Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Жизнь семьи: от кризиса к кризису

5 апреля 2016 года

3 апреля в детской воскресной школе при храме Всех Святых педагог-психолог Альбина Николаевна Яцкова провела факультатив для родителей на тему: «Детско-родительские отношения. Доброе общение в семье — основа бесконфликтного усвоения детьми норм поведения».

Тема была выбрана по просьбе родителей. К психологу воскресной школы часто обращаются с вопросами, связанными с трудностями общения с детьми. Вообще, приходская воскресная школа – семейного типа. Преподаватели делают упор не только на вероучительные дисциплины, но и на сплочение прихожан, приобщение семей к традиционному православному укладу жизни. Родителям часто не хватает педагогических и психологических знаний, кроме того, ценности общества потребления работают на разрушение семьи. Люди ощущают, что этому как-то надо противостоять, но не могут разобраться во внутрисемейных проблемах. И в этом может помочь психолог.

Альбина Николаевна – ребенок Великой Отечественной войны. Это старейший педагог воскресной школы, и за ее плечами не только теория, но и большой педагогический и жизненный опыт, который полезен особенно молодым родителям, которые выросли в годы перестройки.

В начале беседы Альбина Николаевна напомнила основные этапы семейной жизни (от создания семьи и до старости) и задачи, которые люди решают в эти периоды. Вся жизнь семьи протекает в преодолении кризисов, связанных как с возрастными особенностями ее членов, так и в целом с данным этапом жизни. От этого никуда не уйти.

Говоря о воспитании детей, А. Яцкова постоянно отмечает важность не разовых, а систематических усилий родителей. Это необходимо для того, чтобы у ребенка были сформированы необходимые знания, умения и навыки. Наскоком, под настроение тут ничего не добьешься. Родители жалуются на то, что современные дети часто несамостоятельны, не знают слова «надо». По мнению психолога, это говорит о том, что родители не приучали ребенка к волевым усилиям и, предваряя его желания, спешили все делать за него.

А. Яцкова: «С самого малого возраста нужно привлекать ребенка к различным делам. Допустим, он хочет на горшок. Не бегите за ним сами, но вместе с ребенком. «Пойдем, возьмем горшок». Или: «Пойдем, нальем воды в чашку». Так ребенок узнает, где что находится в доме, и как что делается. Так он приучается к самостоятельности и необходимости волевых усилий. Если же мы не даем ребенку ничего делать, все выполняя за него, это часто приводит либо к апатии, либо к конфликту, протесту, который может проявиться даже в вспышках немотивированной агрессии…

Мы злимся на ребенка, кричим: «Почему ты не убрал за собой?» А он молчит и не знает, что ответить. Почему он не убрал? Да потому что мы его сами не приучили к этому. В детском саду, школе, да и в семье сейчас все больше нацелены на знания, а воспитание ребенка при этом страдает…»

Психолог отметила особенности каждого возраста. Например, в три года ребенок начинает формироваться как личность, часто проявляет упрямство, строптивость, стремление к деспотизму, бунт и протест. По мнению специалистов, это поведение практически не поддается коррекции. Родителям нужно предоставить ребенку сферу деятельности, в которой он сможет проявить свою самостоятельность. Терпение и правильное отношение родителей к трехлетке влияет на всю его дальнейшую жизнь.

Основная деятельность дошкольника – это игра, в ней ребенок учится действовать по правилам, тренирует свою волю, а любой проигрыш стимулирует его к работе над собой. Поэтому как бы взрослые не спешили, нужно давать детям возможность проживать игру, учить их правильно вести себя в игре. Также у дошкольников нужно развивать умелость, бытовые навыки, знания об окружающей среде.

К семилетке уже пора относиться всерьез, действовать не давлением, а убеждением, давать ему больше свободы. Не должно быть столько запретов, чтобы ребенку казалось, что ему вообще ничего нельзя. На самом деле, можно все. Но чтобы это было безопасно для себя самого, для окружающих людей, и еще – нужно бережно относиться к миру вещей (сюда же входит умение экономно тратить деньги). Таким образом, ребенок должен усвоить всего три ограничения.

Ребенок растет и формируется как целостная личность. Он учится логически рассуждать, регулировать свои действия и подчиняться правилам. У школьника 10-11 лет чувство уверенности в себе во многом зависит от успеваемости. Но самый сложный для родителей – подростковый возраст, когда падает их авторитет в глазах ребенка. Родителям надо понять, как подростку приходится трудно в период полового созревания, он неуверен в себе, хотя и ведет себя заносчиво. Нужно принять ребенка с его возрастными особенностями, помочь советом, не давить, но любую ситуацию пытаться перевести в положительное русло. К окончанию школы ребенок определяется в жизни, и родителям нужно установить с ним правильную дистанцию.

Альбина Николаевна говорила о том, что все дети в семье должны чувствовать себя одинаково любимыми, хотя одни растут и радуют нас, а другие доставляют больше хлопот. Никогда нельзя сравнивать детей между собой. Это вызывает обиду, формирует отрицательные черты характера, а задача родителей – выпестовать все лучшее, что заложено в ребенке, улучшить, а не ухудшить его. Все дети равны по значимости, их иерархия формируется по старшинству – у старшего больше прав и обязанностей. Мы должны давать оценку не самому ребенку, а его делам и поступкам. Направлять его энергию в созидательное русло, не забывать благодарить.

Каждый член семьи должен получать свою порцию принятия, хороших слов и телесных контактов. Ребенку для выживания необходимо, чтобы его обняли или погладили не меньше четырех раз в день. В семье нужно исключить насилие, унижение, жестокость. Надо взять на вооружение правило: в гневе мы ничего не делаем, удаляемся от общения, пока не успокоимся. Пытаемся молиться, это приводит в чувство. Систематическое раздражение и агрессия в семье приводят к депрессиям и соматическим заболеваниям ее членов. «Поймите, – убеждала Альбина Николаевна, – никто не хочет быть плохим. Просто у человека правильно не сформирована эмоционально-волевая сфера. Но в любое время мы можем остановиться и переломить ситуацию. Все зависит от нас».

Детско-родительские отношения отличает большая эмоциональность, они меняются по мере роста ребенка. Они противоречивы, т. к. мы хотим уберечь ребенка и, в то же время, научить его самостоятельности. Главное в общении с детьми это слово. Психолог раскрыла такие понятие, как «Я-общение» и «Ты-общение». Показала, как этим нужно пользоваться.

Она выделила основные принципы построения здоровой семьи. Они базируются на супружеских отношениях, которыми нельзя пренебрегать, на эмоционально положительных контактах и ответственности всех членов семьи, когда у каждого есть свои обязанности. Взрослые часто не умеют выражать свои чувства, нужно учиться этому, поскольку дети должны видеть положительные эмоции со стороны родителей.

К каким отношениям в семье мы стремимся? К ровным, честным и доверительным. Сюда входит умение разговаривать друг с другом, договариваться, обсуждать сложности, уметь быть вместе и уметь проводить время порознь, внутри дома соблюдать границы всех членов семьи, умение благодарить и прощать. В семье должны быть сотрудничество и помощь друг другу. Если же у нас что-то идет не так, то надо разобраться в этом и наладить правильные отношения. Это трудно, но возможно.

Родители благодарили Альбину Николаевну за содержательную беседу, задавали индивидуальные вопросы.

Православное образование / 20130828-методобъединение учителей ОРКСЭ
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.