Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Классика сквозь призму Евангелия

7 ноября 2016 года

В Дивеевской общеобразовательной школе 7 ноября состоялась встреча учителей с коллегой и писателем из Лысковской епархии Николаем Лобастовым, автором четырехтомника «Записки сельского учителя» из серии «О русской литературе».

Этот труд, посвященный анализу творчества писателей XIX века с учетом исторического и культурного контекста выдержал уже четыре переиздания, но в книжной сети, по словам автора, его не купишь. Книжки расходятся во время лекций, а также рассылаются автором по запросам по всему миру, где живут наши соотечественники. Книги изданы на президентский грант, и предисловие к ним написали президент Регионального общественного фонда изучения наследия Столыпина Павел Пожигайло и митрополит Калужский и Боровский Климент.

Николай Алексеевич более 30 лет вел русский язык и литературу в сельской школе и техникуме, преподаватель высшей категории. Его конек — докапываться до глубинного смысла произведений классиков. И как человек верующий, он это делает сквозь призму Евангелия, которое соотносится с русской традицией. Семинар для учителей так и назывался: «Русская литература XIX века. Взгляд сквозь призму Евангелия». Н. Лобастов предложил учителям свой авторский взгляд на писателей-классиков и их произведения, изучаемые в рамках школьной программы по литературе.

О себе Николай Лобастов рассказал немного. Как блудный сын из библейской притчи вернулся в отчий дом, так и он вошел в лоно Православной Церкви, более десяти лет живет без телевизора, и не пропустил ни одной воскресной службы. На самом деле это далеко не все. Николай Алексеевич — очень активный человек. Живет в с. Просек Лысковского района, с 1996 года он издает областную православную газету «Свет Православия», активно публикуется на Интернет-ресурсах, записывает передачи на радио «Радонеж», заочно окончил миссионерский факультет ПСТГУ, уже 18 лет ведет кружок по Закону Божиему в исправительной колонии.

Учителя живо реагировали на слова писателя. То смеялись, то недоуменно переглядывались. Действительно, многое было слышать странно и непривычно. Из школьной литературы мы вынесли массу штампов: «революционные взгляды Пушкина», «социальная сатира Гоголя», «Катерина — луч света в темном царстве». Николай Алексеевич от этих идеологических штампов не оставляет камня на камне. Причем подтверждает свои утверждения цитатами из самих произведений, опирается на письма и дневники писателей, а также воспоминания их современников. Его интересует мировоззрение писателей, которое далеко не всегда лежит на поверхности. В его изложении русская литература предстает отражением борьбы идей, которыми увлекалась русская интеллигенция.

В начале своей исследовательской работы Николай Лобастов думал, что основное противоречие XIX века — между традиционным взглядом и атеистическим, а оказалось, что между традиционным и либеральным. Либерал не верит в абсолют, в неизменные правила, которые проходят через всю историю. Для него меняется жизнь — меняются правила. Это мировоззрение начало развиваться в России со времен французской революции. И одна из главных тем в отечественной литературе XIX века — это семья и брак. Это нечто неизменное или то, что меняется? Н. Лобастов рассмотрел это на примере произведений Карамзина, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Островского, Тургенева, Бунина, Чехова, Куприна.

В евангельской традиции любовь понимали, как исполнение закона. «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). Начиная с повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» любовь впервые называется чувством. Катерина в «Грозе» Островского уже не желает тайно изменять мужу, но «пусть все видят». Она борется за свои права: грешить и распоряжаться своей жизнью (право на самоубийство). Тургенев солидарен со своим героем Базаровым «принципов нет, а есть ощущения». Cледующий шаг — в произведениях декларируется, что любовь как страсть выше брака, любовь и брак противопоставляются друг другу…

Часть писателей-классиков работала на понижение нравственной планки. Но наряду с ними творили такие титаны духа, как Пушкин и Достоевский. Н. Лобастов: «Читаешь Достоевского, и жить хочется. Какие люди! С такой любовью о России еще никто не писал». Для Николая Лобастова литература не просто школьный предмет. Она помогает воспитать человека. «Что такое человек? Это кусок золота, на который налипла грязь. В том, чтобы ее очистить и состоит цель преподавания литературы...»

Культура / 2019 год / 20190601-Мурзилка собирает друзей
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото - М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.