Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Как обустроить наш Русский дом?

21 марта 2015 года

21 марта в Сарове состоялась очередная встреча в рамках Духовно-научного центра (ДНЦ), обсуждалась тема «Русская цивилизация и восстановление национального самосознания».

Участие в заседании приняли зам. министра культуры России Александр Журавский, постоянные члены рабочей группы ДНЦ Андрей Клепач и Игорь Манылов, а также Владимир Легойда, Игорь Мещан, Феликс Разумовский, Владимир Бетелин и другие участники, занимающие видное положение в государстве и обществе. Саров представляли руководители города и Ядерного центра, научная общественность, духовенство.
Заседание открыл митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Владыка признал, что обсуждаемая тема — безгранична, включает много аспектов, но «мы понимаем, что восстановление национального самосознания должно основываться на тех традициях и устоях, которые сформировал наш народ и страна на протяжении тысячелетней истории своего существования». Владыка убежден, что залогом сохранения русской цивилизации является «повышение градуса единомыслия, соборности и согласия». Он сформулировал задачу ДНЦ как обозначение, осмысление проблем и поиск их решения.

Российский миллиард

Научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ и сопредседатель ДНЦ Радий Илькаев считает, что нужно сделать Россию ухоженной, все общество должно работать над этим. Необходимы долгосрочные задачи развития общества, на сто лет вперед:
Россия — величайшая страна, и в настоящее время мы конкурируем с т. н. «золотым миллиардом». Это они устроили две мировые войны, в их среде зародился фашизм, поэтому у нас очень серьезный оппонент с жесткой политикой. И совершенно очевидно, что Россию в покое никто не оставит...
Наше ядерное оружие — это оружие сдерживания. Под его защитой мы можем спокойно жить и работать. Но надо понимать, что эти знания и технологии невозможно остановить, поэтому рано или поздно оружие массового поражения будет запрещено. И защитить такую большую страну с таким малым населением без ЯО станет невозможно. И для нормальной защиты России нужно будет, чтобы в ней жил примерно миллиард людей. Вот задача перед обществом на сто лет вперед. Но для этого у нас должна быть совершенно другая жизненная философия. Российский миллиард в принципе не создать без участия Русской Православной Церкви, которая является нашим духовным стержнем.
По мнению митрополита Георгия, с помощью Божьей мы сможем решить и эту задачу. В качестве примера он привел чудо возрождения Русской Церкви за 25 лет, во что не верили многие даже в церковной среде. Владыка: «Для чего нам нужно духовное возрождение? Мы сегодня ставим экономические и оборонные задачи, но их не решить без духовной основы, а носителем духовности является Русская Православная Церковь. Это надо объяснять людям, ведь до сих пор в сознании многих интеллигентов Церковь — это отсталость и невежество». «Российское общество часто объединяется только в предвоенном состоянии, но у нас есть и другой опыт, — отметил владыка. — Наша работа — как настойка, мы должны настояться в единении...»

Кто мы?

