Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Педагогика: служение или услуга?

27 августа 2015 года

26 августа в драмтеатре состоялась VI ежегодная объединенная августовская педагогическая конференция. В зале собралось полтысячи человек, которые трудятся в системе образования, а остальные горожане могли наблюдать за ходом конференции в прямом эфире ТК «Канал-16».

Благочинный Саровского округа протоиерей Александр Долбунов обратился к педагогам с напутственным словом перед началом учебного года. Он отметил, что от воспитания юного поколения зависит будущее нашего города и России. О. Александр: «Мы живем на благодатной земле, осоленной подвигами прп. Серафима Саровского, который явил собою идеал высоконравственного человека, пример смирения и глубочайшей любви к Богу и людям. История нашего народа показала – чтобы быть высоконравственным человеком, недостаточно иметь хорошее образование, надо сохранять духовные традиции. Педагог – это особое служение на благо Отечества!» И в этом нелегком служении священник пожелал всем присутствующим помощи Божией.

Глава администрации г. Сарова Валерий Димитров провел церемонию награждения ряда педагогов и выступил с докладом о том как местные органы власти выполнили задачи, поставленные перед ними в 2012 году Указами Президента России. Рассказал о материальном обеспечении образовательного процесса. Образование – самая крупная статья расходов городского бюджета, и ее финансирование никогда не снижалось. За последние несколько лет построили и капитально отремонтировали много зданий, обеспечили школы компьютерами и интерактивными досками. Ликвидирована очередь в детские сады, а сейчас стараются решить вопрос и с яслями. Средние зарплаты педагогов выше, чем по области и по стране. Педагоги повышают свою квалификацию. Осуществляется поддержка талантливых детей. Более 65 % учащихся выступают на конференциях и олимпиадах. Согласно Указу Президента, число детей, участвующих в творческих конкурсах, должно достигать 8 %, а в Сарове их около 19 % от общего числа детей. Из доклада следовало, что президентские Указы выполнены, а по некоторым показателям и перевыполнены.

Технологии благополучия

Затем выступили гости Сарова. Профессор кафедры социальной психологии «Московского государственного областного университета» и эксперт Госдумы Татьяна Шульга рассказала о работе с неблагополучной семьей в рамках принятой Концепции государственной семейной политики. Главная проблема в том, что постоянно растет число родителей, которых лишают родительских прав. Это не дает справиться с социальным сиротством. По ее словам, помощь проблемным семьям начинается с создания банка данных, паспортизации территории. Рассказала о том, что теперь рекомендуется как можно раньше подключать т. н. сопровождение семьи на основе межведомственного взаимодействия, а также социальное сообщество, создавать социальные сети. По словам докладчика, есть более сорока технологий работы с семьей, и специалисты должны ориентироваться в них. Татьяна Ивановна предложила опробовать эти технологии в Сарове.

Т. Шульга с одной стороны говорила о социальных услугах, а с другой – упомянула о том, что накоплен положительный опыт по социализации неблагополучных семей прихожанами православных храмов и монастырей. Думаем, что конкретные примеры такого опыта будут представлены на V Общецерковном съезде по социальному служению, который пройдет 1-3 сентября в Москве и будет посвящен теме развития церковного добровольческого движения. Церковь занимается социальным служением, а не оказанием услуг.

Язык определяет наше сознание. Например, солдат служит и получает жалование (сколько пожалуют). Он присягает Родине и народу, готов отдать за них жизнь. А наемник оказывает услуги, воюет за того, кто больше платит. Беда даже не в том, что мы говорим на разных языках, а в том, что смешение понятий происходит в каждой отдельной голове. Это создает почву для манипулирования. Кто мы? Народ или население? А, может, потребители товаров и услуг? К чему мы стремимся? К обожению или к успешности? Эти вопросы поднял другой гость города.

Подсунули чужой идеал

Доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета протоиерей Сергий Рыбаков запомнился саровчанам своим ярким выступлением на заседании Духовно-научного центра еще в прошлом году (Круглый стол «Духовная безопасность в сфере образования»).

В этот раз он оттолкнулся от выступления предыдущего докладчика и сразу поставил вопрос, откуда берутся в России неблагополучные семьи? И где они живут? В Чечне, например, нет таких семей и сирот при живых родителях. Дело в том, что там сохранились национальная идентичность и патриархальный уклад семьи, а у нас — нет. Лидер Чечни, Рамзан Кадыров, на вопрос о том, кто он, ответил: «В первую очередь я — мусульманин, во вторую — чеченец, и в третью — гражданин Российской Федерации». В таком духе он воспитывает и своих детей, и свой народ. А наши дети не знают, кто они.

О. Сергий:

У нас утеряно ощущение себя, как народа. Всякий народ является субъектом истории, он выделяет себя из среды прочих народов с помощью духовных ценностей и культуры, а также самовоспроизводит себя. Эти функции в полной мере осуществляются в системе образования. Сначала это была педагогическая система народа, базирующаяся на его религиозном идеале. И только потом, при Петре I, возникло то, что со временем стало государственной системой образования. Эти две разные системы либо взаимодействуют и дополняют друг друга, либо противодействуют, что приводит к разрушению.

