьми тонн груза. Паникадило поднимали несколько человек с помощью блока...
А за неделю перед визитом В. Путина приехали сотрудники службы охраны президента. Стали осматривать храм Преподобного в присутствии владыки Георгия, губернатора Ходырева, Кириенко, Каратаева, Лимаренко и др. представителей органов власти. Из службы охраны президента спросили: «А паникадило испытывали?» Владыка тут же запросил акт испытаний. Эта бумага оказалась в моем портфеле, ее и забрали…
Михаил Иосифович Чумак:
— Мы начали подготовку к торжествам 2003 года за три года до этого. По благословению о. Германа, я налаживал связи с организациями города и иногородними предприятиями. Готовил техзадание на восстановление храма из театра, искал проектировщиков. В итоге, были задействованы свыше 50-ти предприятий из разных уголков России. В ходе работ мы открыли остатки кельи батюшки Серафима, на месте сцены нашли пещерку, где в Саровском монастыре зажигали лампады. Восстановление храма тогда стоило свыше 20 млн рублей, которых не было у прихода. Но Промыслом Божьим все у нас получилось.
Другим неразрешимым препятствием для проведения праздника казалось то, что у нас закрытый город. Однако в Сарове произошли торжества мирового значения. В них участвовали президент В. Путин, делегации всех 15-ти Поместных Церквей, два Патриарха — наш, Алексий II, и Патриарх Сербский Павел.
Когда служба охраны президента перекрыла Монастырскую площадь, и прихожан не пускали, они пожаловались о. Герману. Тот ответил: «Что вы переживаете? Скорей идите в храм Всех Святых, там служит Патриарх Сербский Павел».
В те дни впервые святые мощи батюшки Серафима крестным ходом принесли из Дивеева в Саров, и горожане днем и ночью шли поклониться к раке с его мощами. Город был окутан благодатью. Хочется, чтобы Саров и в дальнейшем являл эту благодать, и люди становились лучше и добрее...
Я призываю всех вас не успокаиваться, т. к. все, что происходит, даже невозможное, совершается Промыслом Божиим. В настоящее время я насчитал 290 храмов, освященных в честь прп. Серафима Саровского на постсоветском пространстве, и 60 храмов — в дальнем зарубежье.
Школа возрождения православия
О. Вячеслав Гусихин вспомнил, как начал посещать богослужения в храме Всех Святых, которые проводил первый настоятель протоиерей Владимир Алясов. Службы были долгие. Батюшка исповедовал прихожан прямо во время литургии, поэтому заканчивали часов в 15. Час на отдых и, затем, — вечернее богослужение.
О. Вячеслав Гусихин:
— Я заметил, что люди задают священнику вопросы, и тот подолгу на них отвечает. Решил тоже задать вопрос, но батюшка ответил коротко: «Иди, молись». Я, конечно, был недоволен. Но теперь, когда я уже сам священник и вижу, что это единственно верное решение, тоже говорю: «Иди, молись». Но чтобы человек не роптал (как я когда-то), рассказываю ему этот случай. Если человек начинает молиться, выстраивать свои личные отношения с Богом, его душа преображается, и все сложные ситуации с Божией помощью разрешаются.
Нам всем нужно быть вместе, потому что соборная молитва нас укрепляет. Я бы храм Всех Святых сравнил с корнем дерева, а остальные городские храмы — со стволом и ветвями, которые растут из него.
Светлана Михайловна Шанина:
— Бог был милостив ко мне и дал возможность сразу организовать детскую воскресную школу при храме Всех Святых. Занятия шли прямо в храме после литургии, где ученики и их родители сами расставляли лавки. А какая была тишина в храме! Детей было много, и все разновозрастные. Уже на второй год было 100 учеников! А в середине недели в храм стали приводить детей целыми классами. Наш храм стал школой возрождения православия в городе. Тогда мы строили приход, как одну большую семью. Потом нам передали деревянный домик возле храма Всех Святых. Мы его своими силами отремонтировали, и он стал домом молитвы для наших детей. Из первых выпусков воскресной школы вышли и священники, и монахи. С Божьей помощью все у нас получалось. Далекие от Церкви люди давали нам лучшие городские площадки для проведения праздников. И даже остались видеозаписи этих первых праздников.
