31 марта 2015 года
27-28 марта в культурно-просветительском центре Дивеевского монастыря прошли итоговые мероприятия окружного педагогического конкурса «Серафимовский учитель».
В Дивеево съехалось около 150 человек: школьные учителя, педагоги дошкольного и дополнительного образования, работники вузов, колледжей, соцзащиты и культуры, члены ассоциации православных гимназий региона, руководители образовательных учреждений и отделов образования. Из них были награждены 83 участника.
Конкурс «Серафимовский учитель» проводится Благотворительным фондом прп. Серафима Саровского и Нижегородской епархией при поддержке полномочного представителя Президента РФ в ПФО. В 2014-2015 году конкурс проходил уже в десятый раз, и на него было подано 274 работы. Расширяется география участников. В этом году помимо педагогов из регионов Приволжского и Центрального Федеральных округов были участники из Крыма и Литвы.
Организаторы конкурса продвигают лучшие проекты в села и малые города. В этом году около трети конкурсных проектов прислали из сельской местности. Это говорит о том, что духовно-нравственным воспитанием детей можно успешно заниматься при любых внешних условиях. По словам советника главы Нижегородской митрополии Ольги Бараевой, если раньше на конкурс представляли единичный опыт, то сейчас — системную деятельность по созданию единого содержания в рамках образовательного учреждения.
В первый день открылась конференция «Наследие прп. Серафима Саровского и актуальные вопросы духовно-нравственного просвещения». Победители педагогического конкурса рассказывали о своей работе, проводили практические мастер-классы. Участники форума имели возможность познакомиться с передвижной историко-документальной выставкой «Сергиевские храмы, приделы и их служители на Нижегородской земле». А 28 марта состоялось пленарное заседание конференции и церемония награждения победителей и лауреатов конкурса.
Почетное звание «Серафимовский учитель» присвоили Андрею Елисову, преподавателю истории и обществознания школы с. Саваслейка, Кулебакского района Нижегородской области.
25 участников конкурса стали лауреатами педагогической премии Фонда прп. Серафима Саровского, среди них — директор Саровской православной гимназии Наталия Суздальцева. Победители конкурса получили в подарок годовую подписку на журнал «Фома», а также — отправились в недельную паломническую поездку на Святую Землю.
Поощрительной премии был удостоен 51 человек, среди них трое саровчан: педагог дополнительного образования СЮН Галина Габдулина, учитель истории и обществознания школы № 20 Елена Малина и художественный руководитель Православного творческого объединения «МiР» Ирина Семенчук. Специальной премией конкурса были отмечены пять организаций, в числе которых — также ПТО «МiР». В сборник лучших образовательных программ, изданный по итогам конкурса, помимо награжденных саровчан, вошли проекты Е. В. Ершовой, М. В. Волгиной и О. В. Савченко.
В эти два дня гости посетили дивеевские святыни, помолились за богослужениями в монастыре, которые совершил митрополит Георгий. Все они отмечали замечательную организацию мероприятий, почувствовали внимание и заботу об учительстве.
Митрополит Георгий, выступая на пленарном заседании, говорил о демографической катастрофе в России, о том, что данные статистики выглядят, как военные сводки о потерях. Сейчас нет войны, но в обществе распространился грех, и мы стоим на краю пропасти, за которым — точка невозврата. Через 20-30 лет в России будет некому жить, и придется завозить иноземцев со всеми вытекающими проблемами.
Очень важно посеять в сердцах детей семена веры и чистоты, а Господь их взрастит. Светская система образования далека от православных традиций, поэтому Благотворительный фонд прп. Серафима Саровского всячески поддерживает неравнодушных учителей, способствует широкому распространению лучшего опыта. Правящий архиерей сказал, что возлагает надежду на педагогов. «Не бойтесь, малое стадо», — сказал Христос. Не надо думать: «Меня никто не послушает, я не очень способный». Через нас Бог действует. Ему надо опираться на кого-то из народа. Если все мы: школа, культура, Церковь будем нести благочестие, тогда все у нас образуется. И по молитве, наши немощные труды принесут добрые плоды», — ободрил владыка учителей.
Мы привыкли, что у педагогики — женское лицо. Тем отраднее было видеть в зале много мужчин, посвятивших себя образованию подрастающего поколения.
«Результат нашей работы, — отметил Заслуженный учитель России Андрей Елисов, — это выпускник, имеющий систему ценностей, жизненные принципы и убеждения, но, в то же время, уважительно относящийся к оппонентам». Это — высоконравственный человек, который состоится в профессии и семейной жизни, патриот Отечества, в сущности, это — счастливый человек.
