16 мая 2015 года
14 мая прошла встреча педагогов детских садов, на которой обсуждались итоги конкурса методических разработок сценариев православных праздников.
На конкурс представили 13 разработок из 11 детских садов. В течение учебного года над ними трудились воспитатели из творческой группы, которые используют социокультурную программу «Истоки». Они охватили такие темы, как: Пасха, Троица, Рождество, три Спаса, День народного единства и Казанской иконы Божией Матери, а также святые родники и колокола.
По словам ведущего специалиста департамента дошкольного образования Ирины Герасимовой, в настоящее время готовых сценариев православных праздников для дошкольников нет, поэтому задача конкурса – создать методический материал, который можно будет издать и распространить в детских садах Сарова.
Это – дело новое и сложное. Поэтому не у всех педагогов получилось написать сценарий православного праздника, некоторые ушли в привычный фольклорный материал. Об этом говорил иерей Александр Брюховец, который в качестве эксперта оценивал представленные на конкурс разработки. Например, смысл праздника Троицы (единство Бога в трех Лицах: Отец, Сын и Святой Дух) заменяется на триаду «земля – воздух – вода» и далее все сводилось к песням и хороводам у березки. Это – фольклорный праздник, а не православный.
А как связать народные традиции с православием? Да так, чтобы дети поняли богословские истины? В этом-то и состоит сложность. О. Александр призвал педагогов продолжать работу, искать способы, как без искажений передать суть праздника.
Он также отметил, что православный праздник – это не рассказ о давних событиях, а погружение в духовную реальность, недаром в церковных песнопениях о празднике говорится в настоящем времени, мы переживаем его здесь и сейчас. Зачастую в разработках была упущена тема христианской подготовки к празднику (пост), смысл которой – обрести чистоту сердца. Священник обратил внимание педагогов и на то, что православный праздник начинается не у накрытого стола, а с посещения богослужения, с церковной молитвы. А уже после этого наша духовная радость выплескивается в материальных формах (елка, куличи и т. д.)
Возможно ли формирование духовно-нравственных качеств в развлекательной форме, как это предлагают некоторые педагоги? С большей вероятностью мы получим в итоге не человека, готового чем-то пожертвовать ради других, а потребителя. О. Александр выразил свою позицию относительно использования языческих фольклорных персонажей. По его убеждению, чем больше мы их показываем детям, тем сомнительнее их воздействие. О. Александр: «Воспитывать надо на положительных образах, а про плохое они и без нас узнают». Батюшка говорил о благоговейном отношении к святыням и разбирал конкретные работы. Пользуясь случаем, он поднял тему дресс-кода воспитателей в детских садах, чтобы маленькие саровчане не привыкали к вольности, которая начинается с одежды, а потом проявляется во всем.
Свои замечания высказала еще один эксперт – музыкальный руководитель Марина Шадрина. Она предложила, как можно подправить и улучшить сценарии. Возникла полемика в связи с использованием музыки разных жанров. Марина Григорьевна убеждена, что для музыкального оформления церковной тематики уместнее высокая классика, а не попса. А по мнению некоторых педагогов, современных детей надо вводить в церковный материал через современную жизнь.
О. Александр: «Мы должны все заново открыть, мы – первопроходцы, поэтому на нас большая ответственность. Сейчас в обществе идет переоценка жизненных ценностей, но без знания основ православия мы никуда не придем…»
Все педагоги награждены дипломами департамента дошкольного образования за участие в конкурсе.
Порадовала искренняя
заинтересованность воспитателей. В конце встречи они высказали пожелание отправиться
в паломническую поездку вместе со священником. В прошлом году они уже посещали
Троице-Сергиеву Лавру и Муром.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна