Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Первая просветительская встреча в Духовно-научном центре монастыря

18 января 2015 года

В этом году в рамках Серафимовских чтений впервые заработала секция для старшеклассников, студентов техникумов, колледжей и вузов. Поэтому Пятые Серафимовские чтения называются уже не только детскими, но и юношескими.  С этим совпало еще одно событие – просветительским целям начало служить помещение Духовно-научного центра, расположенное непосредственно в западной келейном корпусе Свято-Успенского мужского монастыря – Саровская пустынь.

Прекрасно отремонтированные комнаты приняли 17 января участников юношеской секции чтений «Духовная безопасность в современном обществе». В состав жюри вошли зав. кафедрой теологии СарФТИ НИЯУ МИФИ Оксана Савченков, зав. библиотекой  СарФТИ  Елена Юткина, а  возглавил его наместник Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков).

Из заявленных на участие в чтениях девяти работ были представлены восемь, всего  участников было 12,  9 из них – саровчане. Юноши и девушки, учащиеся старших классов православных гимназий, а также студенты Саровского медицинского колледжа, политехникума и саровского физтеха,  затронули в своих работах актуальные темы современности: развитие неоязычества в России,  опасность наркотиков  и интернет-зависимости,  примеры разрушительных для психики молодежных субкультур. Православные гимназистки углублялись в русскую литературу и историю богословия, светские студенты открывали для себя наследие преподобного Серафима Саровского.

Первого места, по мнению жюри, оказались достойны две индивидуальные работы – учащегося 11-го класса Православной гимназии Дзержинска Ильи Кудиновича «Неоязычество в России» и десятиклассницы Гнилицкой православной гимназии Ирины Артемьевой  «Религиозные мотивы в романе И.С.Шмелева «Пути небесные».

Первая тема – очень актуальна, так как неоязычество сегодня втягивает в свои ряды все больше и больше городской интеллигенции, развивается от неприятия технизации и глобализации общества, от любви к природк и увлечения простыми формами жизни к ложной религии, уводящей человека от Бога. Докладчик отметил как ксенофобию, так и резкое неприятие православия у лидеров российского неоязычества. Молодые люди осознают необходимо изучать духовную опасность явления и быстро реагировать на этот вызов времени. Что касается второй удостоенной диплома первой степени работы, то знакомство с творчеством Ивана Шмелева в наши дни для многих может стать духовным утешением. Но не только. Это еще и знакомство с традиционным укладом жизни в дореволюционной России, с мировоззрением наших православных предков. Огромное место в нем было отведено Промыслу Божию. Именно эта тема заинтересовала девушку  в романе «Пути небесные». В отличие от романов  «Лето Господне» или «Богомолье» внешним обрядовым формам в нем уделено значительно меньшее внимание. Главное же – путь человека к Богу, чудо его преображения светом веры  и содействие этому Промысла Божия.  Тема наиболее актуальная для православного христианина во все времена. В понимании, как  человек приходит к Богу – не путем разума, а через соприкосновение с живой верой другого человека – Шмелев, по мнению докладчицы, очень близок к Достоевскому.

Три вторых места жюри отдало следующим работам:  «Интернет-зависимость и влияние интернета на психику подростка», ее авторы Анастасия Маркина и Елена Федюшина – студентки 4-го курса Саровского  медицинского  колледжа;   «Псалтырные молитвы в лирике Феофана Прокоповича» (Фадеева Мария, 10 кл. Гнилицкой православной гимназии) и «Работники РФЯЦ-ВНИИЭФ о преподобном Серафиме Саровском» (Бакайкин Дмитрий, Васюхин Александр, Борисков Александр  - 3-й курс СарФТИ НИЯУ МИФИ).  Исследование будущих медиков обратило на себя внимание не только актуальностью, но и глубиной и проработанности  материала,  четким и грамотным изложением, остроумным оформлением, хорошо сформулированными выводами. Хотя интернет-зависимость у опрошенных первокурсников вопреки гипотезе выявилась не столь значительная,  совет им был дан: ценить время реальной жизни и личного человеческого общения.  Работа гимназистки Марии Фадеевой была интересна самим выбором темы  и погружением в историю. Мария сравнила тексты псалмов Феофана Прокоповича  с текстами псалмов Царя Давида. Она показала, как многое в них отличается от псалмов Библейских (и даже утеряно), не смотря на то,  что первоначально Феофан Прокопович ставил перед собой благую цель  – сделать псалмы Давида более понятными своему современнику.

Остальным докладам было присуждено третье место. Все три работы были, безусловно, интересными и равными друг другу по уровню духовного осмысления материала.  Девятиклассница Екатерина Драгунова, которая представляла Дворец Детского и юношеского творчества, удивила всех темой своей работы «Крипипаста: в чем ее опасность?». В аудитории нашелся только один человек, который знал,  что это такое благодаря своей дочери-подростку, для остальных явление было совершенно незнакомым. Однако его опасность быстро стала очевидна, стоило только взглянуть на собранные и классифицированные докладчицей образы героев субкультуры. Эти «герои» имеют огромное число фанатов и обросли своеобразными интернет-легендами. Которые, стоит отметить, имеют антихристианскую направленность. Вызывая жалость к себе той несправедливостью и страданиями, которые им пришлось претерпеть, вымышленные персонажи привлекают внимание переживающего психологический кризис подростка и разворачивают его мышление в сторону  мрачной агрессии – реванша через месть, убийство. Тот, над кем надсмехались, измывались, с кем обошлись несправедливо и жестоко, сам становится палачом. Все это умело маскируется невидимой закадровой рукой. Подростки тем временем сами начинают творить в стиле «крипи» – пишут рассказы и стихи, рисуют и пр., незаметно подпадая под влияние мрачной  моды.  Ощутить на себе этот негатив успели даже участники секции, всего десять минут вникавшие в тему.

Противоположная атмосфера создалась, когда слушали доклад Артема Малахина, студента 2 курса ГБПОУ СПТ им.Б.Г.Музрукова на тему  «Накопление капитала добрых дел. Поучения преподобного старца Серафима Саровского в судьбах людей». Обратило на себя внимание то, с каким воодушевлением юноша  рассказывал о своих первых открытиях в области духовной жизни, которые он сделал на примере жития батюшки Серафима и знакомства с местами его подвигов.

 Еще одна работа, получившая диплом за третье место, это видеоролик «Если бы ты вовремя сказал «нет!»  студентов 2 курса Саровского медицинского колледжа Никиты Гетманца и Ярослава  Бахтыреева. Ребята постарались сделать социальную рекламу, которая смогла бы предостеречь сверстников от употребления  наркотических средств. Этот ролик авторы предложили использовать на беседах с подростками об опасности наркотиков.  И не только наркотиков. В жизни многим явлениям надо суметь сказать «нет».

 В заключение председатель жюри о.Никон еще раз напомнил участникам о теме секции – «Духовная безопасность», проведя параллель с правилами дорожного движения и законами государства, существующими для упорядочения отношений между людьми:

– Духовная  безопасность как раз и заключается в том, чтобы мы научились соблюдать правила жизни, которые,  на самом деле,  – не просто правила, а данные Богом законы. Все Божии законы можно свести к одному – к закону любви, которая долготерпит,  не раздражается, не гневается, не превозносится, не бесчинствует, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всему верит, всего надеется, не ищет своего, все переносит и никогда не перестает…  (точный текст вы найдете в Первом послании апостола Павла к коринфянам). Эти четырнадцать граней любви заложены в свод духовной безопасности, который называется «Библия». Там есть ответы на все вопросы жизни. И не надо думать, что мы живем как-то по-другому, иначе, чем жили древние. Все мы – о двух руках, о двух ногах и т.д.   И имея одного Духовного Отца, Который каждому вдохнул часть Своего Дыхания –  жизни, мы все живем по закону формируемой Им семьи. Духовная безопасность – это соблюдение всего того,  о чем Он нас просит. А так как это – закон любви, а любить заставить невозможно, все устроено Богом так, чтобы мы, живя и не теряя дарованную нам свободу, научились делать правильный выбор.

В завершение после вручения дипломов и призов участники секции сфотографировались на память с о.Никоном и членами жюри. Это стало действительно историческим фото о первом мероприятии на территории Духовно-научного центра монастыря. 

 

 

События и праздники / День семьи любви и верности 08.07.2011
 
Ну как же без бутербродов!
Ну как же без бут...
Добровольные помощники жюри тут как тут!
Добровольные помо...
Блины исчезают быстрее, чем фотоаппарат наводит на резкость
Блины исчезают бы...
 
Жюри кажется растерялось...
Жюри кажется раст...
 
А вот и добровольные помощники жюри!
А вот и доброволь...
И этот пирог мы сейчас тоже попобуем!
И этот пирог мы с...
Угощайтесь все!
Угощайтесь все!
 
Поздравляем молодую семью - Ершовых!
Поздравляем молод...
 
Как же без подарков?
Как же без подарк...
Дружная приходская семья
Дружная приходска...
1 2 3 4

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото - Анны Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.