Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Свежим взглядом

25 октября 2016 года

Как мы разговариваем со своими детьми? Какой пример подаем? И все ли в нашей семье идет хорошо? Как правило, мы об этом не задумываемся. Все силы тратим на работу, а семейные отношения пускаем на самотек, по остаточному принципу. Поэтому родители учеников воскресной школы прихода храма Всех Святых стараются не пропускать факультативы, которые проводит старейший педагог воскресной школы, психолог Альбина Николаевна Яцкова. Эти беседы помогают многое в своей семейной жизни увидеть свежим взглядом, получить практические советы.

Во время встречи родителей с А. Яцковой 23 октября были рассмотрены детско-родительские отношения и то, чем могут помочь родители в выполнении школьных домашних заданий.

В начале Альбина Николаевна напомнила «пройденный» материал, который обсуждали на прошлых беседах: мотивы вступления в брак; базовые принципы и ценности семьи; кризисы, через которые проходит семья на каждом этапе своего развития, и которые являются нормальным явлением.

Семья это — среда, в которой растет ребенок. Поэтому большое значение имеет воспитательная позиция родителей: насколько их требования к ребенку адекватны его возрасту и возможностям, насколько они гибки в зависимости от состояния ребенка и изменения внешних условий. Родители должны вести и направлять ребенка по жизни, думать об этом, прогнозировать свои дальнейшие шаги.

Педагог-психолог выделила основные типы детско-родительских отношений и то, каким вырастет ребенок при таких отношениях. Оптимальный для развития ребенка это — демократический тип отношений. Он предполагает разумную любовь и принятие ребенка, с его индивидуальными особенностями (здоровый или больной, умный или не очень) справедливые требования к ребенку, обоснованные запреты, контроль осуществляется на основе заботы. У ребенка при этом формируется чувство собственного достоинства, ответственность, самостоятельность и дисциплина, полноценное общение.

При авторитарном типе отношений эмоциональная близость с ребенком чаще отсутствует, требования к ребенку жесткие, без объяснения причин, контроль жесткий и некорректный, имеют место наказания, модель общения — дисциплинарная, постоянны окрики, угрозы и упреки. При таком стиле воспитания ребенок часто пассивный, зависимый от того, что происходит дома, безынициативный, с низкой самооценкой. Следствием этого является агрессия и лицемерие, а когда он вырастает, то сам превращается в тирана.

Гиперопека означает повышенную заботу о ребенке, отсутствие к нему требований при больших ограничениях и запретах, тотальный контроль и стремление к тесному эмоциональному контакту. В таких семьях вырастает ребенок несамостоятельный, зависимый от родителей, эгоцентрик и, по большому счету, эмоциональный сирота, который был лишен понимания, любви и тепла.

Отношения повышенной моральной ответственности подразумевают гиперсоциализацию (кто что скажет), высокие требования в сочетании с недостатком внимания к ребенку. Родители очень озабочены будущим ребенка и его успехами в учебе. Ребенок вырастает тревожным и мнительным, с низкой самооценкой. Анархический тип отношений это попустительство, отсутствие требований и контроля, заискивание перед ребенком. На выходе получаем эгоиста и приспособленца. А безразличие, эмоциональное отвержение (золушка) и жестокое обращение — самые плохие варианты общения с ребенком, которые коверкают его личность, воспитывают в нем жестокость...

Во время встречи родители озвучили проблему — они не видят детей, очень мало пересекаются. Другие достаточно частые ситуации: ребенок не справляется с высокими требованиями в школе или не складываются отношения ребенка с учителем. Альбина Николаевна дала рекомендации родителям, как сделать учителя своим союзником. Некоторым родителям не нравится, что школа ориентирует на успех, и не все дети вписываются в предложенную схему. «А почему мы не научили детей трудиться? — переадресовала вопрос самим родителям А. Яцкова. — Успех это не захваливание ребенка, а труд и его результат».

Дальше разговор пошел о том, как помочь ребенку справится со школьной нагрузкой, в частности наладить выполнение домашних заданий. Часто ребенок часами сидит над уроками не потому, что так много задают, а потому что отвлекается. Психолог посоветовала, как это можно изменить. Сюда входят и простые средства поддержки уставшего организма, и рациональная организация рабочего места, и доведенный до автоматизма алгоритм действий, и подбадривание ребенка своей заинтересованностью и добрым словом, и приучение к режиму дня. Задача родителей в начальной школе — воспитать правильные привычки и умение ценить время.

Альбина Николаевна по этому вопросу рекомендовала следующую литературу: А. Черкасова «Как научить ребенка правильно учить уроки», Г. Куценко «Почему школьнику нужен режим», Е. Бурмистрова «Учим уроки», А. Сорин «Уроки без слез».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.