Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Война и детство

6 апреля 2015 года

3 апреля члены Православного творческого объединения «МiР» в библиотеке им. В. Маяковского провели беседу с учениками 6-9 классов на тему: «Война, прошедшая сквозь детство».

В Зале искусств собрались ученики лицея № 3, гимназии № 2, православной гимназии, школы № 10. Поскольку не все желающие поместились, «мiровцев» пригласили повторить беседу еще раз в школе № 10. Художественный руководитель ПТО «МiР» Ирина Семенчук: «Сотрудники библиотеки назвали эту встречу «уроком патриотизма». Но мы никого не учим, а просто делимся тем, что сами поняли и открыли для себя...»

Открытия начались во время работы над проектом «Дети Библии», посвященном наследию педагога и писателя Януша Корчака, который в 1942 году вместе со своими воспитанниками погиб в польском лагере смерти в Треблинке. Тема детства в условиях войны получила свое отражение в передвижной выставке «Нет детей — есть люди!» Ее показывали в Художественной галерее и в Детской библиотеке им. А. С. Пушкина в В 2012 году. Фотографии узников Варшавского гетто объясняют без слов, почему советские воины не могли остановиться на рубежах нашей страны, а пошли дальше, на запад , освобождать Европу.

— «Кто из ваших родных участвовал в Великой Отечественной войне?» Практически все дети подняли руку. — «А у кого не участвовали?» Всего несколько рук. Ирина Михайловна проигнорировала смешки ребят, и спокойно объяснила, что солдат надо было кормить, одевать, вооружать. Это делали труженики тыла, и это их вклад в Победу.

Поговорили о Варшавском гетто, где изголодавшиеся люди могли думать только о хлебе. А Януш Корчак просил у друзей передать в лагерь что-то кроме еды. Что это могло быть? Дети предлагали разные версии, но никто не угадал правильный ответ — горшки с геранью. Оказывается, когда вокруг царит смерть и ужас, важно остаться человеком. Для этого недостаточно еды и одежды, нужно что-то еще: красота, любовь, забота.

В книге Светланы Алексиевич «Дети войны» люди вспоминают свое детство. Одна девочка-сирота смотрела на чужую маму с двумя детьми, не выдержала, подошла и попросила женщину подержать и ее у себя на коленях. Нехватка ласки ощущалась так же мучительно, как и хлеба. Другой мальчик вспоминал военную елку. Подарков не было, и под елку клали записки — дарили друг другу теплые слова. А в фильме «Зимнее утро» девочку из блокадного Ленинграда, охваченную полным безразличием ко всему, вернул к жизни малыш, о котором она стала заботиться. Важно сохранить любовь.

На одной из фотографий — умирающий ребенок, рядом видны ноги проходящих мимо людей. — «Кем бы вы предпочли оказаться? Этим ребенком или прохожими, у которых умерла душа?» И. Семенчук: «Большинство ребят не смогли сделать выбор, ответить на вопрос. Мы и не ждали ответа. Главное, что они — может быть, впервые — задумались над этим».

К сожалению, война не осталась в далеком прошлом. Она вспыхивает то здесь, то там, и продолжает лишать детей детства. Юные участники ПТО «МiР» познакомились с письмами сербских детей из анклавов, когда записывали передачу на радио «Радонеж». И теперь они прочли некоторые письма сверстникам. На экране были показаны кадры кинохроники — бомбардировка Сербии странами НАТО в 1999 году: разрушенные храмы, разрисованные свастикой, и дети за колючей проволокой. «Мiровцы» обсудили эти письма со школьниками. О чем мечтают сербские дети? О свободе передвижения. Мы не замечаем свободу, но, оказывается, это — жизненно необходимая потребность. Дети жалеют о друзьях, с которыми их разлучили, тоскуют об утраченных святынях, мечтают увидеть отчий дом, который они были вынуждены покинуть. В одном из писем девочка просит нас помолиться о детях Косова и Метохии, потому что у них нет храмов, где бы можно было зажечь свечу и вознести молитву.

От войны в Сербии разговор перешел к Украине. На вопрос, у кого там живут родные или знакомые, две трети зала подняли руку. Нашим школьникам было интересно, как там живут такие же школьники, как и они. Они узнали о мальчике из Киева, который дома и с друзьями во дворе говорит на русском языке, но в школе это строго запрещено даже на переменах. Мама мальчика работает в частной клинике, ей запрещено отвечать пациентам на русском языке. Сколько мы сможем продержаться без русского языка, на котором мы думаем и говорим? Какая это ценность для нас — говорить на родном языке.

Война отнимает самые простые вещи. Она может украсть детство. Но нужно не дать ей сломать душу.

Детям рассказали о недавнем сборе помощи для Луганска. Почти никто из них об этом не слышал. «Мiровцы» предложили школьникам не только поучаствовать в акции, когда она будет возобновлена, но и написать добрые слова детям Луганска. В конце встречи желающим ребятам раздали письма сербских детей, чтобы они спокойно прочли их дома и еще раз подумали об услышанном.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 2 3 4 5 6

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М. Курякина, фото Н. Шеразадишвили

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.