Андрей Владимирович считает необходимым, чтобы у ребенка на уроке были задействованы ум, сердце и душа. Он рассказал о своей авторской системе духовно-нравственного воспитания учеников историей. Оказывается, историей, которую, по горькому замечанию А. Елисова, мы превратили в «служанку идеологии толерантности», можно воспитывать детей. Но для этого надо преодолеть их отчужденность к истории, чтобы они почувствовали свою сопричастность к ней, что «Россия — это наша кожа, а не мундир».
А. Елисов: «Декларируется, что историк должен быть беспристрастен. Наверное, поэтому из школьных учебников истории исчез положительный герой, ни в одном из них не упоминается, что Государь Николай II и адмирал Феодор Ушаков были канонизированы как святые. При этом из учебников не стремятся убрать такие исторические ляпы, как иллюстрация «Иван Грозный убивает своего сына» или термин «Киевская Русь», возникший в XIX веке».
А. Елисов убежден, что учителю надо перестать быть функционером, и любой рассказ о прошлом связывать с настоящим, потому что история должна учить жизни. Он поделился своими методиками, которые можно применить на любом уроке. Например, показ короткого поучительного видеоролика. Затрачиваем несколько минут, а яркий образ запоминается ученику на всю жизнь. «Теперь у наших детей «роликовое» мышление, — говорит учитель без тени иронии, но с бесконечной любовью. Он выложил «Вконтакте» более трехсот роликов, чтобы дети видели там добрые образцы.
Очень тронуло выступление Серафимовского учителя из Литвы — Андрея Фомина. Как тяжко жить русскому человеку, тем более учителю русской школы, в стране, где официальная идеология — русофобия. Чтобы выживать, была создана Ассоциация русских школ Литвы. Педагоги стараются сделать все возможное, чтобы дети, которые родились за пределами России и никогда не бывали в ней, знали и любили свою родную культуру, оставались русскими людьми. И пока с Божией помощью им это удается. Выпускают и раздают в школах журнал о славных страницах русской истории, которые не проходят на уроках. При содействии Виленско-Литовской епархии издали книгу о православных святых, живших на литовской земле. Она показывает детям, что они здесь не чужие. В книге есть и наш святой земляк — сщмч. Лаврентий, епископ Балахнинский.
Андрей Вадимович обратился с просьбой к организаторам конкурса «Серафимовский учитель» — распространить его на всю каноническую территорию РПЦ, ведь за рубежом живут миллионы русских людей, а также учителей, которые больше всего нуждаются не в материальной, а методической, моральной и духовной поддержке...
Уникальную модель «русской школы как образовательной системы» представил коллектив муниципальной школы № 54 «Воскресение» с углубленным изучением трех иностранных языков из Самары. Стержневой курс — предмет «Основы православной культуры» — дополняет обычные предметы новым содержанием. Создана особая среда, где переплетены светское и православное образование, уроки и внеурочная деятельность. Национальный компонент включает в себя патриотическую, православную и культурологическую составляющие. С 2003 года при школе действует православный храм свв. Царственных страстотерпцев (он же — музей), а также — воскресная школа, которая работает всю неделю.
Дети решают математические задачи на православном материале, анализируют литературные произведения с позиции православных ценностей, на уроках иностранных языков работают по житиям святых, составляют путеводители для иностранцев по храмам Самары, на уроках информатики создают в локальной сети сайт о Царственных страстотерпцах, небесных покровителях школы. Ученики проживают даты православного календаря и события российской истории. Если сегодня — день памяти прп. Серафима Саровского, то на уроках русского языка пишут тексты о нем. Изучение русского языка дополняет история языка, это исключает зазубривание правил, но делает их осмысленными. Ученики обычной школы углубленно изучают церковнославянский язык, корнеслов, библейские тексты, этимологию слов. У детей в этой школе — другие глаза, другие интересы, много выпускников становятся священниками.
Сегодняшние образовательные стандарты космополитизированы, они все дальше уходят от корней, поэтому модель русской школы имеет право на существование. Для ее реализации был создан коллектив единомышленников, учителя прошли обучение и стали экспертами в области теологии. Запомнились слова одной учительницы этой школы: «Дети — это сокровище, поэтому наш долг — отдать им свое сердце». Понравилась еще одна цитата, слова Святейшего Патриарха Алексия II: «Школа, выпавшая из традиции; школа, которая не соблюдает преемственности поколений и не передает нравственных начал, способствует только дальнейшему разрушению общества, а не созиданию его...» Точнее не скажешь...
По словам О. Бараевой, каждый год удваивается количество работ, присылаемых на конкурс, это — следствие введения в школах ОРКСЭ. Говоря о программах для дошкольников, она отметила серьезную методологическую проблему: педагоги часто заменяют православие на народную религиозность и псевдорусскость (это — когда Св. Троица подменяется березкой). Разрабатываются программы переподготовки кадров, система профессионального консультирования. Ольга Юрьевна убеждена, что педагогам нужно теологическое образование, его надо сделать доступным, увеличить число бюджетных мест.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна