Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Хочешь быть опытен, поезжай в Оптину!

16 апреля 2016 года

По предложению иерея Сергия Скузоваткина Клуб любителей православной книги начал цикл бесед, темы которых связаны с православными монастырями. И первая встреча этого цикла 14 апреля была посвящена такой известной обители, как Оптина Пустынь.  Были представлены книги  не только об Оптиной, но и о ее знаменитых насельниках. Стоит отметить, что одной встречи для того,  чтобы хотя бы удовлетворительно раскрыть тему, не хватило.

С очень интересным сообщением выступила режиссер православного творческого объединения "МiР" Ирина Семенчук. Она рассказала об одном из последних иеромонахов Оптинского монастыря, ставшего в советские годы исповедником веры – о преподобном Севастиане Карагандинском. Ирина Михайловна родом из Караганды и так сложилось, что крестил ее именно преп. Севастиан, будучи уже старцем. Он тогда служил в малеьком храме неподалеку от ее дома. Об этом Ирина Михайловна  узнала только в зрелые годы, придя к вере.  И, конечно, личность и судьба этого удивительного человека  не могли не заинтересовать ее.

Как уже говорилось, будущий преподобный Севастиан начинал свое монашеское делание в Оптиной пустыни келейником у старца Иосифа, а после его кончины - у старца Нектария и оставался с ним до конца его дней. В переломный для России 1917 год он принял монашеский постриг,  а в 1927-м стал иеромонахом, то есть священником-монахом. После закрытия и разгона Оптиной переехал в Козельск, а затем в город Козлов Тамбовской губернии, где прожил до 1933 года. В Козлове он работал простым служащим и на заработанные деньги кормил многодетную семью погибшего от рук советской власти местного священника. Младший сын этого священника стал монахом, его имя – митрополит Питирим. Опубликованы его воспоминания о преп.Севастиане. Митроплит Питирим в последствии отпевал отца Севастиана. А в 1933 году о.Севастиан получил 7 лет лагерей и был направлен в Карлаг. Так он и оказался в Караганде. Голая степь, в которой ничего не растет. Летом – сорок градусов жары, зимой – столько же мороза, сильнейшие бураны. По степи разбросаны шахты и между ними поселки.  Смиренно о.Севастиан перенес ссылку и все трудности, что выпали на его долю. В 1939 году был освобожден.  Ненадолго съездил в центральную Россию к своим духовным чадам, но снова вернулся в благословенную Караганду, чтобы служить людям, живущим на этой политой кровью мучеников земле.

В Караганде в те годы жили не только политзаключенные, для работы на шахтах туда привозили массы так называемых спецпереселенцев. Фактически - советских рабов, еще более бесправных, чем заключенные. Они были брошены в степи без нормального жилья и пропитания, голодали, умирали тысячами. Ирина Михайловна  зачитала отрывки воспоминаний чудом выживших спецпереселенцев. Эти строки потрясают. Судьбы карагандинцев Божиим промыслом переплетены с Дивеевом и Саровом. В Карлаге отбывали срок монахини Дивеевского монастыря. Сколько всего их было там точно не известно, найдено 36 дел. Из этих 36-ти три - прославлены в лике святых. А всего известно 90 святых, прославленных из числа насельников Карлага.  С Карагандой связана судьба еще одного известного православной общественности Сарова человека – Алексея Федорова.  На протяжении многих лет он был старостой прихода храма Всех Святых, автор опубликованной на нашем сайте Летописи возрождения православия в Сарове.  Бабушка Алексея Викторовича была спецпереселенкой, она рассказывала родным, что по дороге в Караганду схоронила нескольких из своих детей в железнодорожной насыпи.

Ирина Михайловна представила членам клуба книгу о преподобном Севастиане, принесла ковчежец с частицей его гроба, раздала иконочки.

Вторую часть встречи, посвященную Оптиной пустыни, провела Надежда Тарасова. Она рассказала об истории основания монастыря по Уставу святого Паисия Величковского,  о старческой традиции, которая процвела в этом монастыре. В  19-м и начале 20-го  века  в этой обители побывали практически все самые яркие представители российской элиты и интеллигенции того времени. Большую роль сыграло Оптинское книгоиздательство, можно сказать, что оно просветило Россию. В этом великая заслуга Оптиной.

О.Сергий рассказал историю уже из нашего времени, об одном из старцев современной Оптиной –- о.Илии (Ноздрине), духовнике  Святейшего Патриарха Кирилла.  Батюшке, в то время еще диакону,  посчастливилось встретиться с о.Илием в храме преподобного Серафима Саровского, куда он пришел неузнанным,  просил разрешения служить и по-детски смиренно отвечал на строгие вопросы благочинного монастыря о.Марина. О том, что перед ними известный на всю страну старец Илий, саровские священнослужители узнали от народа, откуда ни возьмись набежавшего и заполнившего весь храм, обычно полупустой за будничным богослужением.

У некоторых участников встречи родилось сильное желание посетить Оптину пустынь. В свою очередь те, кто уже бывал там, делились опытом, как доехать. По словам Наталии Кулик, в Москве есть подворье Оптиной пустыни, откуда  организованы регулярные паломнические поездки. Паломники обеспечиваются транспортом, жильем, питанием, предусмотрены экскурсии и есть возможность причаститься в монастыре.  Хочешь быть опытен? Езжай в Оптину!

Следующая встреча Клуба любителей православной книги в мае будет посвящена продолжению рассказа об этом удивительном монастыре - Свято-Введенской Оптиной Пустыни. 


Культура / 2016 год / 2016.03.31 Клуб православной книги. Святой Иоанн Кронштадский
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.