С основным докладом «Национальная идентичность. Кто мы?» выступил историк, писатель и ведущий программы «Кто мы?» на ТК «Культура» Феликс Разумовский. Этой программе почти 25 лет, но ее автору до сих пор есть что сказать.
Слово «идентичность» стало популярным после речи Президента Путина на Валдайском форуме в 2013 году, где он отметил, что корень всех наших бед — в проблемах разрушенного духовного и национального кода нации и идентичности. Однако общественного обсуждения этой темы не произошло. По мнению докладчика, причина в том, что в сфере национального сознания мы сейчас выруливаем на путь возрождения и идеализации советских идей и образов, на привычную колею безнационального патриотизма, а это в идеологической сфере — тупик. В СССР хотели сформировать новую, советскую, общность людей, и все русское последовательно уничтожалось. Все, что мы получили в плане идентичности, — руины. И прежде чем ставить задачи, нужно пройти путь формулирования, кто мы такие, и что нас объединяет? Надо начать об этом говорить.
Беда в том, что эта проблема родилась не в Советском Союзе, а гораздо раньше. В результате правления Петра I мы получили раскол общества, появление элиты, утратившей знание и понимание своей страны. В комедии Д. Фонвизина «Бригадир» дворянский недоросль Иванушка говорил: «Тело мое родилось в России, это правда; однако дух мой принадлежал короне французской». Уже в середине XVIII века в России сформировался тип человека без Отечества, и это было осознано как проблема. Всю русскую культуру конца XVIII и XIX века можно представить, как преодоление «кризиса беспочвенности», а сегодня это явление называют кризисом идентичности.
По мнению Ф. Разумовского, мы сегодня не готовы разговаривать на тему национальной идентичности, поскольку все идеологи придерживаются либо позитивистской модели истории, которой пользуются наши враги, либо марксистской — исторического материализма, а в этих понятиях нельзя описать нашу реальную историю. Пушкин — своей жизнью преодолевший кризис беспочвенности и из вольтерьянца ставший национальным поэтом — первым сказал о том, что западная наука не подходит для изучения русской истории, которая «требует другой мысли и другой формулы». По утверждению Ф. Разумовского, современная историческая наука, имеющая западные корни, дает нам ложный взгляд на самих себя. А адекватная русская история — это в первую очередь художественная литература. Ф. Разумовский: «Лучшая история — это повесть «Капитанская дочка». Прочитав ее, мы сразу понимаем, в какой стране живем».
Начиная с 1990-х гг. мы оказались не у себя дома. И дело не только в вере. Потому что спасаться можно в разных местах, но сохранять свое Отечество можно только здесь. Если будем жить у себя дома, то все у нас будет не без проблем, но хорошо. Противостояние с Западом приобрело жесткий характер, поэтому нужно понять, что, собственно, мы защищаем? Чем мы отличаемся, и что можем противопоставить Северо-Атлантическому проекту? Ф. Разумовский выделил несколько ключевых смыслов, которые формируют русскую идентичность.
Во-первых, русская цивилизация очень религиозна. Мы не можем смириться с принципом релятивизма, с тем, что истины нет. Но на этом устроена цивилизация наших оппонентов. Однако всякие национальные достоинства имеют в качестве продолжения свои недостатки. Так, русский человек может признать в качестве высшей истины не только Христа, но и антихриста; не только Горний Иерусалим, но и «светлое будущее» или град Инонию по С. Есенину. Продолжением религиозности является русский утопизм. И даже когда в 1990-е гг. прозвучал клич «обогащайтесь», многие стали относиться к деньгам, как к фетишу.
Другой принцип русской цивилизации — универсализм, наша всемирная отзывчивость или, по формулировке Достоевского, «всемирность». Нам не наплевать на другие народы, и мы с ними строим отношения не так, как просвещенные нации Европы — на грабительских принципах. Это позволило создать величайшую Российскую империю. Но продолжением универсализма является наша слабость по части специальных навыков. У нас нет юристов и экономистов, мыслящих в русле русской цивилизации, зато все — поэты.
Фундаментальной особенностью русской цивилизации является образ и понятие Русской земли. По словам Н. Бердяева, если в Европе существует мистика крови (т. е. этнического, родового), то в России — мистика земли. Ее красота — первая ценность для русского человека. У нас даже был особенный способ богопочитания — через созерцание природы. И это сегодня абсолютно выведено из национального мышления.
По мнению докладчика, нам надо знать свои сильные и слабые стороны и понимать, насколько серьезны отличия в самосознании людей, принадлежащих к разным цивилизациям. Как написал Пушкин, «мы не имеем ничего общего с остальной Европой...»
Зам. министра культуры России Александр Журавский предложил вместо слова «идентичность» использовать понятные русские эквиваленты «самосознание» или «самоопределение». Он отметил, что перед началом работы не договорились о терминах. Что мы понимаем под национальным самосознанием? Это — этническая, гражданская или цивилизационная принадлежность? Пока нет единого понимания, разговор — беспредметен. Задаваясь вопросом «Кто мы?» докладчик так и не ответил на него. Есть ли у нас такая программа? Прозвучало много описаний, какие мы и наша цивилизация, но когда слишком много прилагательных, теряется существительное.
По мнению А. Журавского, универсализм бывает разный. Например, американский универсализм является формированием собственных смыслов и навязыванием их другим, отсюда проистекает глобализация всех американских брендов.
Председатель Общественной палаты Ярославской области Александр Грибов рассказал о практическом воспитании национальной идентичности в отдельном регионе. По его мнению, ключевая проблема — доносить идеи до широких масс. В Ярославской области в этом направлении ведется масштабная работа. Издается 30-томная «Библиотека ярославской семьи», в которой рассказывается о природе, достопримечательностях, великих людях этого края. В проекте задействованы 200 авторов, книги есть в каждой школе и библиотеке, их переводят в электронный формат. Создаются фильмы, игры на мобильниках, действует Интернет-портал ярославскиймир.рф — все делается для того, чтобы люди вспомнили свою историю и гордились ею.