Анастасия Григорьевна Луконина:
— Когда я приехала в город, здесь не было действующего храма. Однажды я шла с работы мимо храма Всех Святых, где был магазин «Хозтовары», и вдруг увидала живого священника. Это был протоиерей Владимир Алясов. Я подошла к нему: «Можно пригласить вас на встречу с моими учениками?» — «А кто ваши ученики?»—«Учащиеся профтехучилища, ребята 15-19 лет, многие стоят на учете в детской комнате милиции». Батюшка подготовился и пришел к нам. Это была необыкновенно душевная беседа. Сначала о. Владимир рассказал о себе, что он раньше занимался наукой, кандидат химических наук. Его спросили: «А вы — грешный?» «Да, — ответил священник. — Я утром проснулся, помолился и вдруг увидел через окно пьяного. «Надо же, с самого утра напился!» — подумал я. А это значит — осудил человека. Вот вам и грех…»
Сейчас даже сложно представить, как первый настоятель прихода крестил по 60-80 человек в круглом зале драмтеатра (прим. — Ныне трапезная Саровского монастыря). Как проходили праздничные богослужения в единственном тогда храме, когда верующие стояли впритирку, и от дыхания сотен людей по стенам текла вода, как в бане. Такой небывалый всплеск религиозного самосознания был в начале 1990-х годов!
Во время встречи верующие вспоминали первые шаги становления прихода, яркие события, дорогих людей и духовных наставников, которых уже нет рядом с нами. Это и владыка Николай, и первые три настоятеля прихода (протоиерей Владимир Алясов, игумен Иоанн (Урсол) и протоиерей Герман Здоров); санаксарские старцы (схиархимандрит Питирим (Перегудов), схиигумены Иероним (Верендякин) и Феофан (Даньков). Вспомнили старосту Александра Ильича Романова и его супругу, Нину Михайловну, в монашестве Назарию.
Прозвучали благодарности старейшим прихожанкам, которых называют словом «мама». Это «мама Шура» Сергеева, которая первая заведовала хозяйством в храме. Также не представить храм Всех Святых без «мамы Веры» Суворовой, которая, несмотря на свои 88 лет, до сих пор в строю. Она мыла и сторожила храм, самостоятельно освоила выпечку необыкновенно вкусных просфор, которыми радует нас с вами.
Священники опираются на прихожан
За эти годы на приходе сменилось шесть настоятелей, а последние пять лет трудится нынешний, седьмой настоятель, — протоиерей Александр Долбунов. Каждый настоятель привнес в жизнь православной общины что-то новое.
Главной заботой о. Александра является строительство храма свв. Царственных страстотерпцев, который будет центром приходской жизни и на наших глазах становится одним из красивейших храмов на саровской земле.
О. Александр Долбунов:
— Приближается лето — время освящения нового храма. Благодарю прихожан за их труды и молитвы. Но надо понимать, что такие большие дела не обходятся без искушений, поэтому нам нужно усилить свою молитву. Думаю, что с Пасхи мы начнем совершать там регулярные молебны.
О. Сергий Скузоваткин:
— Дорогие наши прихожане! Мы, священники, во всем опираемся на вас, вдохновляемся вашими молитвами и совершаем богослужения от вашего лица. Не всегда удается сказать вам слова благодарности за ваши труды. Но пусть Господь подаст вам за них Свою благодать. Я хочу пожелать вам, чтобы в ваших детях и внуках была частица той Божественной искры, которая сподвигла вас на труды. Пусть ваши потомки не будут оставлены у Бога...
Справка. Храм Всех Святых начал строится еще при жизни прп. Серафима Саровского, в 1832 году. Был впервые освящен 3 (16) июля 1834 года Преосвященным Арсением, архиепископом Тамбовским и Шацким.
Интересно, а что было в Сарове до появления первого священника и до открытия первого храма? Оказывается, молитва на саровской земле и в советские годы никогда не прекращалась...
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна