Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Классика сквозь призму Евангелия

7 ноября 2016 года

В Дивеевской общеобразовательной школе 7 ноября состоялась встреча учителей с коллегой и писателем из Лысковской епархии Николаем Лобастовым, автором четырехтомника «Записки сельского учителя» из серии «О русской литературе».

Этот труд, посвященный анализу творчества писателей XIX века с учетом исторического и культурного контекста выдержал уже четыре переиздания, но в книжной сети, по словам автора, его не купишь. Книжки расходятся во время лекций, а также рассылаются автором по запросам по всему миру, где живут наши соотечественники. Книги изданы на президентский грант, и предисловие к ним написали президент Регионального общественного фонда изучения наследия Столыпина Павел Пожигайло и митрополит Калужский и Боровский Климент.

Николай Алексеевич более 30 лет вел русский язык и литературу в сельской школе и техникуме, преподаватель высшей категории. Его конек — докапываться до глубинного смысла произведений классиков. И как человек верующий, он это делает сквозь призму Евангелия, которое соотносится с русской традицией. Семинар для учителей так и назывался: «Русская литература XIX века. Взгляд сквозь призму Евангелия». Н. Лобастов предложил учителям свой авторский взгляд на писателей-классиков и их произведения, изучаемые в рамках школьной программы по литературе.

О себе Николай Лобастов рассказал немного. Как блудный сын из библейской притчи вернулся в отчий дом, так и он вошел в лоно Православной Церкви, более десяти лет живет без телевизора, и не пропустил ни одной воскресной службы. На самом деле это далеко не все. Николай Алексеевич — очень активный человек. Живет в с. Просек Лысковского района, с 1996 года он издает областную православную газету «Свет Православия», активно публикуется на Интернет-ресурсах, записывает передачи на радио «Радонеж», заочно окончил миссионерский факультет ПСТГУ, уже 18 лет ведет кружок по Закону Божиему в исправительной колонии.

Учителя живо реагировали на слова писателя. То смеялись, то недоуменно переглядывались. Действительно, многое было слышать странно и непривычно. Из школьной литературы мы вынесли массу штампов: «революционные взгляды Пушкина», «социальная сатира Гоголя», «Катерина — луч света в темном царстве». Николай Алексеевич от этих идеологических штампов не оставляет камня на камне. Причем подтверждает свои утверждения цитатами из самих произведений, опирается на письма и дневники писателей, а также воспоминания их современников. Его интересует мировоззрение писателей, которое далеко не всегда лежит на поверхности. В его изложении русская литература предстает отражением борьбы идей, которыми увлекалась русская интеллигенция.

В начале своей исследовательской работы Николай Лобастов думал, что основное противоречие XIX века — между традиционным взглядом и атеистическим, а оказалось, что между традиционным и либеральным. Либерал не верит в абсолют, в неизменные правила, которые проходят через всю историю. Для него меняется жизнь — меняются правила. Это мировоззрение начало развиваться в России со времен французской революции. И одна из главных тем в отечественной литературе XIX века — это семья и брак. Это нечто неизменное или то, что меняется? Н. Лобастов рассмотрел это на примере произведений Карамзина, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Островского, Тургенева, Бунина, Чехова, Куприна.

В евангельской традиции любовь понимали, как исполнение закона. «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). Начиная с повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» любовь впервые называется чувством. Катерина в «Грозе» Островского уже не желает тайно изменять мужу, но «пусть все видят». Она борется за свои права: грешить и распоряжаться своей жизнью (право на самоубийство). Тургенев солидарен со своим героем Базаровым «принципов нет, а есть ощущения». Cледующий шаг — в произведениях декларируется, что любовь как страсть выше брака, любовь и брак противопоставляются друг другу…

Часть писателей-классиков работала на понижение нравственной планки. Но наряду с ними творили такие титаны духа, как Пушкин и Достоевский. Н. Лобастов: «Читаешь Достоевского, и жить хочется. Какие люди! С такой любовью о России еще никто не писал». Для Николая Лобастова литература не просто школьный предмет. Она помогает воспитать человека. «Что такое человек? Это кусок золота, на который налипла грязь. В том, чтобы ее очистить и состоит цель преподавания литературы...»

Культура / 2018 год / 20181205-Снимают передачу о святынях Нижегородчины
В соборе Михаила Архангела в нижегородском Кремле
В соборе Михаила ...
В музее Ядерного оружия. Саров
В музее Ядерного ...
На ступенях Троицкого собора Дивеевского монастыря
На ступенях Троиц...
 
 
 
На Святой Канавке Дивеевского монастыря
На Святой Канавке...
Вид на Троицкий собор Дивеевского монастыря
Вид на Троицкий с...
Икона Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская
Икона Божией Мате...
Интерьер Троицкого собора Дивеевского монастыря. Сень над ракой с мощами батюшки Серафима
Интерьер Троицког...
 
Саровские пещеры
Саровские пещеры
Сумерки в Дивеевском монастыре
Сумерки в Дивеевс...
На Дальней пустынке прп. Серафима. Саров
На Дальней пустын...
Встреча с арзамассцами в Дивеевском монастыре
Встреча с арзамас...

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото - М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.