Не проповедь, но свидетельство

Член Межсоборного присутствия РПЦ Дмитрий Сладков попытался в виде тезисов сформулировать задачи русской цивилизации в XXI веке.
1. Мы — великая христианская европейская цивилизация. Мы — европейцы, а значит через Византию наследуем как античность, так и средневековую христианскую традицию, и наша культура — великая европейская культура.
2. Докладчик считает необходимым преодоление советского наследства: «Сегодня две трети имен на карте России — это организаторы и исполнители геноцида собственного народа, а палачи должны быть названы поименно». Д. Сладков высказал опасение, что ради реализации важной идеи примирения истории, выдвинутой Святейшим Патриархом, будет замалчиваться тема новомучеников и исповедников Российских. Председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви В. Легойда подтвердил важность темы новомучеников. Но заметил, что не надо забывать о сути их свидетельства — они пострадали за исповедание Христа, а не выступали против советской власти.
3. Тезис многонационального российского народа не ведет никуда. — «Перед нами стоит задача формирования русской политической нации (с правом вхождения в нее граждан любого этнического происхождения) и респектабельного русского национализма».
4. Главная наша ценность — это люди. Поэтому стоит задача сбережения народа.
5. Ставка на свободу творчества и новаторства, на культурный и научный авангард. Тенденция запретов гибельна и лишает нас конкурентоспособности в быстро изменяющемся мире.
6. Стать скромнее. Критикуя бесчинства западного общества, не надо забывать о собственных проблемах: лидерству по количеству брошенных детей, абортов, подростковых самоубийств; о том, что уровень антисолидарности в нашем обществе все еще очень велик.
7. Преодоление риторики ценностей, которая легко переходит в жанр пропаганды. Люди больше верят не нашим словам, но делам. Сейчас очень мало разговора о реальном духовном опыте. Нам необходима не проповедь, но свидетельство...

В споре рождается истина

Надо сказать, что на заседаниях ДНЦ дискуссия не менее важна, чем установочные доклады. Они, скорее, дают толчок к дальнейшему обсуждению. И выступление Д. Сладкова вызвало, наверное, самую оживленную полемику.
Владыка Георгий отметил, что Запад агрессивно навязывает нам свои ценности, в т. ч. богоборческие нормы, которые нас просто убьют, поэтому мы не не можем не выражать к ним своего отношения.
Зам. научного руководителя РФЯЦ-ВНИИЭФ по технологиям испытаний Александр Чернышев не согласен с утверждением о том, что Россия принадлежит европейской цивилизации: «Западная цивилизация обязана навязывать нам смыслы потому что она живет за счет неэквивалентного обмена между оказываемыми услугами и ресурсами третьих стран. Нам навязывают образование как услугу. Это абсурд! Западная цивилизация породила смыслы, приводящие к атомизации человека, дегуманизации труда — когда уничтожаются целые классы людей. Россия всегда была вынуждена соревноваться с более экономически сильным противником. И в области технологий мы это соревнование не проиграли...
Богатство Запада, до 80 % ВВП этих стран — в сфере услуг, а не производительного труда. А русский человек всегда был человеком труда в силу географических, исторических и религиозных причин. Поэтому я бы постеснялся идентифицировать нас как западную цивилизацию. Считаю это неконструктивным и неправильным». По мнению Александра Константиновича, запуск первого спутника, полет Гагарина, стройки — все это порождение Великой Победы, это создали победители, и не говорить об этом в юбилейный год Победы — невозможно...
По замечанию Владимира Легойды, утверждение «главная ценность — это человек» находится в русле западных ценностей. А ценность государства в советскую эпоху — это искаженная восточно-христианская ценность Бога и святых, своего рода эрзац-религия.
Андрей Клепач считает, что советская традиция — это не только новомученики и лагеря, но и масса позитивных явлений. Советская традиция показывает, что жизнь не может строиться только на деньгах, множество людей смогли получить знания и реализовать себя. Многие не были христианами, но, по сути, жили по-христиански. А. Клепач убежден, что сейчас в России идет возрождение национального самосознания, мы уходим от советского человека, и большинство приходит к осознанию себя русскими людьми, а не европейцами или гражданами мира. А для русского человека естественно быть православным.
По мнению Андрея Николаевича, идея построения политической нации — крайне опасна. Это было реализовано, например, в Югославии, и, в итоге, этой страны не стало. И как в царской России инородцы присягали «белому царю» и служили ему, так и сейчас нам важно объединить неправославные народы, для которых Россия — тоже родина, и они ее любят. Поэтому во главу угла надо ставить то, что нас объединяет, а не разъединяет. Негативным примером является официальная государственная политика десоветизации в Прибалтике и на Украине, которая способна только разъединять общество.
Ф. Разумовский не согласен с тем, что Россия должна завести у себя европейские институты — независимый суд и юриспруденцию — главные тезисы либеральной программы. Он отметил, что нравится нам или нет, но в России не было договорной культуры. Элементы национального права можно вводить в России не на руинах идентичности, в состоянии национального развала, а тогда, когда мы будем у себя дома. По-другому не получится. Д. Медведев говорил о том, что в России нужно установить диктатуру закона. Чтобы это было возможно, в Троице-Сергиевой Лавре должен жить прп. Сергий. Без нравственного начала и авторитета русское право не работает. Никакие законы и документы не выполняются сами по себе.
Его поддержал В. Легойда: «Наш правовой нигилизм должен уравновешиваться религиозным сознанием». А. Журавский не согласился с утверждением о присущем русской цивилизации правовом нигилизме, он считает, что у нас было разделение гражданского и церковного права. Вокруг этой темы возникла дискуссия, в конце которой А. Журавский согласился с тем, что в европейской цивилизации право — антропоцентрично, а у нас — христоцентрично.
По мнению Александра Владимировича, наша идентичность — имперская, а заниматься нациестроительством можно только применительно к гражданской нации. Мы должны создать цивилизацию только для русских или такую цивилизацию, где русские как доминирующая нация чувствовали бы себя комфортно, а не прятали бы глаза, выслушивая штампы с очевидным негативным подтекстом про русскую лень, пьянство и дороги? А. Журавский: «Нужно ответить на вопрос кто мы: Третий Рим, диктатура пролетариата, страна победившего социализма, страна победившей молодой демократии, или империя? И если будет достигнут консенсус, тогда ставить дальнейшие задачи».

