Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Как помочь сектантам

6 октября 2015 года

5 октября в Нижегородской духовной семинарии состоялась встреча с сектоведами Православного апологетического центра «Ставрос» Санкт-Петербургской митрополии Виталием Питановым и Артемом Григоряном.

Встреча прошла в рамках X Рождественских чтений Нижегородской митрополии. Гости по очереди выступали перед разной аудиторией. Пока один из них общался в актовом зале НДС со студентами и преподавателями ряда нижегородских вузов (речь шла о том, что такое секты и как опасно туда попасть), другой читал лекцию для семинаристов и помощников благочинных Нижегородской епархии по молодежной работе. В этой, более подготовленной аудитории говорилось о том, как можно помочь людям выйти из секты.

Артем Григорян специализируется на неопротестантских сектах, а Виталий Питанов — на оккультных и восточных течениях. Эти лекторы много лет сами пребывали в сектах, пока не пришли к православию, поэтому их знания носят не абстрактный книжный, а сугубо практический характер. Ими движет желание духовно помочь заблуждающимся людям, поэтому они делятся с другими своим опытом и методическими наработками — как лично, так и в публикациях и видеозаписях на сайте http://stavroskrest.ru/.

Для того, чтобы духовно помочь сектанту, надо избавиться от заезженных штампов, увидеть в нем своего ближнего. Оба лектора независимо друг от друга пришли к одному выводу: первым делом мы должны явить заблудшему брату свою духовность, христианскую любовь и сострадание. Только тогда он будет готов обсуждать с нами разницу в вероучениях. И на этом этапе нам надо хорошо знать как свою собственную веру, так и убеждения собеседника. При этом недостаточно почерпнуть информацию из критических брошюрок, в которых много фактических ошибок, надо узнать, что они сами о себе говорят.

Лекция Артема Григоряна была посвящена «Свидетелям Иеговы». У них по всему миру около 170 тыс. активных последователей, и каждый из них занимается миссионерской проповедью. В этой секте молодой человек провел 15 лет, приобщился к ней 11-летним подростком вместе со своими родителями. Он дошел до высшего руководства этой организации в России и разочаровался в ней, понял, что от свидетелей Иеговы скрывают настоящий текст Библии. Артем пришел к православной вере, изучая труды святых отцов раннего христианства. Подробнее об этом — в интервью с Артемом Григоряном Свидетельство о "свидетелях Иеговы" в журнале «Дамаскин» (№1 (30) март 2015) Нижегородской Духовной Семинариии или в видеоинтервью на ТК «Спас» «Мой путь к Богу».

Многие из нас при общении с иеговистами отмечали то, что они тебя как бы не слышат, говорят только свое, между ними и православными ощущается стена отчуждения. Но дело не безнадежно. По словам докладчика, он знает около шестидесяти человек, которые стали православными. По его мнению, нам давно пора переходить от полемики с ее рациональными доводами к более глубокому формату общения — диалогу. Артем рассмотрел особенности мировоззрения иеговистов и предложил методологию общения с ними.

Свидетели Иеговы посещают собрания, это — очень тесный социум, где все хорошо знают друг друга, постоянно общаются и дружат между собой. Человек становится очень зависим от этого братства. И главная проблема, которая стоит перед православными миссионерами, это то, что этим людям нечего предложить взамен, некуда их привести. Очень мало православных приходов, где есть развитая внебогослужебная деятельность, подлинно общинная жизнь. По мнению Артема, в каждом городе должен быть хотя бы один миссионерский приход. Он рассказал об опыте прихода собора Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге, прихожанином которого он является. Там действуют полугодовые катехизаторские курсы, двухгодичные богословские курсы, небольшие группы по изучению Библии, всегда можно поговорить со священником. И когда он приводил туда свидетелей Иеговы, в их сознании наступал перелом, они видели, что православие это не только купола и кресты, но что-то большее. Благодаря А. Григоряну участники семинара увидели иеговистов совсем в другом ракурсе — не как идеологических противников, с которыми нужно вести бескомпромисную полемику, а как непохожих на нас людей, у которых есть как заблуждения, так и положительные черты (дисциплина, привычка регулярно читать Священное Писание и др.)

