Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Еще один святой Серафим

21 февраля 2015 года

Очередная встреча в Клубе любителей православной книги 19 февраля была посвящена книге «Серафим значит пламенный» о священномученике митрополите Серафиме Чичагове. Автор книги – Владимир Юлин, дипломат. Он был женат на правчнучке митрополита Серафима и книга во многом основана на семейных преданиях.

Митрополит Серафим Чичагов – личность удивительная. И не только своей цельностью и многогранными талантами: он и военный инженер, и композитор, и художник. Не только мужеством переломить собственную судьбу: из блестящего военного, потомственного дворянина  он стал священнослужителем, а в Царской России это был откат по сословной лестнице… Священномученик Серафим потому еще для нас личность удивительная, что нет другого человека, настолько  тесно связанного одновременно и с Саровом, и с преподобным Серафимом, и с Царской семьей.

С биографией митрополита Серафима (Леонида Михайловича Чичагова) участников встречи познакомила Надежда Тарасова. Он был потомственный дворянин знатного рода. Получил элитное военное образование в Пажеском корпусе, мог сделать блестящую карьеру при дворе, но предпочел службу в конной артиллерии. Такое решение он принял в 19 лет. А в 21 год уже отмечен генералом Скобелевым за взятие Плевны. За годы военной службы получил 14 различных наград.

В жизни Леонида Михайловича произошел духовный переворот, когда  он познакомился с отцом Иоанном Кронштадским. Глубоко религиозный с детства при встрече со святым он пережил духовное обновление. Отец Иоанн стал его духовником. Именно он одобрил решение Леонида Михайловича подать в отставку и стать священником. Это решение тяжело переживала жена, так как семья при такой перемене жизни, а особенно дочери, теряла очень многое. Уговорил ее поддержать супруга батюшка Иоанн. В 1993 году Леонид Михайловч стал священником, а вскоре внезапно скончалась его жена. о.Леонид, будущий митрополит Серафим, похоронил супругу в Дивееве (могила не сохранилась, на месте кладбища сейчас стадион). К тому времени Дивеево уже стало для него родным, была завершена Летопись Дивеевского монастыря. Отец Леонид написал ее после знакомства с блаженной Пашей Саровской, в категоричной форме передавшей ему волю батюшки Серафима – доложить Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления. О.Леонид в скором времени после смерти жены принял монашество с именем Серафим, в честь  старца Серафима Саровского, явления которого он сподобился после завершения Летописи. Этот серьезный исторический труд, написанный как высокохудожественное литературное произведение, сыграл роль катализатора в прославлении святого. Император ознакомился с Летописью  и уже не оставлял мысли о прославлении святого, настоял на этом, преодолев первоначальное сопротивление большинства членов Священного синода.

Написанием Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, жития преподобного Серафима Саровского и посвященной ему церковной службы связь митрополита Серафима с Саровом не заканчивается. В 1902 году по повелению императора и определению Священного синода ему были поручены подготовительные работы к торжествам по случаю канонизации Серафима Саровского. И работы эти были проведены на самом высоком уровне. Были продуманы маршруты движения паломников и Царской фамилии. Дороги были идеально укатаны. Императора и его семью на каждой границе встречали крестьяне в народных костюмах. При Саровском монастыре были выстроены благоустроенные гостиницы для разных сословий,  развернут паломнический лагерь почти на полмиллиона человек. На хлеб, воду и извоз установлены твердые цены. Именно в этот период торжеств впервые было использовано, хотя и по ошибке, словосочетание «город Саров» (в одной из правительственных телеграмм). Подробно об участии митрополита Серафима в прославлении преподобного и подготовке к торжествам в 1903 году рассказал иерей Сергий Скузоваткин: «Прославление стало официальным масштабным шагом в почитании преподобного Серафима Саровского. Монахи и после прославления славились своим гостеприимством, продолжали поддерживать традиции теплого приема паломников, прибывающих поклониться мощам святого. Условия в Сарове были на самом высоком уровне, как нигде. Поистине до прославления батюшки Серафима Саров был пустынью, а стал городом».

В 1905 году началось епископское служение Серафима Чичагова, которое пришлось на слом исторических эпох и завершилось мученической смертью на Бутовском полигоне. В тюрьму уже к тому времени престарелого и тяжело больного владыку забирали на носилках. Этот последний арест в 1937 году стал его восхождением на Голгофу. Мощи священномученика не обретены, так как всех бутовских узников хоронили в братских могилах.

На встрече расказывалось о разных гранях таланта владыки Серафима.  Он писал иконы. Причем многие саровчане, сами того не зная, знакомы с ними. Запрестольный образ Христа в храме Иова Многострадального и образ батюшки Серафима в келье на Дальней пустынке - это копии икон священноученика Серафима Чичагова. Он писал духовные стихи и музыку.  И еще одна сторона жизни митрополита Серафима – его занятия медициной. Сообщение о медицинском наследии митрополита сделала член Клуба Наталия Кулик, по профессии врач. Она ознакомилась с книгой «Медицинская система митрополита Серафима Чичагова» Ксении Кравченко. И, увы, пришла к выводу, что это издание не имеет никакого отношения ни к медицине, ни к митрополиту Серафиму.  Его перу принадлежит труд  «Медицинские беседы», в котором много внимания уделяется истории медицины вообще и в частности гомеопатическому методу лечения больных, так как митрополит Серафим изучал гомеопатию. Заняться сначала благотворительностью, а потом и медициной, его подвигло сострадание к раненым, множество которых он видел во время военных действий. Будущий митрополит Серафим участвовал в работе благотворительного общества помощи военным, в формировании санитарных поездов, заботился о сиротах погибших солдат и офицеров. Затем посещал медицинские курсы, после которых  так же основательно, как он делал все, занялся гомеопатией и успешно применял свои знания на практике.

Желающим подробнее познакомиться с жизнью священномученика Серафима (Чичагова), стоит прочесть о нем рекомендованную на Клубе книгу «Серафим значит пламенный» и труды его собственного сочинения.  Удивительна и многогранна личность этого святого, новомученика, неразрывно связанного с нашим городом. Вместе с батюшкой Серафимом он еще один наш небесный покровитель. 

Культура / 2018 год / 20181205-Снимают передачу о святынях Нижегородчины
В соборе Михаила Архангела в нижегородском Кремле
В соборе Михаила ...
В музее Ядерного оружия. Саров
В музее Ядерного ...
На ступенях Троицкого собора Дивеевского монастыря
На ступенях Троиц...
 
 
 
На Святой Канавке Дивеевского монастыря
На Святой Канавке...
Вид на Троицкий собор Дивеевского монастыря
Вид на Троицкий с...
Икона Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская
Икона Божией Мате...
Интерьер Троицкого собора Дивеевского монастыря. Сень над ракой с мощами батюшки Серафима
Интерьер Троицког...
 
Саровские пещеры
Саровские пещеры
Сумерки в Дивеевском монастыре
Сумерки в Дивеевс...
На Дальней пустынке прп. Серафима. Саров
На Дальней пустын...
Встреча с арзамассцами в Дивеевском монастыре
Встреча с арзамас...

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.