Образование без воспитания - нонсенс

Владимир Легойда как преподаватель вуза отчетливо понимает, что единый народ создается единой системой образования. По его словам, сейчас такого инструмента нет, поэтому говорить о национальной идентичности преждевременно. В. Легойда: «Традиционно в русской культуре образование включало в себя обучение и воспитание. В последние десятилетия воспитание выпало из образовательного процесса, и мы пришли к тому, что у молодежи отсутствует знание как самостоятельная ценность. Образование будущего — это умение задать вопрос, на который нельзя сразу найти ответ в Интернете. Для нового поколения школа и вуз — это просто ступени для социализации, направленные на получение определенных благ жизни. Раньше молодые специалисты спрашивали: «Чему я могу научиться?», а теперь — «Сколько я буду получать?» Проблема усугубляется еще и нашим нежеланием видеть изменения, которые произошли в сознании молодежи».
Владимир Романович высказал убеждение, что государство без идеологии жить не может, это, своего рода, социальный клей: «И я могу только приветствовать то, что она опирается на нравственные и, в т. ч. религиозные ценности. Но при этом существует опасность для Церкви. Мы должны понимать, что идеология не тождественна религии, которая есть свободное исповедание веры. Христианство — это не набор ценностей, а Христос. Ценности уже вытекают из этого, они вторичны».
Директор НИИ системных исследований РАН академик Владимир Бетелин поддержал тезис В. Легойды о том, что вопрос образования — центральный. Если нынешняя ситуация не изменится, то миллиарда у нас никогда не будет. Потому что молодежь характеризуется словами «амбициозные и бессмысленные».

Божий аванс

Михаил Тарусин, руководитель сектора социологии Института общественного проектирования, в своем докладе «Собирание русских земель. Аванс 2014 года» напомнил историю Крыма. Кто говорит: «Крым — не Россия», просто игнорирует тот факт, что духовно и исторически это — русская земля. В Крыму произошло крещение князя Владимира. Еще в середине X века князь Святослав образовал там Тмутараканское княжество, которое просуществовало два века, оно упоминается в «Слове о полку Игореве». При Екатерине Великой вышел указ о присоединении Крыма и Кубанских земель. В 1918 году в Крым вошли украинские войска, которые вскоре уступили его немцам, им Крым был не нужен. А в 1954 году, при Хрущеве, Крымская область была передана в состав УССР. Тогда этому не придали значения, но после распада СССР неожиданно крымчане оказались в положении изгоев на украинской земле. Более двух десятилетий ничего не вкладывалось в развитие этого региона.
Сейчас в Крыму проживает 58 % русских, 24 % украинцев, 12 % татар, а всего — около шестидесяти народностей. Всех их объединило желание видеть Крым в составе России, но присоединение Крыма для многих явилось неожиданностью.
М. Тарусин: «Я уверен, что произошло Божье чудо. Более ста лет Русская земля разъединялась и распадалась. А это — поворотный момент в истории. Я убежден, что для нас это — Божий аванс и великое испытание, ведь дары можно преумножить или расточить. Мы должны собирать русские земли под какими-то знаменами, которые еще предстоит поднять. Я надеюсь, что это будет сделано, и Крым станет не последней землей, соединившейся со своей исторической родиной — Россией».
Митрополит Георгий, говоря об уникальности русской цивилизации, привел пример добрососедских отношений русских и татар на территории Нижегородчины в течение уже 500-700 лет. В нашей области полтора района татар, 52 мечети. Владыка убежден, что Российская империя сформировалась на основе православных ценностей: «Она впитывала в себя народы, не разрушая их традиции и культуру, но защищала, обогревала и развивала их. Поэтому и стремились к «белому царю». Когда европейцы пришли на Американский континет, они уничтожили индейцев. А теперь нам предлагают отказаться от своей русскости и веры якобы для того, чтобы малые народы были с нами в равном положении. На самом же деле, от этого проиграют все. Пусть каждый народ знает свою веру, культуру и живет на этой земле. Опыт формирования России — это благодатный опыт».

