16 ноября 2015 года
В Студии раннего развития «Родничок» состоялась беседа с родителями о том, как по-христиански относиться к детям-инвалидам, и как приучить к этому своих детей.
Встречу по просьбе родителей провел духовник «Родничка» иерей Сергий Скузоваткин, для него заранее подготовили вопросы. Такая тема впервые поднималась на родительском собрании, и она, действительно, очень интересовала молодых родителей.
Как относиться к рождению необычного ребенка? Согласно ветхозаветным представлениям, это было наказанием за грехи, но в Новом Завете дается другое объяснение. Священник напомнил собравшимся евангельский сюжет о слепорожденном (Ин. 9:2). Апостолы спросили Иисуса: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Иисус отвечал им: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». И если мы скажем детям, что инвалиды за что-то наказаны Богом, это будет ложью. Ни медицина, ни богословие не могут это объяснить. О.Сергий: «Бывает, Господь это дает за что-то, бывает, для чего-то, а иногда — как ношу, которую могут понести сильные люди». По мнению о. Сергия, на особенных детях, действительно, видна слава Божия, и они ценят жизнь подчас больше, чем здоровые. Священнику легче других представить себя на месте особенного человека, потому что он тоже притягивает взгляды окружающих, и в некоторых ощущается не только любопытство, но и неприязнь.
О. Сергий: «Странные люди это — вызов нам. Встречая их, мы ощущаем разрыв между сознательным и бессознательным, которое проявляется в нашей первой реакции, и тут мы можем осознать свою греховность. Возникающая брезгливость это — защитная реакция на неприятие. Нам удобопреклоннее быть злыми, но мы умеем себя показать хорошими, демонстрируем доброжелательность. Но на самом деле мы боимся трудностей, пытаемся их как-то обойти или откупиться. Сейчас люди не хотят плакать и страдать, так они понимают счастье. Поэтому каждая такая встреча — это наша проверка.
Был показательный новостной сюжет о том, как в подвале многоквартирного дома захотели устроить центр милосердия, но жильцы воспротивились этому, потому что их испугала перспектива видеть чужую боль. «Мы не можем постоянно смотреть на это. Нам жалко убогих людей, это травмирует нашу психику», — говорили жильцы. Я считаю, что жалость — это неплохо. Но кого им было жалко? Убогих людей или себя?
Так же и мы. Для нас собственный комфорт важнее чужой беды. И наши дети это впитывают. Поэтому они должны быть правильно настроены еще до того, как произойдет такая встреча. В инвалидах нужно видеть людей, постоянно несущих свою немощь, как некий подвиг. Если ребенок будет насмехаться над таким человеком, нужно строго, но ненавязчиво поправить его. Показать свое серьезное уважительное отношение, но, в то же время, не ломать ребенка, оставляя ему некую свободу дойти до этого самому. Чтобы он научился проявлять к таким детям бережное, теплое, жалетельное отношение. Вид больных детей подготавливает наших детей к виду нас самих в старости, а ведь к старикам с их немощами бывает всякое отношение. Кроме того, инвалиды часто дают нам примеры доброты и жажды жизни.
Во взаимоотношениях с особенными детьми есть две крайности, которые могут повредить: холодность, разрушающая нас самих, и всемерное вспомоществование, задаривание, которым мы можем испортить их, и они будут считать, что все вокруг обязаны удовлетворять их желания. На примере детей-сирот видно, что они страдают оттого, что не знали родительской ласки и, с другой стороны, не знают рамок, которые устанавливают родители. Поэтому нужно помогать адресно, с добротой и рассуждением. Это даже больше нужно для нас самих, чтобы расширить диапазон своего сердца.
На самом деле, христиане — тоже необычные люди. Они более чувствительны. Задают себе высокую планку и, не дотягивая до нее, каются. А тому, у кого низкая планка, не в чем каяться».
— Можно ли пугать детей: «Если будешь курить, у тебя родится больной ребенок?» О. Сергий: «Наверняка мы этого не знаем. Но запугиванием и обманом нельзя сохранить доверительные отношения с ребенком».
Собравшиеся обсудили проблемы включения больных детей в обычный класс. С одной стороны, для обычных детей это — некий жизненный опыт, душевная закалка, а с другой — сейчас никто не хочет проблем, да и учителя против, потому что они нацелены на результат.
Руководитель «Родничка» Виктория Горбушкина рассказала о положительном опыте работы с особенными детьми, которые посещали Студию. Очень полезны совместные творческие занятия обычных детей и ребят с ограниченными возможностями здоровья. Кстати, это практикуют в Саровской православной гимназии, которая дружит со школой-интернатом № 9.
Интересный опыт описан на сайте Нижегородской митрополии: «На базе Нижегородской региональной общественной организации поддержки детей и молодежи «Верас» проводятся «уроки доброты» для школьников. Это интерактивные занятия, где дети могут примерить на себя, что такое «ограниченные возможности», например, они пробуют ходить по классу с завязанными глазами. А потом им предлагают написать собственный проект – как облегчить жизнь таких людей. Никакого назидания – только практика, но через эту практическую деятельность дети начинают понимать и сочувствовать...»
В конце встречи родители (в основном, как обычно, мамы) задавали вопросы священнику, которые сводились к главной проблеме — отсутствию единства воспитания в семье. Мама ходит в церковь, папа — нет, и ребенок ищет лазейки между ними. О. Сергий предложил следующую встречу посвятить обсуждению роли папы в православной семье. «Только пусть на нее придут сами папы, а не только мамы», – резонно заметил священник.
Отзыв участника встречи
Хочется выразить огромную благодарность организаторам беседы «Необычный ребенок». Особенная признательность о. Сергию Скузоваткину, который доступно, корректно, одним словом, по-православному, донес до присутствующих мысль об отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья. Милосердие, безусловное принятие и доброе отношение – вот, что в идеале должно быть присуще каждому из нас. Но всему этому надо учить с детства. Поэтому все зависит от взрослых.
Работая с детьми с особенностями развития, я ежедневно убеждаюсь в том, что каждый из них уникален, и к каждому нужен свой подход. Мы часто говорим о норме и патологии, но это очень условно и относительно... Дети с ограниченными возможностями здоровья – такие же люди, как и мы, несмотря на то, что они воспринимают мир по-своему, и имеют на это полное право. Нам необходимо учиться понимать этих ребят и стараться быть нужными им.
Марина Родионова, дефектолог коррекционного детского сада № 1
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна