Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Прабабушкина военная юность

16 мая 2015 года

Как хорошо, что с нами наши бабушки и прабабушки!  И надо ловить каждое слово, которое они могут нам сказать! А если это слово о Великой Отечественной войне – самом трудном периоде жизни их поколения – то его надо ловить с замиранием сердца… Именно так слушали учащиеся 4-го класса Саровской православной гимназии пожилую гостью, прабабушку одной из своих соучениц – Нину Петровну Фильцину, родившуюся на свет в первой четверти двадцатого века. 

По словам классного руководителя Жанны Рипко, с Ниной Петровной она познакомилась в гимназии на концерте  в честь Великой Победы.  Собранная пожилая дама  обратила на себя внимание тем, что растроганная до слез творчеством детей она принялась угощать юных артистов сладостями. Разговорились и решение было принято быстро  – пригласить Нину Петровну на встречу с ребятами, чтобы она рассказала о своей военной и послевоенной юности. Такие воспоминания достойны фиксации для будущего. А гимназия в этом году работает над проектом "Дети слушают взрослых" по гранту конкурса "Православная инициатива".  Идет набор материала, а потом будет издан сборник интервью, творческих работ, отзывов о встречах.

Нина Петровна родилась в 1927 году, ей уже 88 лет. Это поколение – с 1924-го по 27-й год рождения – было практически полностью выбито. Когда началась Великая Отечественная война Нине и ее ровесникам было по 14 лет. Одноклассники-мальчики ушли на фронт («вернулись только двое, а им так хотелось жить!»), так  что заканчивали школу только девочки. И приходилось им не только учиться, но и работать.

Семья Нины, в которой было много детей, жила в Сарове. На подростках лежала ответственность за заготовку дров для дома и для школы. Они ходили в лес, где шел лесоповал, и должны были обрубать ветви спиленных деревьев. Только этим разрешалось топить, а стволы шли на нужды фронта. Еще дети сажали овощи (капусту, морковь и свеклу) для работников военного завода, который уже действовал в Сарове и выпускал снаряды для легендарной «Катюши». За посадками надо было ухаживать – полоть, поливать, потом собирать урожай. Огороды были вдоль реки Саровки и подальше, по тем временам,  «за городом». Сейчас эта территория уже внутри городской черты.

Ведя свой рассказ, Нина Петровна не могла сдержать слез и очень извинялась за них. Но волнение не оставляло и слезы продолжали капать. Ей очень хотелось передать детям понимание разницы между тем временем и нынешним. «Как у вас красиво в классе, как светло и тепло, сколько книг, икон, цветов…», – восхищалась гостья, – а мы жили совсем иначе. Чтобы на уроках не замерзнуть, надо было истопить печь…» Тетради и книги им выдавали в школе. В учебе все успевали, двоечников не было. Как говорит Нина Петровна, им тогда  хотелось получить как можно больше знаний, но книг было мало. «Дети, в какое хорошее время вы живете! Мы многого желали, но не могли достичь, а перед вами все дороги открыты!».

Сегодня мало кто знает,  что такое недоедание. Мы едим, что понравится и когда захочется, а раньше было не так. «Мы не просили есть. Мы знали, что придет время обеда… В те времена ели вместе, когда собиралась вся семья. Если кого-то не было, мы за стол не садились, ждали. Ведь не было отдельных тарелок, ели из общей миски строго по очереди, по старшинству. Разрешение начинать есть давал отец, он стучал по краю чашки. Нарушителя – ложкой по лбу: «Не опережай своих братьев и сестер»! Лишнего кусочка хлеба не съешь – все было рассчитано».

Постепенно гимназисты начали задавать вопросы. «Где была школа? Где вы жили? Были ли у школьников каникулы?». Нина Петровна старательно отвечала. Учились дети в школе, которая, по ее словам,  располагалась в четырехэтажной части «красного дома» – нынешнего управления ВНИИЭФ, а в прошлом монастырской гостиницы. А жили в келейных корпусах монастыря. У каждой семьи было две комнаты (кельи), в одной спали дети по двое на кровати, а в другой была кухня и место для сна родителей. «И надеть на себя было нечего. И купить негде. Да и не на что. Вот как мы жили, терпели и работали. В тесноте жили и все время ждали, когда кончится война», – так характеризовала жизнь военных лет Нина Петровна. Каникулы, конечно, были, но все они уходили на заготовку дров и обработку огорода. «У нас смеху было меньше, чем у вас, потому что много работали в поле и сильно уставали. Но и на танцы бегали в 16 лет, и концерты сами устраивали – чтобы радоваться!».

«Когда война началась, все плакали, потому что знали – многих заберут на фронт, и они не вернутся. А когда война закончилась, если бы вы знали, дети, как мы радовались!  Это такое было счастье! Открывали окна, кричали, выбегали на улицу и обнимались, целовались! Но, конечно, кто-то радовался, а кто-то и плакал – у кого погибли родные».

Сразу после войны Нина поехала учиться в Темников в историко-филологический институт на ускоренный курс подготовки сельских учителей. И уже через два года по распределению (а иначе – три года тюрьмы!)  отправилась преподавать в сельскую школу за Саранском. Там встретила своего будущего супруга и уже с ним снова вернулась в родной город.

«Дорогие дети! – с волнением  спросила Нина Петровна, –  есть ли у вас контакт с вашими родителями? Слушаетесь ли вы их? Мое пожелание вам – чтобы вы всегда слушались родителей и преподавателей, накапливали знания, они вам пригодятся – дорога у вас впереди длинная!»

В завершение встречи дети со словами благодарности преподнесли дорогой гостье цветы и сфотографировались с ней на память. На пасхальный приветственный возглас фотографа «Христос воскресе!» Нина Петровна вместе с детьми ответила «Воистину воскресе!». И у всех сразу возник вопрос, верующая ли она. Оказалось, что да, Нина Петровна верит в Бога, так ее научили родители. И всегда, когда была возможность бывать в храме, она это делала.  В Сарове во времена ее детства и юности все церкви уже были закрыты, использовались по другому назначению. Молиться ходили на Дальнюю пустынку, не смотря на разгоны милиции.

Мы все, и дети, и взрослые, с глубоким интересом слушали гостью. И постепенно нам стало понятно, как Нине Петровне удалось прожить такую долгую и достойную жизнь. Ее с детства научили вере в Бога и почитанию старших. А это заповедь Божия: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». (Послание к Ефесянам 6:2-3)». Было много трудностей в ее жизни, но много и благодати, которую она способна была воспринять. И этот свой главный опыт она постаралась передать детям.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото - Анны Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.