Самая болезненная тема

Обсуждение выявило очень болезненное отношение к теме советского периода истории. Участники приводили массу как положительных, так и отрицательных явлений — в зависимости от того, какую мысль они пытались донести.
Академик В. Бетелин отметил, что в СССР у людей все-таки была самоидентичность, а теперь ее нет. В СССР учили думать; учили, что работа — это образ жизни; учили ответственности за порученное дело. Во-многом, успехи и достижения нашей страны были связаны с этим. А сейчас этого нет.
Владимир Борисович: «Судить палачей? Хорошо. Но у нас за последние 25 лет погибло порядка 45 млн населения. Этот счет — уже к реформаторам. Кто за это ответит? Поэтому этот вопрос надо обсуждать аккуратно».
А. Журавский напомнил, что до 1926 года украинцы и белорусы даже во время переписи значились как русские. А cпустя время у нас появились три места в Совбезе ООН и то, что мы получили, — в значительной мере результат советского нациестроительства. Именно в СССР была заложена эта бомба замедленного действия. А. Журавский: «Тогда же было разрушено чувство дома, своих корней, как в песне: «Наш адрес не дом и не улица, наш адрес — Советский Союз». Когда-то единая русская нация стала перекати-поле. Мы должны это осознать и сформулировать ответ на такую ситуацию. Но если мы будем постоянно заниматься болезненным самосознанием и предъявлять исторические счеты, мы далеко не уйдем и не создадим ничего своего. Нужно уйти от негатива по отношению ко всему русскому, начать уважать себя и знать свое. Вернуть человеку землю, чувство дома, научиться обустраивать этот дом. У нас много земли и она, получается, ничья. Людям надо давать инфраструктурно подготовленную землю.
Что касается демографии, то поводов для уныния нет, если мы вспомним результаты Столыпинской реформы. Тогда ежегодный естественный прирост народоселения составлял от одного до двух миллионов за счет того, что у людей появилась земля и уверенность в завтрашнем дне. Материнский капитал, который сейчас стали давать — невелик, но он позволяет быть более уверенным. Система социальной поддержки, родовспоможения, материнства и детства сыграют свою роль. Это надо продолжать...
У Александра Владимировича трое детей, свое будущее он связывает с Россией, и ему не все равно, в какой стране им предстоит жить....
Ф. Разумовский отметил, что в результате Первой мировой войны Российская империя развалилась изнутри, и мы получили историческую катастрофу. Сейчас не принято говорить о том, что Украина стала независимой в результате предательства, по одному из условий Брестского мира, подписанного большевиками, когда 18 российских губерний, треть населения страны были отданы врагу. Как нам противостоять развалу изнутри?
По мнению владыки Георгия, мы последние 300 лет все время учимся у Европы. Когда мы уже научимся и перестанем оправдываться? Например, Русская Православная Церковь вполне самодостаточна, мы уже выросли...
Митрополит Георгий:
Мы боимся осознать тот факт, что без веры мы рассыпаемся, распадаемся, это — беда. При помощи одних только научных, экономических и политических инструментов, но без мировоззренченской основы этого понять нельзя, не будет полноты истины... Мы должны попытаться выстроить «дорожную карту» — проанализировать, в каких блоках у нас произошли сбои, и что надо делать для исправления ситуации. И не надо во всем поносить советскую эпоху, в 1990-е гг. было гораздо хуже...
По мнению владыки, мы не знаем своей истории, не понимаем, как собиралась страна, поэтому часто неблагодарны по отношению к предшественникам, и не умеем передать детям чувство гордости за Родину. В советское время люди знали реальных героев (Стаханова, Чкалова), а теперь мы вместо реальных героев знаем актеров, которые играют героев.
В. Бетелин отметил, что мы не просто не знаем своей истории и достижений, но все сознательно делается для того, чтобы мы не знали. На это направлена политика в области образования.
По мнению В. Легойды, продолжая разговор об идентичности, следует остановиться на гражданской идентичности, хотя у нас в мире нет такого положительного опыта. Американцы отказались от идеи «плавильного котла» наций, она не работает. Мультикультуризм по-европейски также потерпел крах, происходит исламизация Европы, и это уже необратимый процесс. Владимир Романович приводил примеры глубокого проникновения в нашу жизнь ценностей западной культуры. Запретом сети ресторанов «Макдональдс» не решить проблему «макдональдизации общества», надо предлагать что-то свое, альтернативу.
Встреча выявила как различия во взглядах участников, так и желание выработать единую позицию. По словам Р. Илькаева, сейчас главная задача — оформление результатов дискуссии, чтобы как можно большее количество людей знали об этом. Зам. председателя СИНФО Игорь Мещан предложил систематизировать работу ДНЦ, издавать альманах по итогам года. Руководителем редакционной группы попросили стать Владимира Легойду.
 
Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст М. Курякиной, фото - А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.