Учитель, опирающийся на традиционную для России педагогическую систему народа, видит в своих учениках заложенные Богом таланты, и ставит своей целью — помочь раскрыть этот потенциал или образ Божий через ОБРАЗование, т. е. приближение к идеальному образу. Кстати, и сам учитель должен нести в себе этот образ. Наш народ был воспитан на идеале Христа и святых. А сейчас в обществе в качестве идеала предлагают кальвинистский идеал успешного человека — религиозный образ протестантизма. Отсюда проистекает такое понятие в педагогике, как «компетентность» и даже «метод проектов». И если мы не предъявляем идеал, то это делают другие. Чему мы пытаемся учить детей, если даже не определено, какое общество мы строим?

Традиционная система образования должна у юных граждан формировать этно-историческое сознание своей страны. Чтобы они продолжали культурные традиции своего народа, имели лингвистическую культуру, потому что не всяким языком можно выразить то, что написано в Евангелии, духовные основы бытия. Ничего такого в системе образования нет. Хотя можно что-то поправить в рамках преподавания основ православной культуры...

Вернувшись к теме семьи, о. Сергий высказал убеждение, что если семья создана не на патриархальных принципах, она изначально нестабильна. Он объяснил, как происходит превращение мужчины, отца, из главы семьи — в ее необязательный экономический придаток, а главное место занимает ребенок. У нас нет воспитания мальчика в мужчину и отца, нет воспитания девочки в жену и мать. Поэтому нужны концептуальные изменения как педагогической системы народа, так и государственной системы образования. Аплодисменты зала показали, насколько это актуально.

Война за умы

Директор Института политики, права и социального развития Московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова Владимир Шаповалов объяснил слушателям азы геополитики, рассматривая в контексте российско-американских отношений динамику развития мира за последние четверть века после распада Советского Союза. Все происходящие политические события — не случайное стечение обстоятельств, а целенаправленная стратегия. Происходит постоянная экспансия НАТО на Восток, к границам России. Существует масса сценариев территориального разделения России на «удельные княжества». И угроза безопасности России не столько в сфере военного противостояния (хотя американский военный бюджет и больше нашего в 10 раз), сколько в soft power – «мягкой силе», влиянии на умы, в технологиях, направленных на разрушение России.

Какое отношение имеет геополитика к педагогике? Самое прямое. Ведь это — наши дети открывают интернет, смотрят созданные врагами России мультики, слушают музыку. И мы их теряем. По мнению В. Шаповалова, самое важное — дети и их восприятие мира. Поэтому педагоги находятся на передовой в этой необъявленной войне…

Реформам вопреки

Обратила внимание на важную фразу, которую сказал глава администрации, обращаясь к педагогам: «Хочется верить, что никакие реформы и новообразования не повлияют на ваше доброе отношение к детям». Очевидно, здесь противопоставление. Процесс бесконечного реформирования, насаждаемый сверху, противопоставляется подвижническим усилиям учителей снизу.

Для чего идет реформа образования? Кому это надо? Не обсуждается, какого человека планируют получить «на выходе». Но у многих сограждан словосочетание «реформа образования» вызывает стойкое негативное отношение.

Кто же такой педагог? Человек, совершающий особое служение на благо Отечества, или тот, кто оказывает образовательные услуги? Когда чествуют педагогов, с высоких трибун говорят первое, а когда начинается их повседневная работа, то подразумевается второе. Но разве можно одновременно «сеять разумное, доброе, вечное» и оказывать образовательные услуги? В Евангелии сказано предельно четко. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6, 24).

По мнению о. Сергия Рыбакова, протестантизм – это когда родителям говорят, что школа оказывает образовательные услуги, и они на это клюют. Православный подход основан на другом – на доверии учителю обучения и воспитания ребенка. Сам же учитель оказывается зажатым между молотом (образовательными программами, которые спускают сверху) и наковальней (родителями, многие из которых дезориентированы). Как педагог он должен учить и воспитывать ребенка, но, с другой стороны, ему не дают свободно это делать. Выход из этого тупика - только в смене парадигмы.

Взаимодействие. Церковь и мир / 2013 год - все события / 2013_Серафимовские детские чтения - Персоны
Иерей Александр Брюховец
Иерей Александр Б...
Беляева
Беляева
М.Г.Васляева
М.Г.Васляева
иерей Евгений
иерей Евгений
Протоиерей Евгений Худин
Протоиерей Евгени...
Игумен Никон (Ивашков)
Игумен Никон (Ива...
Е.Рогожникова
Е.Рогожникова
Е.Г.Рогожникова
Е.Г.Рогожникова
О.В.Савченко
О.В.Савченко
Н.В.Суздальцева
Н.В.Суздальцева
М.А.Федоровская с учениками
М.А.Федоровская с...

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М. Курякина, фото А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.