Сектовед и научный сотрудник Санкт-Петербургского православного института религиоведения и церковных искусств Виталий Питанов дал сравнительный анализ православия и эзотерики. О себе Виталий Юрьевич рассказывает следующее:

«В конце 1980-х годов я сам увлекся неоиндуизмом и оккультизмом, в 1990-х – порвал с учением и принял христианство. Дело в том, что восточные практики не поощряют развития интеллектуальной сферы личности, они поддерживают интуитивный путь существования. Человеку анализирующему, обладающему критическим мышлением, становится душно и тесно в таких рамках, и он рано или поздно встречается с разочарованием.

Восточные гуру не интеллектуалы, а харизматики, именно поэтому на вопрос: почему в учении встречаются взаимоисключающие и противоречащие друг другу вещи, всегда отвечают – ты еще не достиг уровня, необходимого для полного понимания структуры. И такой ответ не может удовлетворить пытливого человека!

Еще один момент, который отвернул меня от восточных практик: индуизм снисходителен к человеческим порокам – гордыне, тщеславию, властолюбию, в то время как христианство требует самовоспитания, самоотречения и самострогости. Православие – это прожектор, свет которого обнажает все грехи и несовершенство человека, заставляя устыдиться, раскаяться и подняться над самим собой» (Совершенно секретно).

Для того, чтобы вытащить человека из секты, надо найти с ним общий язык, контакт, а для этого нужно понимать его мировоззрение, ведь эти люди живут и мыслят в совершенно другой системе координат. Кроме того, нужно быть сознательным в своей вере, знать православные догматы и понимать, как они проявляются в богослужении и обычной жизни. Виталий Юрьевич обсудил со слушателями, что такое духовность — вполне конкретное понятие, но в которое люди вкладывают самый разный смысл. Для оккультистов критерием истины является духовный опыт. Сектовед показал взаимосвязь этого опыта и теоретических предпосылок.

Последователи восточных эзотерических сект не признают личного Бога, обожествляют материю и не видят Бога за пределами материального мира, более того — считают, что в результате духовных практик они сами становятся Богом. К оккультным учениям предрасположены люди гордые, уверенные в собственной исключительности.

В. Питанов рекомендовал такие свои работы, как: Практика общения с оккультистами, Методология апологетической деятельности православных апологетов и миссионеров, «Суд совести: Агни йога против христианства».

Оба докладчика отсылали интересующихся людей к сайту Православного миссионерско-апологетического центра «Ставрос». «Ставрос» по-гречески означает «крест». Этот Центр был создан в 2010 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира для апологетического служения, которое является средством для миссионерской деятельности. Апологетика (от греч. ?πολογ?α — защита, оправдание) или «Основное богословие» — раздел христианского богословия, посвященный рациональному обоснованию вероучения.

На сайте собран уникальный контент (статьи, аудиокниги и видеоархив), который поможет разобраться, что из себя представляют те или иные секты. Сектоведы на общественных началах осуществляют консультирование пострадавших от сект. На сайте вы найдете Библию с подстрочником на греческом языке — для ее углубленного изучения. Для тех, кто желает приобрести знания для апологетической и миссионерской деятельности среди сектантов, Центр «Ставрос» организует заочные апологетические курсы. И, в заключение, приведем ряд полезных ссылок.

Питанов В.Ю. Введение в сектоведение

Стивен Хассен. Освобождение от психологического насилия

Питанов В.Ю. Методология апологетической деятельности православных апологетов и миссионеров

Артем Григорян. Преодоление сектантства как мировоззренческого типа

Двенадцать правил или как не попасть на "плохой" тренинг?

Артем Григорян. Библия: искусство понимания и интерпретации

Питанов В.Ю. Как отличить ученого от лжеученого, научную работу от псевдонаучной.

Жизнь Церкви / 20241014-Второй день пребывания частицы Ризы БМ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 2

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото — М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.