Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Светлана Шестакова: «Чем выше статус гимназии, тем больше ответственность»

12 декабря 2015 года

В Саровской православной гимназии 11 декабря принимали ведущего специалиста Синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата Светлану Шестакову, которая оценила возможности этого учебного заведения стать ресурсной площадкой федерального, общецерковного уровня.

Светлана Михайловна осмотрела специализированные кабинеты, побывала на уроках основ православной веры, русского и латинского языка. Ребята подготовили небольшой, но очень насыщенный концерт, в который вошло исполнение авторских вокальных и поэтических произведений, театральная постановка, танец и хоровые номера. Особый восторг гостьи вызвал старший хор гимназии под управлением учителя музыки Лилии Бондаренко.

Состоялся семинар для педагогов гимназии. Директор Наталия Суздальцева выступила с докладом «Миссия и служение православной образовательной организации в социокультурном пространстве города», в котором она сделала обзор того, что реализовано гимназией за шесть лет ее существования. А это немало.

Гимназия сразу же ярко заявила о себе, став епархиальной экспериментальной площадкой — городским ресурсным центром по духовно-нравственному воспитанию, а с 2012 года — уже областной экспериментальной площадкой на базе НИРО. Коллектив поставил перед собой цель — создать в Сарове социально-педагогическую среду, ориентированную на традиционные отечественные культурные ценности. Гимназия успешно взаимодействует с государственной, муниципальной и епархиальной системами образования, работает по проектному, организационно- и консультационно-методическому направлениям.

Директор подробнее остановилась на грантовой деятельности гимназии и на самом значимом мероприятии — Серафимовских чтениях, которые в прошлом году переросли в масштабные Серафимовские дни и шли в течение двух месяцев. О них узнали и непосредственно поучаствовали более тысячи горожан, а также иногородние участники. Это — уникальный проект, не имеющий аналогов. Обычно проводятся более узко направленные конференции, а фестивальный характер Серафимовских дней дает возможность участникам проявить свои таланты во многих видах деятельности.

Н. Суздальцева: «Все это нам дало вхождение в единое образовательное пространство. Нас стали воспринимать, как партнеров, которые многое могут. Увидели, что у нас яркие, талантливые дети и учителя. К сожалению, в обществе до сих пор бытует атеистическое предубеждение, что православная гимназия это — церковно-приходская школа. Мы пытаемся переломить негативные стереотипы, поэтому позиционируем себя как активных, творческих и современных людей. Это привело к росту числа детей, которые принимают участие в православных конкурсах и мероприятиях, в целом к росту числа горожан, лояльно настроенных к вере. Капля камень точит. Это был важный этап для нашего становления и, одновременно, внутреннего роста. Но, может быть, мы уже созрели до того, чтобы усилить методическую работу, тиражируя свой опыт для других учебных заведений?»

Зам. директора по учебной работе Ольга Козлова рассказала о возможностях повышения воспитательного потенциала урока за счет включения в него православного компонента. Свое выступление она иллюстрировала разработками уроков, выполненных учителями начальных классов. Например, на уроке русского языка дети работают не просто с текстом, а с отрывком религиозного содержания. Учителя вынуждены применять творческий подход, потому что готовых учебников нет. Ольга Николаевна рассмотрела, каким она видит такой учебник-тетрадь по основам православной веры «Беседы с батюшкой».

Светлана Шестакова приезжала в гимназию в прошлом году во время профессиональной аттестации педагогов. Она отметила динамику развития за год. И ученики, и педагоги глубже погрузились в содержание образования, формирующего православное мировоззрение и развитие личности ребенка.

Она отметила, что в Саровской православной гимназии сложилась уникальная система воспитания детей, основанная на творческой, литературной деятельности и театрализации. Эта система дает возможность для роста каждого педагога. С. Шестакова: «Самое главное — описать эту систему: cуть и то, как этот потенциал может развиваться дальше. Нужно обобщить свой собственный опыт».

Она рассказала о том, с какими трудностями создаются учебники и методические пособия. Проблема в том, что каждая православная гимназия дает свои авторские программы, и пока еще не сложилась единая система. Гимназия имеет право послать свои рабочие программы по ОПВ для получения грифа в Синодальный образовательный отдел. Если у школ есть силы, они берутся и сами создают для себя методические пособия.

По словам Светланы Михайловны, с 2016 года начнет работать положение об общественной аккредитации муниципальных общеобразовательных школ с углубленным изучением православного компонента. Такие школы есть в Вятке, Белгороде и других регионах. Например, в Тамбове предложили, чтобы все 500 школ получили общественную аккредитацию РПЦ...

Что означает быть ресурсным центром Синодального отдела? Это значит, что деятельность школы должна стать достоянием, которым сможет воспользоваться любая православная школа, а их сейчас в России около двухсот. По словам Светланы Михайловны, если такой договор о сотрудничестве будет подписан с Саровской православной гимназией, а он обычно подписывается на три года, то его результатом должен явиться какой-то продукт (учебные пособия, воспитательная система, стратегия развития образовательной организации и др.) Но пока нет никаких жестких, юридически оформленных условий. Светлана Михайловна еще раз рекомендовала обобщить уникальный опыт, а также найти средства и издать все литературные наработки и сценарии театральных постановок, которые есть в гимназии.

— Если наша гимназия станет экспериментальной площадкой Синодального отдела, что ей это даст?

С. Шестакова:

— Это — повышение статуса. Сегодня Синодальный ОРОиК выбирает в качестве экспериментальных площадок лишь те православные гимназии, у которых высокий научный уровень и потенциал. Сегодня каждая православная гимназия — это экспериментальная лаборатория, которая должна делать научные разработки. Системе православного образования всего двадцать лет, и многое приходится начинать с нуля. У Церкви нет ни РАО, ни институтов, которые разрабатывали бы все для школ. Поэтому чем выше статус, тем больше и ответственность.

Православная гимназия / 2015 год / 20150522-конкурс проектов трапезной
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 2 3 4 5 6

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото — М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.