16 апреля 2016 года
По предложению иерея Сергия Скузоваткина Клуб любителей православной книги начал цикл бесед, темы которых связаны с православными монастырями. И первая встреча этого цикла 14 апреля была посвящена такой известной обители, как Оптина Пустынь. Были представлены книги не только об Оптиной, но и о ее знаменитых насельниках. Стоит отметить, что одной встречи для того, чтобы хотя бы удовлетворительно раскрыть тему, не хватило.
С очень интересным сообщением выступила режиссер православного творческого объединения "МiР" Ирина Семенчук. Она рассказала об одном из последних иеромонахов Оптинского монастыря, ставшего в советские годы исповедником веры – о преподобном Севастиане Карагандинском. Ирина Михайловна родом из Караганды и так сложилось, что крестил ее именно преп. Севастиан, будучи уже старцем. Он тогда служил в малеьком храме неподалеку от ее дома. Об этом Ирина Михайловна узнала только в зрелые годы, придя к вере. И, конечно, личность и судьба этого удивительного человека не могли не заинтересовать ее.
Как уже говорилось, будущий преподобный Севастиан начинал свое монашеское делание в Оптиной пустыни келейником у старца Иосифа, а после его кончины - у старца Нектария и оставался с ним до конца его дней. В переломный для России 1917 год он принял монашеский постриг, а в 1927-м стал иеромонахом, то есть священником-монахом. После закрытия и разгона Оптиной переехал в Козельск, а затем в город Козлов Тамбовской губернии, где прожил до 1933 года. В Козлове он работал простым служащим и на заработанные деньги кормил многодетную семью погибшего от рук советской власти местного священника. Младший сын этого священника стал монахом, его имя – митрополит Питирим. Опубликованы его воспоминания о преп.Севастиане. Митроплит Питирим в последствии отпевал отца Севастиана. А в 1933 году о.Севастиан получил 7 лет лагерей и был направлен в Карлаг. Так он и оказался в Караганде. Голая степь, в которой ничего не растет. Летом – сорок градусов жары, зимой – столько же мороза, сильнейшие бураны. По степи разбросаны шахты и между ними поселки. Смиренно о.Севастиан перенес ссылку и все трудности, что выпали на его долю. В 1939 году был освобожден. Ненадолго съездил в центральную Россию к своим духовным чадам, но снова вернулся в благословенную Караганду, чтобы служить людям, живущим на этой политой кровью мучеников земле.
В Караганде в те годы жили не только политзаключенные, для работы на шахтах туда привозили массы так называемых спецпереселенцев. Фактически - советских рабов, еще более бесправных, чем заключенные. Они были брошены в степи без нормального жилья и пропитания, голодали, умирали тысячами. Ирина Михайловна зачитала отрывки воспоминаний чудом выживших спецпереселенцев. Эти строки потрясают. Судьбы карагандинцев Божиим промыслом переплетены с Дивеевом и Саровом. В Карлаге отбывали срок монахини Дивеевского монастыря. Сколько всего их было там точно не известно, найдено 36 дел. Из этих 36-ти три - прославлены в лике святых. А всего известно 90 святых, прославленных из числа насельников Карлага. С Карагандой связана судьба еще одного известного православной общественности Сарова человека – Алексея Федорова. На протяжении многих лет он был старостой прихода храма Всех Святых, автор опубликованной на нашем сайте Летописи возрождения православия в Сарове. Бабушка Алексея Викторовича была спецпереселенкой, она рассказывала родным, что по дороге в Караганду схоронила нескольких из своих детей в железнодорожной насыпи.
Ирина Михайловна представила членам клуба книгу о преподобном Севастиане, принесла ковчежец с частицей его гроба, раздала иконочки.
Вторую часть встречи, посвященную Оптиной пустыни, провела Надежда Тарасова. Она рассказала об истории основания монастыря по Уставу святого Паисия Величковского, о старческой традиции, которая процвела в этом монастыре. В 19-м и начале 20-го века в этой обители побывали практически все самые яркие представители российской элиты и интеллигенции того времени. Большую роль сыграло Оптинское книгоиздательство, можно сказать, что оно просветило Россию. В этом великая заслуга Оптиной.
О.Сергий рассказал историю уже из нашего времени, об одном из старцев современной Оптиной –- о.Илии (Ноздрине), духовнике Святейшего Патриарха Кирилла. Батюшке, в то время еще диакону, посчастливилось встретиться с о.Илием в храме преподобного Серафима Саровского, куда он пришел неузнанным, просил разрешения служить и по-детски смиренно отвечал на строгие вопросы благочинного монастыря о.Марина. О том, что перед ними известный на всю страну старец Илий, саровские священнослужители узнали от народа, откуда ни возьмись набежавшего и заполнившего весь храм, обычно полупустой за будничным богослужением.
У некоторых участников встречи родилось сильное желание посетить Оптину пустынь. В свою очередь те, кто уже бывал там, делились опытом, как доехать. По словам Наталии Кулик, в Москве есть подворье Оптиной пустыни, откуда организованы регулярные паломнические поездки. Паломники обеспечиваются транспортом, жильем, питанием, предусмотрены экскурсии и есть возможность причаститься в монастыре. Хочешь быть опытен? Езжай в Оптину!
Следующая встреча Клуба любителей православной книги в мае будет посвящена продолжению рассказа об этом удивительном монастыре - Свято-Введенской Оптиной Пустыни.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна